Итоги страхового рынка Казахстана за I полугодие 2016 года
Статьи и аналитические материалы страхового рынка
Кризис страховщикам не грозит
Сборы премий все еще опережают выплаты.
Последний «Альянс» покидает рынок?
Страховой компании «Альянс Полис» приостановили лицензию.
Национальный банк c 14 июля 2016 года приостановил на 6 месяцев действие лицензии страховой компании «Альянс Полис» (принадлежит ТОО «KNGFinance», бенефициаром которого является бизнесмен Галимжан Есенов – зять Ахметжана Есимова, экс-мэра Алматы, в настоящее время председателя правления АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» – прим. ред.).
Приостановке лицензии предшествовало невыполнение компанией пруденциальных нормативов по уровню капитала и размещению активов, хотя с января по май показатели компании были в норме. Не исключено, что за приостановлением лицензии на столь длительный период – до конца года, последует отзыв лицензии. В этом случае, согласно законодательству, наступает принудительная ликвидация страховой компании.
Страховой рынок ожидал подобного развития событий, поскольку с начала года ТОО «KNGFinance», имеющий статус страхового холдинга, провело реорганизацию страхового бизнеса, а фактически - его продажу. В мае была завершена сделка продажи компании по страхованию жизни Grandes страховой компании Standard (акционерами компании выступают физические лица с пакетом акций в размере 79,3%, крупный участник – Кенес Ракишев с долей участия в размере 20,7%). А ранее, в январе, акционер принял решение передать в Standard страховой портфель «Альянс Полиса». Не переданными остались лишь два класса страхования: от прочих финансовых убытков и на случай болезни.
Размер переданного в Standard портфеля составляет коммерческую тайну. Доступной статистики нет, но для справки сообщаем, что за прошедший 2015 год «Альянс» собрал страховых премий в сумме 6,5 млрд тенге, из которых 2,2 млрд тенге приходилось на премии по страхованию ГПО автовладельца.
Далее события развивались следующим образом. В феврале решением единственного акционера было принято решение о добровольном делистинге акций «Альянс Полиса» из официального списка KASE. Чуть позже совет директоров «Альянс Полиса» своим решением закрыл все филиалы компании в регионах.
Тем не менее, в мае «Альянс Полис» внезапно возобновил сбор премий, и на 1 июня его страховой портфель составлял 406,9 млн тенге, из которых основная доля в 354,1 млн тенге были премиями по добровольному имущественному страхованию, 171 млн тенге – по добровольному личному страхованию и 101,3 млн тенге – по ГПО автовладельцев.
Приостановка лицензии означает, что «Альянс Полис» теперь не сможет заключать новые договора страхования и его деятельность сфокусируется на выполнении обязательств по действующим договорам.
Важно отметить, что приостановление лицензии – это мера регулятора, которая направлена на ограничение деятельности страховщиков, которые не соответствуют требованиям пруденциальных нормативов. Однако отзыв лицензии и последующая за ним принудительная ликвидация страховой компании – не частое явление. В последний раз регулятор наказывал страховщика отзывом лицензии в 2012 году, когда была отозвана лицензия у компании «Эко Полис». Причем, тогда страховой портфель ликвидируемого страховщика также был передан в Standard.
При ликвидации страховой компании важно то, что законодательство защищает права потребителей по обязательным классам страхования посредством гарантирования страховых выплат. Если компания, к примеру, имеет страховой портфель по обязательному страхованию ГПО автовладельца, то ее уход с рынка затронет интересы огромного числа клиентов – физических лиц, застраховавших свою ответственность. В таких случаях срабатывает механизм гарантирования.
«Законодательство четко прописывает алгоритм действий в таких ситуациях. В случае принудительной ликвидации страховой компании договоры страхования, действующие на момент начала процесса ликвидации страховщика подлежат передаче другой организации. Помимо этого Фонд гарантирования принимает на себя функцию по осуществлению страховых выплат по заявленным, но неурегулированным страховым убыткам на момент ликвидации страховой организации», - поясняет председатель правления ФГСВ Диляра Каракулова.
Поскольку страховой портфель «Альянс Полис» передал еще в начале года, остается открытым вопрос об урегулировании возможных убытков по премиям в 101,3 млн тенге, полученных перед приостановкой лицензии. Однако, в масштабах рынка - это не большие объемы: примерно 12,5 тысяч полисов и даже если по каким-то причинам компания не сможет в полной мере осуществить выплаты, затраты покроет Фонд гарантирования, обладающий для этого достаточными резервами. На начало июля резервы ФГСВ по гарантированию ГПО владельцев транспортных средств составляли прядка 7 млрд тенге. Общая сумма резерва гарантирования Фонда способна покрыть 43,5% от общей суммы страховых резервов всех страховых компаний – участниц системы гарантирования по ГПО автовладельцев (23 страховые компании). Всего Фонд осуществил выплаты по четырем страховым компаниям на сумму 771 млн тенге.
Медицинская история
Если ситуация с обязательными гарантируемыми классами вполне понятна, то как быть с обязательствами «Альянс Полиса» по обязательным негарантируемым классам, в частности, с обязательным страхованием работников от несчастного случая (ОСНС)?
Чтобы понимать ситуацию, надо вспомнить ее предысторию. Дело в том, что премии по этому классу страхования до недавнего времени собирали компании по общему страхованию. Затем, с 2012 года, сбор премий передали компаниям по страхованию жизни, однако выплату ущерба по договорам страхования, действующим на момент изменения законодательства, оставили за страховщиками, которые эти премии собирали.
Надо сказать, что страхование работников от несчастных случаев на производстве – довольно сложный вид страхования, в котором смешались интересы государства, работодателя и страхового рынка. Задача такого страхования – дать финансовую защиту работнику, пострадавшему на производстве от несчастного случая. На деле же, как показывала статистика последних лет, львиная доля выплат по ОС НС приходилась на профессиональные заболевания, возникновение которых – это процесс скорее закономерный, чем случайный. Фактически государство и работодатель перекладывали на страховые компании бремя ответственности за профессиональные заболевания своих работников. А ведь именно профессиональные заболевания возникают вследствие вредных условий труда, отсутствия профилактики заболеваний и, по сути, являются прямой сферой ответственности работодателя и контроля со стороны государства. Поскольку страховым случаем признавался факт утраты трудоспособности здоровья, который устанавливался экспертной комиссией, а не само профессиональное заболевание и причина его возникновения, то все это создавало хорошую почву для мошенничества и приводило к миллиардным выплатам со стороны страховщиков, поскольку четкого перечня профессиональных заболеваний не было, а болезни были хронические.
Например, к системе страхования присоединили четвертую группу утраты профессиональной трудоспособности. Именно в этой группе фиксировалось наибольшее число мошенничеств и всевозможных схем между потерпевшими, медицинскими учреждениями, а в ряде случаев – и работодателями. Для страховой компании главный риск заключался в том, что работник вредного производства мог хронически болеть годами, но пройти обследование и выявить заболевание только в момент действия договора с какой-то определенной компанией, которая и получала обязанность выплачивать ущерб за потерянное здоровье. Именно по причине неопределенности выплат, страховой сектор с недавних пор перестал считать крупнейших работодателей «лакомым куском» и прекратил биться за договора с промышленными гигантами.
Тем не менее, отсутствие повышенного спроса к страхованию ответственности крупных работодателей, не привел к росту стоимости контрактов. Наоборот, наблюдается ценовой демпинг, поскольку заключение одного договора на сумму 2-3 млрд тенге страховых премий привлекает страховщиков и зачастую заставляет фактически закрыть глаза на возможные риски.
«Альянс Полис» никогда не был лидером в ОСНС. Однако после присоединения к нему в декабре 2011 года компании «Пана Иншуранс», получил в наследство огромный контракт с металлургическим гигантом «Арселор Миттал Темиртау» (договор «Пана Иншуранс» заключила в августе того же года, получив страховую премию в 2,5 млрд тенге).
1 октября 2012 года «Альянс Полис» уведомил «Арселор Миттал Темиртау» о прекращении страховых выплат по данному договору страхования, поскольку, по мнению «Альянс Полиса» при заключении договора страхователь предоставил заведомо ложные сведения о количестве страховых случаев в предыдущие годы и состоянии страхового риска на предприятиях. В свою очередь «АрселорМиттал Темиртау» отверг эти претензии и начались судебные тяжбы.
Срок действия договора между «АрселорМиттал Темиртау» и «Альянс Полиса» давно истек, однако остались обязательства по выплатам, которые имеют отложенный характер. Не исключено, что страховые резервы «Альянс Полиса» в 2,3 млрд тенге – не что иное, как потенциальные выплаты по ОСНС, начисленные по медицинскому переосвидетельствованию работников металлургического гиганта.
Поскольку «Альянс Полис» уже не публичная компания, она не раскрывает детали финансовой отчетности, и понять качество активов и резервов «Альянс Полиса» сложно. Можно только констатировать снижение собственного капитала с начала года с 7 млрд до 1,5 млрд тенге на начало июня. Нераспределенная прибыль в 3,7 млрд тенге сменилась убытком в 174,9 млн тенге. Уставный капитал остался на уровне 6,1 млрд тенге. По размеру активов компания откатилась с 17-го на 29-е место среди 33 страховых компаний, размер активов в абсолютном выражении снизился с 13,2 млрд тенге до 3,9 млрд тенге с января по июнь.
Такое положение дел свидетельствует о том, что вряд ли «Альянс Полис» планирует и дальше оставаться в рабочем строю, и, скорее всего, за приостановкой лицензии регулятором последует ее отзыв.
www.abctv.kz, Татьяна Батищева, Алматы
Рынок страхования турбизнеса на грани исчезновения
С января по май 2016 года выплаты страховых компаний турбизнесу в 2,79 раза превысили собранные ими премии и эта тенденция продолжается с 2013 года. Из-за убыточности страхования данной категории многие страховщики были вынуждены сдать свои лицензии. Так, на рынке количество компаний готовых брать риски турбизнеса, сократилось до шести.
Страховая отрасль в 2015 году: устойчивый рост на фоне региональных различий
Глобальная индустрия страхования уверенно росла в 2015 году на фоне умеренного экономического роста, но перспективы остаются неоднозначными, говорится в исследовании «Сигма» компании «Swiss Re».
А воз и ныне там…
Три кита, на которых, по мнению МИР РК, должны базироваться гарантии туристов, выезжающих за рубеж, на самом деле в очередной раз оказались лебедем, раком и щукой. Отсутствие системного подхода и «латание дыр» в очередной раз не дало результата.
За страховкой в суд
Российские страховые компании каждый десятый рубль выплат отдают по решению суда
Крупнейшие работодатели РК и Минздравсоцразвития разошлись в видении социальной медицины
Представители бизнеса раскритиковали поправки к закону «Об обязательном социальном медицинском страховании», предложенные Министерством здравоохранения и социального развития Казахстана.
На прошедшей 7 июня в Астане рабочей встрече на площадке НПП «Атамекен» обсуждались поправки к закону «Об обязательном социальном медицинском страховании». Напомним, закон был принят в ноябре 2015 года, однако сразу же вызвал шквал критики со стороны предпринимателей. На сегодняшний день министерство здравоохранения и социального развития разработало концепцию законопроекта о внесении поправок в основной закон. Редакция документа предполагает 181 поправку.
Отсутствие качества при отсутствии выбора
Основной вопрос к Минздраву со стороны бизнеса таков: почему значительно возросшая финансовая нагрузка на работодателя слабо коррелируется с качеством государственной медицины при полном отсутствии у предпринимателей выбора, какой системой страхования им пользоваться: обязательной или добровольной?
Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева назвала главные опасения бизнес-сообщества: низкое качество медицинских услуг и, прежде всего, семейной медицины, что влечет за собой возросший поток жалоб из регионов на отсутствие полноценной педиатрии, огромные очереди в государственных медицинских учреждениях, отсутствие электронной системы здравоохранения.
К минусам государственной медицины также относится «не до конца решенный вопрос с развитием реабилитационной службы».
К тому же остро стоит вопрос профессиональных осмотров на предприятиях и ликвидация причин, вызывающих профессиональное заболевание. Профосмотры являются важной частью программы по охране здоровья и обязательны при заключении коллективных договоров между работодателем и трудовым коллективом. В механизм обязательной системы медицинского страхования (ОСМС) профосмотры просто не заложили, считая это прямой обязанностью работодателей.
По словам г-жи Якупбаевой, вопросы выполнения норм коллективного договора поднимались еще в прошлом году, во время принятия основного закона. И в Минздраве обещали, что после того, как будет определен перечень услуг по ОСМС и станет ясна стоимость услуг пакета услуг в рамках ОСМС, можно будет понимать, как разграничить услуги добровольного медстрахования (ДМС) и услуги ОСМС с пользой для работодателя. На деле, как показали предлагаемые поправки, ДМС все также «остается за бортом» в системе социальной медицины.
Кто должен наблюдать за Фондом
Также НПП считает важным, чтобы в наблюдательном совете Фонда обязательного социального медицинского страхования присутствовали представители общественности и, прежде всего, крупных плательщиков в фонд.
Представитель Ассоциации KAZENERGY Токжан Кожалиева пояснила, что в рамках социального пакета крупных нефтяных компаний предусмотрено прикрепление к медицинскому обслуживанию еще и членов семьи работника компании. Чтобы получать качественные услуги, предприятия покупают сотрудникам полисы добровольного медицинского страхования. Кроме того, наиболее крупные добывающие компании содержат на балансе медчасти, на обслуживание которых в среднем в год уходит до 500 млн тенге.
С введением обязательного социального медицинского страхования работодатель будет платить за медицинское обслуживание своих работников в государственный фонд.
В Ассоциации KAZENERGY предварительно подсчитали будущие затраты крупных работодателей по ОСМС. В 2013-2015 годах на медицинские услуги ежегодно тратили 200 млрд тенге бюджетных средств, согласно официальным данным Комитета по статистике. Исходя из того, что активное население составляет 5,5 млн человек, а неактивное 12,6 млн человек, в Ассоциации подсчитали, что в Фонд ОСМС в 2020 году (при ставке 5%) поступят 876 млрд тенге.
Далее представители KAZENERGY на примере одной из компаний–членов ассоциации рассказали, какие расходы понесут работодатели. Приблизительный расчет KAZENERGY показывает, что компания с численностью в 5 тыс. человек заплатит в систему ОСМС по ставке 2% в 2017 году 713,4 млн. тенге, а в 2020 году с ростом ставки до 5% - уже 1,7 млрд тенге. Отчисления на одного работника за этот же период времени возрастут ежегодно со 128,4 тыс. тенге до 321 тыс. тенге. Разница составит 4,3 раза. А качество медицинских услуг остается под вопросом. Для работодателя, у которого с рабочим коллективом заключен коллективный договор, гарантирующий определенные социальные блага, снижение качества медицинского обслуживания - серьезный репутационный риск.
В то же время, согласно расчетам KAZENERGY, по ДМС работодатель ежегодно, а, главное, стабильно, будет отчислять страховой компании 388,7 млн тенге. Из расчета на одного работника сумма составит 70 тыс. тенге. И в целях оптимизации расчетов работодателю, конечно же, выгодно работать с системой ДМС.
Работодатели выступают за введение в систему ОСМС принципа сооплаты, которая предполагает оказание медицинской помощи в частных клинках по полисам ДМС, сохраняя качество медицины, и часть оплаты за эти услуги возмещать частным клиникам за счет средств Фонда, то есть из системы социального страхования.
По расчетам KAZENERGY, ежегодная сумма денег, направляемая в систему ОСМС, по ставке в 2% активной частью населения составит 180 млрд, неактивной – 240 млрд тенге. Таким образом, основную нагрузку по наполнению Фонда или 42% взносов будут нести 30% населения. Расчет суммы ОСМС по ставке в 5% показывает, что работающее население ежегодно заплатит в Фонд дополнительные 452 млрд тенге. Получается, что 21% взносов в социальную систему обеспечат работающие граждане, еще 52% платежей обеспечивают их работодатели. По сути, из одного источника формируется 73% дохода Фонда.
Тот кто платит, музыку не заказывает
Государство перекладывает нагрузку по медицинскому обеспечению 12,6 млн населения на 5,5 млн работающих граждан, чтобы реализовать декларируемое конституциональное право граждан на охрану здоровья. Но, совершенно естественно, что тот, кто платит, тот и хочет заказывать музыку, но в системе ОСМС это не предусмотрено. Перед системой ОСМС все равны в своих правах и возможностях, независимо от финансового вклада в систему.
Представитель компании КМГ рассказал, что в компании работает 80 тыс. человек, которым гарантирован полис ДМС. Он дает возможность сотрудникам и членам их семей пользоваться медицинскими услугами «независимо от места нахождения, проживания и места работы, по факту ухудшения состояния здоровья». В КМГ подсчитали, что расходы на ДМС составят 60% объема денег, которые работодатель в размере 2% направит в 2017 году в Фонд ОСМС. Иными словами, ДМС обойдется работодателю дешевле. КМГ предлагает отнести расходы по ДМС на вычеты из системы ОСМС, чтобы работодатель и в дальнейшем мог нести бремя расходов на корпоративные медицинские учреждения и на лечение сотрудников в системе частной медицины.
Представители работодателей призвали подходить к системе ОСМС осторожно и обдуманно и сбалансировать взаиморасчеты, чтобы избежать дополнительных выплат от фонда оплаты труда. А главное – избежать социального напряжения в местах промышленной добычи нефти, в городах Жанаозен, Актау, Атырау, где, по оценке представителя компании РД КМГ, в отдельных районах отсутствуют современное оборудование и медперсонал, способный оказать квалифицированную медицинскую помощь.
В 2017 году компания перечислит в ОСМС 3 млрд тенге, а в 2020 году – уже 10,4 млрд тенге. РД КМГ предлагает разрешить работодателям нести расходы по закупке услуг ДМС в счет начислений по ОСМС. А отчисления работника на ОСМС из собственной зарплаты отнести на вычеты по индивидуальному подоходному налогу. Третье предложение – разработать дополнительный пакет медицинских услуг для работников компаний, чьи отчисления в ОСМС превышают определенную сумму, например, 50 и более млн тенге.
Представитель Ассоциации страховщиков Казахстана (АСК) Марина Шиповалова рассказала, что в 2015 году почти 20 млрд тенге страховые компании потратили на обслуживание 1,7 млн застрахованных клиентов, предоставляя максимальный пакет услуг.
Если увеличить отчисления на ДМС в 10 раз, получится емкость в 200 млрд тенге, которой можно обслуживать всю страну. А в Минздраве называют объем Фонда ОСМС в 1 триллион тенге и сетуют, что денег может не хватить. В тех клиниках, где идет параллельное обслуживание в рамках ГОМБПа, страховые компании платят в три раза дороже, чем клиника получает от государства в рамках предоставления ГОМБПа.
«В программе «Денсаулык» уже предусмотрена такая опция, как «сооплата». Применительно к ОСМС Минздрав трактует сооплату услуг как некое ограничение чрезмерного потребления медицинских услуг, когда человеку ограничат объем услуг стоимостью ГОМБПа, - отмечает г-жа Шиповалова. - В свою очередь страховщики рассматривают сооплату услуг как возможность сочетание пакета ДМС и ОСМС. Для того, чтобы гражданин и работодатель не платили дважды».
По словам спикера, у страхового рынка есть предложения в рамках рассматриваемых законодательных поправок. Прежде всего, отнести на вычеты премии по ДМС при исчислении корпоративного подоходного налога у работодателя. В настоящее время продукты ДМС оплачивает работодатель, в частном порядке ДМС не приобретается. Второе предложение – проработать вопрос сочетания финансирования ДМС и ОСМС. Третье – надо детально прописать перечень услуг пакета ОСМС. Пока он не будет определен, работодателю, страховщикам и Минздраву сложно представлять, о каком объеме медицинских услуг идет речь, и сколько они будут стоить.
О бедных экспатах замолвите слово
Еще один важный вопрос касается включения в систему ОСМС иностранных граждан, работающих в Казахстане. Все они для получения разрешения на работу проходят серьезный разрешительный процесс. И контрактами, которыми их привлекает казахстанский работодатель, предусмотрен социальный пакет с обязательным наличием полиса ДМС. Иностранцы привыкли к хорошему качеству медицины, законом же их включают в казахстанскую медицинскую систему с «характерным» качеством услуг.
Например, поправки предусматривают обязательное нахождение иностранцев в системе, «если уплата взносов за них осуществлялась не менее 11 месяцев за последние 12 календарных месяцев». Получается, иностранный специалист, чтобы получить доступ к медицинским услугам должен поучаствовать в системе 11 месяцев. Что же делать, если специалист находился в стране меньше 11 месяцев? Он лишается права на медобслуживание? А экспаты, как правило, высокооплачиваемые. «Мы считаем, что вопрос оплаты взносов за иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории РК, лиц без гражданства, нужно пересмотреть. И либо отменить, либо предусмотреть другие условия участия таких лиц в системе ОСМС. Многие трудовые мигранты находятся в стране нелегально, и отследить их платежи в систему ОСМС невозможно. По факту мы получим неработающую норму закона, либо не будем понимать, как она будет работать», - полагает Марина Шиповалова.
Тезис разработчиков закона об обязательном социальном медицинском страховании, что «гражданин не должен платить дважды», по сути, уже нарушается. Платить будут трижды, и затраты лягут на работодателя, заставляя его ужиматься в других расходах. Также под вопросом тезис, что плательщик в Фонд получит адекватное медицинское обслуживание, поскольку выбора кроме как из числа аккредитованных клиник, в числе которых 92 % - государственные клиники, закон не предоставляет.
Татьяна Батищева, Атамекен Инфо
Полисы - почтой...
Появление в числе страховых агентов, реализующих полисы ОС ГПО ВТС, новых посредников в лице финансовых организаций - арендаторов ЦОНов, станций техобслуживания и «Казпочты» ставит страховые компании в дополнительную зависимость от агентских сетей. Страховщики всерьёз опасаются нарушения принципа конкуренции при выборе страховых агентов, которые могут быть допущены на новые торговые точки.
Эра digital-потребления
Еще несколько лет назад было трудно представить, что купить страховой полис можно будет проще, чем заказать пиццу на обед. Сегодня же игроки страхового рынка всерьез обсуждают шаги, благодаря которым digital-страхование может стать реальностью для казахстанцев.