PC: Рост числа мегаполисов - городских территорий, на которых проживает более 10 миллионов жителей, стало знаменательным явлением за последнее время. В 1950 году мегаполисов было всего два -Токио и Нью- Йорк. До 2000 года их количество выросло до 18. Сегодня их уже насчитывается 29 и в большинстве (16) они находятся в Азии.
Роль мегаполисов важна сегодня, но будет ещё более важна в будущем, поскольку их число, как ожидается, вырастет до 40 к 2030 году. На примере мегаполисов можно увидеть, как организованы города, их транспортная инфраструктура, энергетика, культура и экономика и как экстремальные концентрации людей могут вызвать большие проблемы, для решения которых страховщики и другие заинтересованные стороны должны предлагать решения.
Риски природных катастроф
Землетрясения, циклоны и наводнения - это основные природные опасности, которые угрожают мегаполисам. В то время как Нью-Йорк, Париж и Лондон достигли статуса мегаполиса за счёт роста в течение многих столетий, огромная скорость урбанизации, наблюдаемая в Азии, оставляет девелоперов мегаполисов в странах с низким и средним уровнем развития без времени и средств для разработки соответствующих планов по естественной защите на случай катастроф и непрерывности бизнеса, когда случается бедствие.
В 2013 году в исследовании Всемирного банка по наводнениям было спрогнозировано потенциальное увеличение убытков до $ 1 трлн к 2050 году против $ 6 млрд в 2005 году, если растущей угрозе не противодействовать эффективно. Всемирный банк назвал азиатские прибрежные мегаполисы самыми подверженными. Между тем обзор «Aon Benfield» в 2015 году по Топ-10 экономических потерь от природных катастроф показывает, что неполное страхование или низкое проникновение страхования до сих пор преобладает в Азии. Несмотря на то, что в регионе сконцентрировано более 90 % смертельных случаев и почти 70 %
экономических потерь, страховое возмещение составляет 15 % и менее. Эта картина, однако, будет быстро меняться в случае развития и увеличения проникновения страхования в мало- и среднеразвитых мегаполисах.
Компании в мегаполисах будут постоянно искать более значительной защиты от возрастающих рисков. Риски природных катастроф материализуются внутри мегаполисов через повреждение имущества, например фабрик, и следующим за ним прерыванием бизнеса (BI), а также условным прерыванием бизнеса (CBI), которые срабатывают в рамках расширенного покрытия. Зависимость цепочки поставок создаёт системный риск в мировой экономике. Убытки трудно измерить, так как часто потери возникают далеко от места, где произошла природная катастрофа. Консультативный подход и диалог между страховщиками и страхователями необходим, чтобы полностью понять и оценить подверженность рискам.
Природные катастрофы реально будут по-прежнему представлять серьёзную угрозу для азиатских мегаполисов. Тем не менее опыт, накопленный в течение десятилетий, улучшенные возможности моделирования и особенно успешное сотрудничество между страховщиками и правительствами дают основания для оптимизма.
Пандемии
Уязвимость мегаполисов к угрозам, исходящих от пандемий, была замечена в 2003 году в период распространения тяжёлого острого респираторного синдрома (SARS), тяжелой формы пневмонии (атипичной пневмонии).
В течение короткого промежутка времени вирус атипичной пневмонии, которая возникла в Китае, распространился воздушным транспортом из Гонконга в многочисленные азиатские мегаполисы, такие как Пекин, Тяньцзинь и Шэньчжэнь и другие крупные города - Ханой и Сингапур. В 2016 году средние развитые мегаполисы в Большом Китае могут быть лучше подготовлены к вспышке инфекционных заболеваний. Тем не менее мегаполисы с низким уровнем развития, такие как в Индии Мумбаи и Дели или Дакки в Бангладеш, с предполагаемой долей от 20 % до 30 % городского населения, проживающего в плохо продезинфицированных трущобах, будут по-прежнему основными жертвами пандемий. Определение потенциального воздействия пандемии на мегаполис требует актуарного моделирования и работы с новыми сценариями. Эти модели должны учитывать тот факт, что большие концентрации людей являются причиной появления большего количества людей, подверженных риску заражения инфекционными заболеваниями. В мегаполисах с небольшой площадью, таких как Гонконг, риск распространения увеличивается из-за высокой концентрации жителей в более ограниченном пространстве. Огромные расходы на здравоохранение могут быть связаны с одним событием в мегаполисе.
Пандемии могут стать причиной больших претензий к страховщикам имущества при расширении покрытия на случаи "отказ в доступе" или "инфекционное заболевание". На территории мегаполисов размещены не только важные участки производства, но и штаб-квартиры ведущих компаний, фондовых бирж, дата-центров и т. д. После вспышки инфекционного заболевания отказ в доступе к столичному бизнес-центру может потенциально парализовать большую часть экономики. Развитие мегаполиса заставляет страховщиков постоянно оценивать риски предприятий, которые потенциально могут возникать в результате производственных цепочек.
Нарушение стандартов качества инфраструктуры жизнедеятельности, в частности канализации и очистных сооружений, может увеличить или даже привести к распространению инфекционных заболеваний. Деградация объектов и последующие пандемии могут привести к искам третьих лиц в отношении квазигосударственных или частных владельцев инфраструктуры и операторов. Страховщикам было бы неосторожно сбрасывать со счетов риски, возникающие при ответственности третьей стороны в растущем мегаполисе. В частности, население среднего класса и выше будет ожидать более высокую компенсацию и штрафы, подлежащие выплате за ущерб, связанный с пандемиями.
В будущем технический прогресс может принести некоторое облегчение страховщикам, а также властям. Например, недавно разработанные методы 3й-печати могут предложить решения быстрой постройки массового жилищного фонда в период кризиса, что может обеспечить перемещение граждан из поражённых районов.
Терроризм и кибер-угрозы
Террористическая активность возросла в последние годы. Густонаселённые мегаполисы предлагают привлекательные цели в виде знаковых зданий, активов с высокой добавленной стоимостью, а также центров скопления населения. Множество идей было предложено исследователями, а также городскими и федеральными органами власти по поводу того, как выявить и минимизировать воздействие на мегаполисы террористических атак.
Работая по налаживанию взаимодействия с органами власти по всему миру, страховая отрасль обеспечивает прочную основу для страхового продукта с чётким определением для страхового случая и покрытием. Устоявшийся рынок страхования от терроризма в сочетании с государственной поддержкой страховых пулов даёт некоторое душевное спокойствие во время возрастающей неопределённости.
Кроме того, растут и постоянно меняются угрозы со стороны ки- бер-рисков, а также потенциал для последующего ущерба, когда страхование касается бизнес-лидеров. Для города последствия кибератаки коррелируют не только с его размерами, но и со степенью его децентрализации и "разумности". Мегаполисы отличаются от небольших городов не только своими невероятными размерами и высокими темпами развития, но также глубиной и диапазоном их ресурсов и сложностью, то есть уровнем «умных» технологий для обеспечения надёжного функционирования всех служб. Для мегаполисов важна корреляция трёх основных параметров: размера, децентрализации IT-платформы для «умных технологий», которые с высокой вероятностью при агрегации могут составить взрывоопасную смесь.
Внедряются новые интеллектуальные разработки, например, обращение с отходами, уличное освещение или «умные» системы энергообеспечения, которые управляют производством энергии в режиме реального времени в аспекте спроса и предложения и эффективности затрат. Сценарии, вытекающие из потенциального нападения на «умные» города, являются многоаспектными и оказывают разное воздействие. Например, если нарушение управления вывозом отходов может создать сложную ситуацию, то выход из строя системы видеонаблюдения одного города в связи с кибер-инцидентом может серьёзно парализовать стратегию борьбы с терроризмом. Как правило, отключение электричества после атаки на «умные» энергосистемы описываются как худший сценарий.
