Политические риски и насилие опускаются на одну позицию, но по-прежнему входят в пятерку главных опасностей в таких странах, как Франция, Италия и Великобритания. Воздействие гражданских беспорядков — это то, чего больше всего боятся компании, в то время как более мелкие фирмы все больше беспокоятся о том, какие разрушения могут принести такие угрозы.
Хотя политические риски и насилие опустились на одну позицию в глобальном рейтинге Allianz Risk Barometer из года в год, они по-прежнему имеют ту же долю респондентов, что и в 2024 году, и из более крупной выборки. Это также третий год подряд, когда эта опасность входит в топ-10 глобальных рисков, демонстрируя, что она стала ключевой проблемой для компаний всех размеров.
Основными факторами беспокойства в 2024 году стали рекордный год выборов по всему миру, спорные результаты, которые он вызвал, смена правительств, развитие конфликта на Ближнем Востоке и эскалация в Ливане, а также продолжающаяся война на Украине. Компании, особенно в сегментах крупных и средних корпораций, также следили за возможным просчетом между Китаем и Тайванем, который может перерасти в региональный конфликт.
«Политические риски и насилие остаются одними из 10 основных глобальных рисков, поскольку политика все чаще воспринимается как сфера, в которой доминируют популизм, обвинения и разногласия, геополитика — как сфера национализма и меняющегося мирового порядка, а экономика — как сфера неэффективного управления, коррупции и постоянно растущего неравенства между «супербогатыми», «богатыми» и остальными», — говорит Срджан Тодорович, руководитель отдела решений по борьбе с политическим насилием и враждебной средой в Allianz Commercial.
«В конечном итоге, скорость изменений, которую мы наблюдаем с 2019 года, дала компаниям мало времени для решения своих цепочек поставок, что означает, что им пришлось работать в неопределенной среде. Другим фактором является непредсказуемость размера, местоположения и продолжительности любых инцидентов или проблем. В отличие от других опасностей, таких как наводнение или ураган, сложно подготовиться таким же образом, чтобы минимизировать потери и разработать планы действий в чрезвычайных ситуациях и обеспечения непрерывности бизнеса».
История рейтинга: «Политические риски и насилие (например, политическая нестабильность, война, терроризм, государственный переворот, гражданские беспорядки, забастовки, беспорядки, грабежи)»
2024: 8 место
2023: 10 место
2022: 13 место
2021: 10 место
2020: 11 место
Проблемы терроризма и саботажа
Между тем, риск терроризма возрос, особенно в Европе. Риск, связанный с крупными мероприятиями, такими как чемпионат Европы по футболу, Олимпийские и Паралимпийские игры и даже рекордный мировой музыкальный тур Тейлор Свифт, привел к усилению охраны правопорядка и безопасности, а также к отмене концертов. В марте 2024 года трагические атаки на Crocus City Hall в Москве привели к гибели более 140 человек и многочисленным травмам, что сделало их одними из самых смертоносных терактов в Европе.
«Кроме того, риск саботажа также попал в заголовки», — добавляет Тодорович. « Хотя может показаться, что это касается предприятий в определенных секторах больше, чем в других, особенно тех, которые имеют офшорные активы, таких как нефть и газ, телекоммуникации и энергетика/коммунальные услуги, на самом деле риск гораздо шире».
Например, вопросы о саботаже поднимались в связи с недавними инцидентами, затронувшими логистическую компанию DHL в Бирмингеме, Великобритания (пожар на складе) и Лейпциге, Германия (катастрофа грузового самолета). Поскольку война на Украине продолжается, а ключевые союзники России продолжают нести значительные потери (например, свержение бывшего президента Башара Асада в Сирии), риск расширения фронта тайных актов саботажа со стороны государственных субъектов, таких как Россия, Иран и Северная Корея, вероятно, возрастет.
Гражданские беспорядки – предмет наибольшей обеспокоенности
По данным Барометра рисков Allianz, компании больше всего опасаются последствий гражданских беспорядков или забастовок, беспорядков и гражданских волнений (SRCC). 51% респондентов отдают этому риску первое место.
«Это мнение разделяют страховщики, поскольку мы наблюдаем рост частоты и серьезности этой опасности, особенно за последние шесть лет», — говорит Тодорович. «Хотя SRCC в 2024 году не попал в заголовки газет так же, как раньше, все равно произошли значительные события и потери во всем мире, включая события в Великобритании, Кении, Новой Каледонии и Южной Корее».
Помимо угрозы безопасности сотрудников и клиентов, лица, находящиеся в непосредственной близости от места беспорядков, могут понести убытки из-за перерыва в работе предприятия и понести материальный ущерб имуществу или активам, в то время как компаниям может быть нанесен косвенный ущерб в форме «потери привлекательности» или «отказа в доступе» к их помещениям.
Растущий риск для небольших компаний
Политические риски и насилие являются фактором повышения риска для крупных компаний (более $500 млн), до #7 в годовом исчислении, учитывая, что такие компании могут быть затронуты событиями по-разному и в разных регионах. Тем не менее, это также новый элемент в топ-10 рисков для небольших компаний (<$100 млн) на #10 и на #9 для компаний среднего размера (>$100–500 млн) во всем мире.
Такие компании, как правило, имеют меньшую площадь присутствия или более региональную направленность, что означает, что если их местоположение испытывает трудности, им гораздо сложнее смягчить потенциальные риски, такие как ущерб имуществу, перерыв в бизнесе или сбои в цепочках поставок и клиентах. У них также меньшие бюджеты на мероприятия по управлению рисками и поиск альтернативных покупателей или клиентов или перемещение производства.
«Мы по-прежнему наблюдаем рост интереса со стороны представителей малого и среднего бизнеса и среднего бизнеса к этим рискам, что является реальным отражением растущей обеспокоенности в этом сегменте», — говорит Тодорович.
Процессы снижения рисков
По словам Тодоровича, предприятиям необходимо защищать своих сотрудников и имущество с помощью перспективного планирования, например, путем обеспечения безопасного и надежного планирования непрерывности бизнеса на случай инцидента, усиления безопасности, а также сокращения и перемещения запасов, если на них может повлиять событие.
Мониторинг местных и региональных событий и потенциальных проблем также является небольшим и недорогим инструментом управления, хотя непредсказуемость некоторых опасностей политического насилия в конечном итоге оставляет компаниям мало времени для маневра. Компаниям также следует проверить, покрывает ли их страховой полис воздействие таких рисков, как забастовки, беспорядки и гражданские волнения.