По данным Обзора безопасности и судоходства 2025, подготовленного Allianz Commercial, подразделением корпоративного страхования Allianz Group, мировые потери в судоходстве упали до самого низкого уровня за последние десятилетия — всего 27 судов в 2024 году по сравнению с более чем 200 судами в год в 1990-х годах.
Несмотря на улучшение безопасности на море, Allianz предупреждает, что отрасль вступает в новую фазу риска, обусловленную эскалацией геополитической напряженности, изменением торговой политики и ростом числа инцидентов, связанных с пожарами и неправильно декларированными грузами.
Сектор судоходства подвергается испытаниям по многим направлениям, включая санкции, захваты судов, нападения на торговые суда и последствия повреждения подводных кабелей, которые имеют жизненно важное значение для глобальной передачи данных.
Эти риски возникают в то время, когда сектор все еще сталкивается с последствиями пандемии Covid-19 и приспосабливается к энергетическому переходу. Поскольку 90% мировой торговли осуществляется по морю, сбои в работе судоходной сети имеют далеко идущие последствия, особенно с учетом того, что традиционные опасности, такие как пожары, посадки на мель и столкновения, продолжают приносить крупные убытки.
Торговые отношения между США и Китаем остаются нестабильными, тарифы достигли 145% до объявления о временном 90-дневном снижении. По состоянию на апрель 2025 года около 18% мировой морской торговли затронуты тарифами (по сравнению с 4% в начале марта), что привело к значительному снижению объемов судоходства в ответ на изменения в политике.
В то же время рост так называемого теневого флота стал серьезной проблемой для страховщиков и регулирующих органов. Количество этих танкеров, часто работающие без четкого подтверждения владения или соответствия международным нормам, значительно увеличилось с начала войны на Украине.
Около 17% мирового танкерного флота — почти 600 судов — теперь считаются частью этой неофициальной сети, в основном перевозящей санкционируемую российскую нефть. Теневой флот был связан с десятками аварий, включая пожары, столкновения и разливы нефти.
Пожары остаются главной угрозой в морском страховании. В 2024 году было зарегистрировано 250 случаев пожаров на всех типах судов — это самый высокий показатель за десятилетие. Около 30% из них пришлось на контейнеровозы, суда ро-ро и грузовые суда. За последние десять лет более 100 судов были потеряны из-за пожаров, часто связанных с неправильно задекларированным или опасным грузом.
Растущий мировой спрос на литий-ионные аккумуляторы и системы хранения энергии, обусловленный электрификацией, усложняет ситуацию, увеличивая риск теплового разгона во время транспортировки. Для решения этой проблемы вводятся нормативные изменения и новые технологии обнаружения, но реализация и обеспечение соблюдения остаются неравномерными.
Капитан Рахул Кханна, глобальный руководитель отдела консалтинга по морским рискам компании Allianz Commercial, отметил: «Значимость политических рисков и конфликтов как потенциальной причины морских потерь возрастает с обострением геополитической напряженности.
Общие потери от традиционных причин, возможно, со временем сократились, но мы можем оказаться в положении, когда эта положительная тенденция потенциально нивелируется войной и другими политическими рисками. Как отрасль, мы находимся в лучшем положении в отношении традиционных рисков, но вновь сфокусированы на геополитических рисках».
Кханна добавил: «Нет никаких сомнений в том, что судоходная отрасль становится более устойчивой к рискам, связанным с крупными судами, хотя мы ни в коем случае не можем сказать, что они находятся под контролем. Однако всего 27 полных потерь судов в 2024 году подчеркивают позитивную тенденцию.
«Если говорить в перспективе: в мировом флоте насчитывается более 100 000 судов (100GT+). Однако неопределенность и многочисленные риски сохраняются. Кибератаки и помехи GPS усиливаются. Прекращение огня породило надежды, но угроза безопасности Красного моря и нарушение цепочек поставок, скорее всего, сохранятся. Между тем, переход к зеленой экономике требует много работы. Ближайшие годы будут решающими и определят путь сектора и мировой торговли».
«Хотя недавние санкции затрудняют торговлю из-за этих судов, теневой флот продолжает представлять серьезную угрозу безопасности на море и окружающей среде, поскольку многие из этих судов, вероятно, представляют собой старые суда, которые плохо обслуживаются и не имеют надлежащего страхования. В случае разлива нефти с участием танкера теневого флота расходы на очистку могут составить до $1,6 млрд», — добавил Юстус Хайнрих, глобальный руководитель по продуктам, морское корпусное судостроение, Allianz Commercial.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz