По данным Allianz Commercial, значительное улучшение безопасности на море привело к снижению ежегодных потерь при доставке на 70% за последнее десятилетие, но в последнее время цепочки поставок были нарушены войнами, спорами и пиратством.
В своем обзоре безопасности и судоходства за 2024 год страховая компания заявила, что грузоотправителям по всему миру следует рассмотреть вопрос о диверсификации своих цепочек поставок и, в некоторых случаях, о переводе их на шоринг и оншоринг, в то время как многим предприятиям необходимо будет обновить свои подходы к управлению рисками грузов и планированию непрерывности бизнеса.
В обзоре тенденций и изменений в области потерь и безопасности судоходства также отмечается, что Британские острова стали новым лидером по количеству инцидентов на судах за последнее десятилетие (5279), заменив Восточное Средиземноморье и Черное море, и на их долю приходится 19%. За последнее десятилетие было зарегистрировано 27 821 инцидент.
Рич Соджа, глава морского направления Allianz Commercial, сказал: «Ежегодные потери при транспортировке сократились на 70% за последнее десятилетие, демонстрируя значительные улучшения, достигнутые в области безопасности на море. Однако скорость и степень изменения профиля рисков отрасли беспрецедентны в наше время. Такие конфликты, как в секторе Газа и на Украине, меняют глобальное судоходство, влияя на безопасность экипажей и судов, цепочки поставок и инфраструктуру, и даже на окружающую среду».
Соджа добавил: «Пиратство находится на подъеме, и его появление вновь вызывает тревогу у берегов Африканского Рога. Продолжающиеся нарушения, вызванные засухой в Панамском канале, показывают, как изменение климата влияет на судоходство. Между тем, тенденция к использованию более крупных судов и меняющийся характер их грузов продолжают ставить вопросы безопасности, и все это в то время, когда судоходству приходится решать самую важную задачу: декарбонизацию».
Allianz сообщает, что в 1990-е годы мировой флот терял более 200 судов в год, но десять лет назад это число сократилось вдвое и сейчас находится на рекордно низком уровне по состоянию на конец 2023 года. Обзор показывает всего 26 общих потерь судов (валовой вместимостью более 100 GT) в 2023 году по сравнению с 41 годом ранее, что свидетельствует о сокращении более чем на треть.
Ежегодные потери при доставке сократились на 70% за последнее десятилетие (89 в 2014 году). Южный Китай, Индокитай, Индонезия и Филиппины являются основными очагами потерь в мире как за последний год, так и за десятилетие, на их долю придется почти треть всех потерь на море в 2023 году (восемь). В компании Allianz заявили, что через регион проходит огромный объем импорта и экспорта, что приводит к высокому уровню судоходства и это отражается на количестве инцидентов.
На грузовые суда пришлось более 60% судов, потерянных в 2023 году (16). Затонувшие (затопленные) стали основной причиной общих потерь всех типов судов (13), на их долю приходится 50%, второе место занимают потерпевшие крушение/выброшенные на мель (4), а третье – пожар/взрыв (3). По данным Allianz, в 2023 году пожарная активность на борту судов снизилась, но за последние пять лет по-прежнему было зарегистрировано 55 пожаров, а только в 2023 году было зарегистрировано более 200 пожаров (205) – второй по величине показатель для десятилетия после 2022 года.
Число зарегистрированных аварий или инцидентов на судах также снизилось в течение 2023 года (2951 по сравнению с 3036). В регионе Британских островов зарегистрировано наибольшее количество инцидентов (695).
В обзоре Allianz отмечается, что недавние инциденты, последовавшие за конфликтом в секторе Газа, продемонстрировали растущую уязвимость мирового судоходства перед опосредованными войнами и спорами: только в Красном море боевики-хуситы атаковали более 100 судов в ответ на конфликт.
«Нападения на судоходство в водах Ближнего Востока также серьезно повлияли на транзит и торговлю через Суэцкий канал. Это произошло вскоре после продолжающегося сбоя, вызванного засухой в Панамском канале, и представляет собой двойной удар по судоходству, вызывая еще больше проблем для глобальных цепочек поставок, на которые повлияли многие события последних лет, включая экстремальные погодные и климатические происшествия, пожары и посадки на мель контейнеровозов, последствия пандемии и обрушение моста в Балтиморе», — отметил страховщик.
«Оба маршрута имеют решающее значение для транспортировки промышленных товаров и энергии между Азией, Европой и восточным побережьем США. Какой бы альтернативный маршрут ни выбрали суда, они сталкиваются с длительными отклонениями и увеличением затрат, в то время как предприятия сталкиваются с задержками и, как следствие, более высокими затратами из-за более длительного времени транзита», - говорит Allianz.
В обзоре также отмечается, что в прошлом году также наблюдался рост морского пиратства на фоне более широких проблем безопасности в Красном море: в 2023 году во всем мире было зарегистрировано 120 инцидентов с судами, что больше, чем в 2022 году.
Наконец, Allianz Commercial заявляет, что в последние годы наблюдается рост случаев краж грузов, особенно в сфере транспорта и логистики. «В Северной Америке количество заявлений о кражах росло последние шесть лет подряд, причем в 2022 году оно увеличилось на 20% в годовом исчислении и затрагивает некоторые части Европы, включая Германию, Италию и Испанию», — заявил страховщик.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz