PC: Сегодня, говоря о природных катастрофах, мы имеем в виду не только силы природы, но также и человеческий фактор. Человеческий фактор становится всё более различимым - в отношении климатических изменений - в частности это проявляется посредством индуцированного климатического изменения (парникового эффекта), однако кроме этого мы наблюдаем его в ряде различных природных катастроф, в качестве последствий человеческой деятельности, повышающей степень подверженности людей и имущества перед этими рисками. Такая подверженность выражается не только в получении ущерба населением от природных событий, но и в средствах, затрачиваемых населением на восстановление после катастрофы.
Фактически, с точки зрения социальной, политической и экономической, имеет смысл говорить о природных катастрофах, если брать во внимание вышеупомянутый человеческий фактор, который пока ещё не является конечным звеном в последовательности катастрофы, в отношении жертв, но является обусловливающим фактором подверженности и даже агентом, вызывающим климатическую реакцию, выливающуюся в катастрофы.
В последние три десятилетия ущерб от природных катастроф значительно возрос и стал угрожающим. В целом совокупность экономических и страховых затрат на возмещение ущерба выше в странах с более высоким уровнем развития, так как размер ущерба значительно больше, и страховой рынок более развит. Однако в относительном выражении (например, если определено отношение ущерба к ВВП) природные катастрофы несут больший урон экономикам менее развитых стран, которые к тому же имеют более низкий объём для восстановления и недостаточный доступ к финансовому механизму (включая страховое покрытие), который бы предоставил возможности восстановления. К этим странам относятся также те, что несут большие человеческие потери в результате природных катастроф.
Причина увеличения ущерба кроется в ряде факторов, которые тем или иным способом соотносятся с вышеупомянутым человеческим фактором. С точки зрения страхования, среди основных факторов, определяющих увеличение ущерба, подлежащего рассмотрению страховщиками и перестраховщиками, можно упомянуть: увеличение количества населения и выпускаемых товаров, увеличение стоимости имущества, большее проникновение страхования, постройка на подверженных территориях жилых домов, производств, мест отдыха, недостатки планировок городов, регулирование использования земель и управление окружающей средой, растущее влияние климатических изменений.Стоит добавить во многих случаях неглижирование рисками, представляющими угрозу каждому определённому обществу, также отсутствие культуры принятия превентивных мер.
После возникновения стихийного бедствия возвращение к нормальному существованию общества может быть очень дорогостоящим, так что необходимы адекватные и достаточные финансовые ресурсы, необходимые для поддержки способности к восстановлению и реконструкции. Источники таких средств бывают двух видов: механизм по оказанию помощи и финансирования рисков, который, в свою очередь, состоит из страхового покрытия (страхование и перестрахование) и/или альтернативных переводов риска, не исключая самострахования (кэптивов).
Сталкиваясь с катастрофой, правительства часто оказываются вынужденными использовать значительное количество государственных ресурсов для восстановления жизненно важных структур страны как можно скорее и в целях обеспечения облегчение потерпевших. В некоторых случаях страны, не имеющие этих ресурсов, и в основном это наименее развитые страны, считают, что они должны искать международную помощь со стороны других стран, международных организаций и неправительственных организаций.
Что касается государственных ресурсов на реконструкцию, кроме средств, используемых для восстановления структур и основных услуг, помощь, предоставляемая потерпевшим (предприятиям и частным лицам), направляется через прямые пожертвования или с помощью льготных кредитов, имеющих очень низкий уровень процентных ставок или без процентов вовсе - применяются, с пролонгированными сроками погашения. В большинстве стран такая помощь предоставляется от случая к случаю, за счёт средств, предоставляемых на основании критериев распределения, которые будут применяться на "специальной" основе.Тем не менее другие страны имеют конкретные механизмы с их соответствующими правилами и административными системами, с помощью которых бюджетные выплаты направляются в соответствии с объективными параметрами. Например, Австралия (Организация поддержки после стихийных бедствий - счет НРОМ), Австрия (Katastmphen/OMB), Бельгия (Forul де Catamites), Канада (Accords d'aidefinanciere en cas de catastrophe - AA FCC), Норвегия (Statens Naturskadefoiid), Соединённые Штаты Америки (Small Business Administration), и т. д.
Государственная помощь, без сомнения, осуществляется в ответ на реальные потребности. Однако кроме ситуаций дискриминации и утилизации в соответствии с критериями политической целесообразности, когда может применяться менее институциональная помощь (например, на индивидуальной основе), такая помощь имеет две основные проблемы:
1) восстановление средств из государственных бюджетов может быть затруднительным в случае значительно высокой степени повреждения от стихийных бедствий;
2) факт наличия гарантии получения государственной помощи в случае стихийных бедствий часто тормозит ответственность потенциальных потерпевших, чтобы защитить свою собственность, отсутствием мер по снижению риска и отказом от страхования.
Специфические особенности стихийных бедствий, рассматриваемые в качестве риска, с непредсказуемым поведением в сравнении с прочими застрахованными рисками в связи с их низкой частотой (возникновения) и высокой интенсивностью (объёмом потерь) требуют конкретных страховых решений. Решения, которые при идеальном техническом подходе должны гарантировать достаточную финансовую ёмкость и эффективное управление убытками (при большом числе требований, сосредоточенных в течение короткого периода времени), стремясь обеспечить покрытие для наибольшего числа страхователей (обширная mutualisation) по наиболее доступным ценам, и исключающие типичные риски покрытия такого рода: неблагоприятный отбор и моральный риск.
Страховые рынки в некоторых случаях с участием государственных администраций (в той или иной степени в зависимости от случая) пытались обеспечить страховое покрытие рисков стихийных бедствий в отношении конкретных обстоятельств каждой страны, принимая во внимание такие аспекты, как уровень их экономического и социального развития, структуру и размер национального страхового рынка, страховую культуру, наиболее угрожающие виды рисков, истории убытков, восприятия риска и т. д. Неоднородность ситуации в различных странах объясняет разнообразие страховых решений и конкретных систем для покрытия от стихийных бедствий, которые встречаются в международной сфере. Различия влияют практически на все элементы покрытия, некоторые из которых кратко описаны ниже:
- Участие частного рынка и различные сферы деятельности правительства.
Существует широкий спектр возможностей: эксклюзивность рынка, государственная монополия или
различные формы государственно- частного сотрудничества в различных формах. В свою очередь общественное участие может возникнуть в решениях прямого страхования и перестрахования или с альтернативами канала рисков к рынкам капитала (облигации, связанные с риском катастроф). Более того, общественное присутствие может принести с собой ограниченную и неограниченную государственную гарантию.
- Обязательное покрытие.
Когда покрытие предоставляется частным рынком, в целом аквизиции являются добровольными, с некоторыми исключениями как в случае Норвегии. Когда присутствует общественное участие в страховании, то обычно покрытие является обязательным. Обязательность может быть связана либо с собственностью имущества (недвижимости), либо с покупкой полисов в определённых секторах(как правило, страхование от пожара). Исключением может быть, к примеру, покупка покрытия по Национальной программе страхования от наводнений (NFIP) в США, так как данное покрытие является добровольным.
- Покрываемые риски.
Обычно здесь может быть 3 ситуации: узкоспециализированное страхование (покрытие единичных рисков, таких как ураган, наводнение, землетрясение), закрытое смешанное страхование (покрывается определённый список событий), открытое покрытие (нет исчерпывающего перечня покрываемых рисков, включая покрытие всех опасностей, которые могут привести к катастрофе).
- Расчёт премии.
Цена покрытия (премия или расходы) может быть установлена в фиксированной сумме или применяется процент к сумме основного полиса или к сумме застрахованного капитала. В свою очередь премии могут изменяться в зависимости от риска (в соответствии с зонами) или может быть установлена единая премия для всей территории.
- Покрываемый ущерб.
Большинство систем покрывают только непосредственный материальный ущерб, хотя существуют случаи, когда покрытие расширено для покрытия потери дохода. Испанская система включает вред, причинённый личности, наряду с вышеупомянутыми покрытиями.
- Покрываемое имущество.
Наряду с системами, покрывающими ущерб жилому, коммерческому, промышленному имуществу, другие системы покрывают исключительно ущерб домам (как правило, включая движимое имущество во всех случаях).
- Лимит возмещения.
Несмотря на то, что есть системы, финансируемые государственной гарантией, которые покрывают ущерб без лимита возмещения, обычным случаем является то, что даже если такая гарантия существует, лимит возмещения устанавливается. Он может быть определён как максимальная сумма возмещения за единицу жилой недвижимости или глобальный максимум по случаю, или комбинированное значение по полису и по случаю.
- Официальное объявление стихийных бедствий.
В некоторых системах возмещение по стихийным бедствиям обусловлено официальным объявлением стихийного бедствия правительственным органом. Данное объявление обычно делается, если большое количество требований, которые связаны с минимальной географической протяжённостью и определённой степенью причинённого вреда, покрыты. Однако в случае Испании такое официальное объявление не требуется и покрытие не обусловлено протяжённостью и сумой ущерба.
- Стабилизационные резервы.
Из-за значительных сумм возмещений, к которым могут привести стихийные бедствия и которые требуют доступность значительных финансовых ресурсов, некоторые страны позволяют создание инструментов для аккумуляции средств через стабилизационные резервы, которые подлежат льготному налогообложению. Однако эта возможность предоставлена не во всех странах, что делает аккумуляцию очень обременительной.
Большинство последних созданных систем (Карибская, Мексиканская, Румынская, Тай- ванская, Турецкая) включают новые элементы страхования в соответствии с новыми предложениями, которые позволяют продолжающееся развитие страхового и перестраховочного рынков, а также других финансовых инструментов как альтернативы традиционных покрытий. В дальнейшем особое внимание следует уделить международному сотрудничеству в последних инициативах по страхованию в целом с финансированием Всемирного банка, но даже при поддержке, предоставляемой третьими странами, как это осуществляется в Карибской системе.
На протяжении года мы будем знакомить наших читателей с опытом различных систем катастрофических рисков.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»