22
Пт, нояб

Страховщики прикатили в нелегкий год

АвтоКАСКО и обязательное страхование автовладельцев больше не драйверы страхового рынка.

Впервые за два последних года сбор премий в моторном страховании оказался ниже динамики страхового сектора. Реанимировать рынок возможно, и в 2017 году автолюбителей ждут значительные перемены.

По итогам 2016 года средний размер страховых выплат по договорам обязательного страхования автовладельцев вырос на 0,8%, до 338 тыс. тенге, по КАСКО – на 22%, до 437 тыс. тенге. В абсолютных цифрах сумма премий по автогражданке все еще превышает выплаты, однако динамика выплат уже опередила динамику премий: 25% против 23%. Убыточность этого бизнеса возросла до 48% по рынку. По автоКАСКО ситуация также складывается не в пользу страховщиков. Премии увеличились на 3%, выплаты – на 19, убыточность – с 34 до 39%.

По словам председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Олега Ханина, в 2016 году прирост премий по автогражданке обеспечили новые тарифы по приграничному страхованию автовладельцев. В 2017 году динамика поступления премий сохранится на уровне 20-25% и продиктована будет техническим моментом – ростом ввозимых в страну машин, в среднем это 40-50 тыс. авто в год.

Итоги по КАСКО зависят и дальше будут зависеть от общей финансовой ситуации. Корректировка курса национальной валюты привела к тому, что машины и запчасти значительно выросли в цене. По этой причине совсем мало клиентов – физических лиц – пролонгировали полиса автоКАСКО на добровольной основе. Розничный сегмент автоКАСКО фактически провалился. Дополнительно снизился спрос на КАСКО со стороны заемщиков банков, приобретающих авто в кредит на условиях обязательности приобретения страхового полиса. Рынок банковских страховщиков по КАСКО ужался на 5%.

«Розница по КАСКО нам интересна, но, к сожалению, покупательская способность населения не отвечает рискам, которые страховщики получают в свои портфели – запчасти существенно подорожали. Если ранее доля запчастей в выплатах составляла 50%, то сейчас стоимость работы снижается, а запчастей – увеличивается, – рассказывает Олег Ханин. – Этот факт не может не беспокоить страховщиков: парк машин молодеет, многие авто продаются через салоны и должны обслуживаться по гарантии в фирменных СТО. Ценообразование там дороже, чем на обычных станциях. Все это формирует большие издержки по КАСКО в сегменте физических лиц. Мы не надеемся на большое оживление рынка в 2017 году».

Чтобы закончить 2017 год на приемлемом уровне, страховые компании меняют стратегии в моторном страховании. Например, более активно предлагают сервис. По автоКАСКО страховщики  переводят акцент на работу с юридическими лицами, которым важна  скорость выплат: им нужно, чтобы их транспорт как можно быстрее  вернулся в работу. По автоКАСКО страховщиками не обязательно ждать решения суда для осуществления выплаты, и компании платят максимально быстро, в течении 5-7 дней.

Иной стратегии рынок будет придерживаться по обязательному страхованию автовладельцев. Бесспорно, компании также постараются удержать клиентов выплатной политикой. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов 2016 года как раз стала передача оценки ущерба при ДТП от независимых оценщиков страховому рынку. Статистика показала, что страховщики не стали платить меньше, зато без посредников взаимодействие страховщиков с клиентами стало более эффективное. 

Другая «фишка» ушедшего года, которая переходит в текущий год, – натуральное возмещение, которое практикуют многие страховые организации.

«Страховым компаниям проще предложить ремонт, они хотят платить справедливо и уйти от споров с клиентами по стоимости ремонта транспортного средства, даже с учетом практики, что сейчас сами считают ущерб», – замечает первый заместитель председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.

По словам начальника управления страховых выплат СК Nomad Insurance Юрия Пичугина, страховые компании стараются подключать к своей работе станции технического обслуживания, чтобы заменить денежное возмещение на натуральную выплату: «Мы заключили партнерские договоры с несколькими СТО, благодаря чему имеем гарантию качества их работы. Для страхователя это очень удобно, ведь когда подключаются юристы или оценщики, разговор идет исключительно о деньгах».

По словам страховщик, сложность денежной выплаты состоит в том, что на подержанные машины, которым свыше 10 лет и у которых высокая амортизация, денежного возмещения на ремонт не хватает.

«Когда мы предлагаем клиентам услуги СТО, сразу объясняем, что, если нет запчастей на рынке или запчасти в чем-то не устраивают, например клиент не хочет использовать китайские детали, мы подыскиваем бэушные запчасти. СТО начинают загружаться работой, сами к нам приходят и предлагают свои услуги, так как видят в этом крепкий и стабильный рынок», – рассказывает представитель Nomad Insurance.

Еще одно средство для сокращения административных расходов в части ведения страхового дела – снижение издержек на центры продаж.  Здесь страховщики надеются на онлайн страхование и ожидают принятия к концу этого года поправок в законодательстве, разрешающих  использовать электронный полис не только по обязательным, но и по добровольным видам страхования.  Планируется, что продавать онлайн-полисы смогут только страховые компании для исключения посреднических мошеннических схем, например – сайтов-клонов.

Переход продаж в онлайн приведет к снижению цены на полисы обязательного страхования владельцев транспортных средств. В частности, в СК «Коммеск-Өмір» заявляют о планах урезать цену на 10%. Председатель правления СК Amanat Ергали Бегимбетов не исключает, что его компания также может снизить цену на 10%, и, скорее всего, таким образом поступят все игроки рынка.

Справедливость для всех

Тем не менее, ключевая задача страховых организаций – расширение емкости страхования автовладельцев. Одна из проблем страхового рынка такова, что порядка 25% автовладельцев с целью экономии заключают договор страхования не на целый год, а только на 6 месяцев, мотивируя это сезонной эксплуатацией транспортного средства. Однако при наступлении страхового случая такой  клиент вправе рассчитывать на полноценную страховую выплату, что представители страхового сектора считают не вполне правильным. Следует законодательно уточнить понятие сезонной эксплуатации транспортных средств, уверены страховщики.

«Должно быть справедливое решение проблемы для всех. Мы не против, если это мотоциклисты, которые действительно ездят шесть месяцев в году, либо пенсионеры или инвалиды, для которых и была задумана эта социальная норма закона. По факту четверть водителей заключают договоры страхования на полгода, а страховые выплаты получают в полном размере. В итоге получается перераспределение страхового портфеля в нагрузке между теми, кто платит полностью за полис, и теми, кто платит частично. В итоге страховой рынок недособирает страховые премии, убыточность возрастает и страховщики могут поднять вопрос о пересмотре премий», – уверены в СК «Коммеск-Өмір». 

Далее страховые компании хотят навести порядок с тарифами, сделав их адекватными для рынка. На данный момент коэффициент для расчета тарифа составляет для Алматы – 2,96, для Тараза –1, для Шымкента – 1,1. По данным службы автоинспекции, порядка 200 тыс. машин ежедневно въезжает в Алматы.  В итоге машины с региональными номерами, водители которых имеют пониженные коэффициенты стоимости полиса, совершая в Алматы ДТП, бьют более дорогие местные машины.

Страховой рынок давно обсуждает проблему и время от времени озвучивает предложение повысить коэффициенты в районных центрах и уравнять их со столичными.

«Давайте поговорим о том, что пора переходить к единому страховому тарифу по всей территории страны. Для некоторых регионов это будет плюсом, для некоторых – минусом в части размера премий, однако механизм позволит уровнять страну в тарифах и добиться справедливости, так как этот вид социальный и затрагивает интересы большого числа автовладельцев», – считает Владимр Акентьев.

Прогнозируя развитие моторного страхования на этот год, можно предположить, что рост рынка останется на текущем уровне, а выплаты возрастут. Подушка же финансовой безопасности у страховщиков предельно тонка. Вопрос поднятия тарифов неоднозначный и сложный, требующий одобрения депутатов, вовсе не склонных голосовать за непопулярные решения. Страховщикам придется больше уповать на внедрение электронных полисов и урезание административных «костов». Однако снижение расходов уравновесят повышенные затраты на автоматизацию и кибербезопасность. К тому же рынку предстоит потратиться на новые интеграционные системы, которые потребуются  при передаче Единой страховой базы данных (ЕСБД) новому оператору – государственному кредитному бюро. Уже сейчас многие страховые компании расширяют штат IT-специалистов, веб-разработчиков и программистов.

Таким образом, в 2017 году страховщиков ждет рост инвестиций на модернизацию бизнеса, а укрепление тенге помешает получить доход за счет переоценки валютного курса. Все будет происходить на фоне усиления конкуренции, когда придется платить обязательно либо практиковать натуральное возмещение. Не исключено, что число игроков сократится, и решения будут зависеть как от внешних факторов, так и от решений собственников бизнеса. На оптимизацию рынка могут повлиять требования к повышению капитализации страховых компаний со стороны регуляторного органа.

 

Источник: abctv.kz