Различные этапы экономического развития в Азии находят своё отражение в её мегаполисах с точки зрения развитости и применения "умных" технологий. Токио, так как большинство развитых мегаполисов Азии во многом зависит от ИТ-решений, - для его жителей; например датчиков, камер и смарт-счётчиков трафика для управления автомобилем,поддержания безопасности и управления потреблением электроэнергии. Слабо- или среднеразвитые мегаполисы в Азии используют ИТ-технологии в меньшей степени и поэтому в меньшей степени подвержены кибер-угрозам. Тем не менее их уязвимость будет возрастать и, прежде всего - в области общественного транспорта. Недавно введённые в эксплуатацию проекты быстрого общественного транспорта (MRT) в таких столицах, как Джакарта, Манила и Бангкок, становятся всё более «умными». Защита ИТ-зависимых мегаполисов является одной из самых больших дилемм, с которой сталкиваются власти и страховщики. Страховая индустрия привлекает специалистов для планирования сценариев и моделирования. В результате широкое влияние потенциальных кибератаки стало в некоторой степени поддаваться количественному определению. Страховщики также работают в направлении расширения охвата, снижая неопределённость и наращивая потенциал управления рисками.
Технический прогресс в кибер- пространстве и способности хакеров, специфически нацеленных на критическую инфраструктуру, а также относительно небольшой имеющийся опыт убытков на сегодняшний день остаются основными проблемами для страховщиков. С учётом масштабов кибер-угроз в быстро растущих мегаполисах необходим регулярный экспертный диалог, в котором власти могли бы обмениваться подробностями о последних тенденциях кибер-рисков на конфиденциальной основе со страховщиками, брокерами и другими ведущими компаниями, кроме того, для противодействия кибер-рискам необходимо использование технологии на основе "больших данных». В будущем этот обмен знаниями будет иметь решающее значение в обеспечении адекватного ценообразования и разработки наилучшей практики в области кибер-андеррай- тинга и управления рисками.
Расширение воздействия на страхование
Оценка воздействия мегаполисов на страховую отрасль является увлекательной задачей. В мегаполисе, где есть скопления бизнес- и индивидуальных потребителей, могут возникнуть различные каналы дистрибуции:групповые или индивидуальные, сформированные страховщиком или посредником или возникшие стихийно из-за близости целевых потребителей. Например, жители 60-этажного кондоминиума могут образовать группу с целью поиска страхования исключительно для членов своей группы, принимать предложение страховщиков и вести переговоры за лучшее предложение. Для страховщиков предоставляется возможность распознать тот потенциал, который существует в пределах мегаполиса, разработать продукты и услуги, отвечающие потребностям клиентов и снизить затраты, потому что продажи будут более эффективными.
Постоянное развитие мегаполисов может оказать существенное, потенциально угрожающее влияние на автостраховщиков. Эффективный общественный транспорт станет более доступным, особенно в азиатских столицах, в виде системы MRT. Понятие совместного автомобиля может развиваться дальше. Сочетание улучшенного общественного транспорта и увеличение его доли в экономике может сократить количество страхуемых автомобилей и объёмы для страховщиков автотранспортных средств. Инновационные мегаполисы,которые,как правило, борются с перегрузками, также будут находиться на переднем крае ввода автоматизированного управления транспортным средством на практике. Можно предположить, что влияние человеческой ошибки как основной причины дорожно-транспортных происшествий будет снижена, что приведёт к снижению травм и требований о возмещении ущерба.
Однако если произойдёт несчастный случай, то вероятным сценарием является то, что изготовитель транспортного средства или, возможно, сопровождающий транспортное средство, будет нести ответственность за ущерб. Поэтому гражданская ответственность или ответственность производителя может увеличиться. Может образоваться временной лаг, прежде чем могут быть определены адекватное моделирование и цены. В то же время страховщики могут просто исключить покрытие для этих транспортных средств или цена страховки может быть непомерно высокой. В любом случае проблема требует тщательного рассмотрения.
Страхование как понятие и как продукт разработано на протяжении многих веков. Одним из его принципов является распределение рисков среди многих. В мегаполисе, где ландшафт рисков значительно отличается и постоянно развивается, настало время пересмотреть концепцию распределения риска. Государственно- частное разделение рисков в рамках партнёрских отношений между страховым рынком и правительством может быть эффективным в преодолении последствий стихийных бедствий, как это показало наводнение Таиланде в 2011 году. То же самое относится и к пандемии, а также к борьбе с угрозой традиционного терроризма, где правительственная поддержка страховых пулов и надёжный страховой продукт могут помочь в критической ситуации.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»