Позитивные ожидания относительно экспорта сократились вдвое, в то время как 42% компаний ожидают, что экспортный оборот сократится на 2–10% после объявления США о введении пошлин.
Большинство (60%) экспортеров ожидают негативного влияния торговой войны, а 45% ожидают снижения товарооборота, согласно результатам глобального исследования Allianz Trade до и после объявления США о введении пошлин 2 апреля.
В ходе опроса 4500 экспортеров из Франции, Германии, Италии, Испании, Польши, Великобритании, США, Китая и Сингапура, на долю которых приходится около 60% мирового ВВП, компания Allianz Trade отметила «резкий сдвиг» в ожиданиях относительно роста, восприятии рисков и стратегиях по смягчению последствий торговой войны.
«Непредсказуемость тарифной политики США усилила неопределенность для мирового бизнеса», — говорит Allianz Trade. «Даже с появлением двусторонних торговых соглашений в последние недели туман неопределенности не рассеивается. Часть облегчения может оказаться временной».
Опрос показывает, что более одной из четырех компаний рассматривают возможность временной остановки производства в ответ на неопределенность тарифов и волатильность валюты. Кроме того, половина экспортеров ожидает увеличения риска неплатежей в течение следующих шести-двенадцати месяцев, особенно в США, Италии и Великобритании.
«В отличие от оптимизма, наблюдавшегося до волны тарифов 2 апреля, Глобальный обзор этого года подтверждает то, что мы наблюдаем на всех рынках: неопределенность и фрагментация становятся структурными», — говорит Айлин Сомерсан Коки, генеральный директор Allianz Trade, добавляя, что «День освобождения» выявил уязвимость компаний с высококонцентрированными цепочками поставок.
По данным Somersan Coqui, глобальные позитивные экспортные ожидания снизились с 80% до 40%, а 42% компаний теперь ожидают, что экспортный оборот упадет от -2% до -10% по сравнению с 5% до объявления тарифов в прошлом месяце. Allianz Trade оценивает глобальные экспортные потери в 2025 году в размере $305 млрд.
Исследование показало, что намерение американских компаний экспортировать в Китай и Восточную Азию сократилось вдвое до 10% после объявления тарифов, в то время как ожидания китайских фирм относительно экспорта в США упали с 15% до 3%. Даже в рамках нового торгового соглашения, которое снижает среднюю ставку импорта США в Китай до 39% со 103%, Allianz Trade утверждает, что это сопоставимо со ставкой в 13% при предыдущем правительстве.
Только 11% опрошенных экспортных компаний заявили, что им по-прежнему выплачивают зарплату в течение 30 дней, хотя для экспортеров из США, Китая и Германии этот показатель еще ниже.
По данным Allianz Trade, крупные компании, как правило, сталкиваются с более длительными задержками платежей: у 26% опрошенных компаний с оборотом более 5 млрд евро сроки оплаты превышают 70 дней, по сравнению со средним показателем в 18%.
«Крупные компании все чаще берут на себя роль «невидимого банка» для более мелких компаний. Поскольку экспортеры сталкиваются с более длительными циклами платежей и растущими рисками неплатежеспособности, они вынуждены перекладывать издержки, искать источники на новых рынках или даже пересматривать все свое международное присутствие», — говорит Ана Боата, руководитель отдела экономических исследований в Allianz Trade.
В ответ на это компании, скорее всего, продолжат авансовые поставки в течение 90-дневной паузы в тарифах, сообщает Allianz Trade, при этом 86% американских компаний авансируют поставки из Китая и Европы в начале года до объявления тарифов. Более половины (54%) американских компаний планируют повысить цены, но Allianz Trade отмечает, что диверсификация цепочек поставок и клиентских баз «является устойчивой стратегией снижения рисков», обусловленной тем, что более половины (54%) опрошенных назвали геополитические, политические и социальные беспорядки среди трех главных угроз для своих цепочек поставок.
«Такие риски, а также тарифы и торговые ограничения заставляют компании пересматривать свои цепочки поставок», — говорится в отчете.
«Friendshoring, вероятно, продолжит набирать обороты», — говорит Франсуаза Хуан, старший экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону и торговле в Allianz Trade. «Европа и Латинская Америка становятся привлекательными альтернативами для китайских фирм, а европейские фирмы также все больше интересуются экспортом в Китай и Азию».
Более трети опрошенных компаний уже нашли новые рынки для экспорта, а почти две трети планируют это сделать, сообщает Allianz Trade. Между тем, 62% опрошенных американских компаний ищут альтернативные маршруты доставки.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz