За прошедшую неделю, когда уже было понятно, что блокировка Суэцкого канала из-за застрявшего контейнеровоза – событие с более или менее счастливым концом, некоторые аналитики поторопились окрестить это событие, как ключевое, убытки по которому могут составить более $1 млрд, и которое станет триггером для роста цен на морское страхование и перестрахование.
Тем не менее, Георгий Гришин, управляющий директор Oakeshott Insurance, брокерской компании по страхованию и перестрахованию Ллойда, специализирующейся на морском страховании, считает, что застрахованные убытки от шестидневной блокировки Суэцкого канала могут составить $200 - 250 млн, которые распределены между страховщиками грузов, P&I и, возможно, страховщиками Управления Суэцкого канала (SCA) и это значительно меньше прогнозов, которые дают, в том числе и рейтинговые агентства.
Анализируя возможные убытки от блокировки, Гришин полагает, что окончательная сумма может быть известна только через 2-4 года. По его мнению в совокупные потери могут входить:
- Общая авария - около $100 млн.
- Требования SCA - $90 млн.
- Ущерб скоропортящимся товарам (который чаще всего не застрахован) - $10 млн.
Мега-контейнеровоз Ever Given вместимостью 20000 TEU и длиной 400 метров 23 марта сел на мель в Суэцком канале, потеряв управляемость из-за сильного ветра. Корабль был снят с мели и 29 марта. Он был зафрахтован тайваньской компанией Evergreen Marine у японского судовладельца Shoei Kisen Kaisha.
Комментируя общие расходы по аварии или расходы на спасательную операцию, Гришин сказал: «Это, вероятно, будет самым крупным элементом страхового убытка, на урегулирование которого уйдут годы. Здесь мы имеем дело с классической общей аварией (GA), когда усилия и затраты преднамеренно затрачиваются на спасение всех сторон «морского приключения», то есть судна, грузов и фрахтовых интересов. В случае Ever Given, GA может состоять из затрат нв восстановление плавучести судна вместе с вознаграждением спасателей. Это также может включать стоимость любых грузов, скажем, сгруженных на берег, чтобы облегчить судно, но таких шагов предпринято не было».
Гришин добавил: «По нашим оценкам, элемент убытка по GA составляет около $100 миллионов долларов».
Что касается потери доходов Суэцкого канала (SCA), он сказал: «Возможная сумма? Задержка на шесть дней, около, $15 млн в день - убыток в $90 млн».
Гришин предполагает, что у SCA может быть собственный полис от потери доходов. Но, зная нынешнее состояние этого сегмента рынка, это маловероятно. Также возможно, что риск-менеджеры SCA решили самостоятельно застраховать этот риск. В качестве альтернативы SCA может подать иск против судовладельца и его страховщика P&I, которым является UK P&I Club.
Он добавил: «Что ж, Клуб, несомненно, оспорит это утверждение: корабль не виноват, это был порыв ветра! Или из-за плохой видимости. Много средств будет потрачено на юристов, и Клуб может, наконец, заплатить около $50 млн».
По мнению эксперта, реконструкция береговой линии канала будет стоить от $1 до 2 млн. «Небольшой экскаватор, который мы видели в новостях, сделает это за три дня. Эта сумма также будет истребована от судовладельца / UK P&I Club».
Гришин также сказал: «Повреждение самого судна минимально. Скорее всего, его придется отправить в сухой док, чтобы осмотреть нижнюю часть корпуса. Учитывая его размер, это, вероятно, будет стоить $1–2 млн. Эти расходы будут оплачены страховщиками корпуса судна - японской страховой компанией. Возмещению подлежат только расходы на осмотр и ремонт судна. Любое снижение гипотетической будущей рыночной стоимости корабля не будет покрываться».
Как известно, окружающей среде не было нанесено никакого ущерба, хотя спасатели могут получить около $500 тыс. в качестве компенсации за свои усилия по предотвращению загрязнения воды бункерами и это будет оплачено P&I Club, считает Гришин.
Мнение эксперта выглядит более обоснованным по сравлению с общими оценками агентств и инвестбанков. Основное о чем стоит начать беспокоиться - это не расходы, которые понесут страховщики и перестраховщики в результате аварии, а о том том, что даже незначительная задержка в пропускной способности важнейшей транспортной артерии может привести к блокировке значительной части глобальных морских грузоперевозок.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz