Плохие показатели безопасности полетов в Индонезии снова в центре внимания после того, как самолет Sriwijaya Air, на борту которого находилось 62 человека, потерпел крушение в Яванском море через несколько минут после взлета в субботу, что стало третьей крупной авиакатастрофой страны чуть более чем за шесть лет.
До крушения за последнее десятилетие в Индонезии погибло 697 человек, включая военные и частные самолеты, что делает ее самым смертоносным авиационным рынком в мире, опережая Россию, Иран и Пакистан, согласно базе данных Aviation Safety Network.
Крушение рейса Sriwijaya, которым совершался бортом Boeing Co 737-500, последовало за потерей лайнера Boeing 737 MAX авиакомпании Lion Air в октябре 2018 года, что способствовало глобальному отказу от эксплуатации этой модели.
Катастрофа Lion Air, в результате которой погибли 189 человек, была необычной, поскольку она в основном выявила фундаментальные проблемы с моделью самолета и спровоцировала глобальный кризис безопасности для Boeing. Даже без учета смертей в результате этой катастрофы, Индонезия была бы по показателям смертности выше России, если бы в субботней катастрофе не осталось выживших людей.
Индонезия, архипелаг из тысяч островов, сильно зависит от авиаперевозок, и ее проблемы безопасности иллюстрируют проблему, с которой сталкиваются относительно новые перевозчики, пытающиеся не отставать от неудержимого спроса на авиаперевозки в развивающихся странах, стремясь к стандартам, на которые для зрелых рынков потребовались десятилетия, чтобы их достигнуть.
С 2007 по 2018 год Европейский союз запретил полеты над свою территорию индонезийских авиаперевозчиков после серии аварий и сообщений об ухудшении надзора и технического обслуживания. Соединенные Штаты снизили оценку безопасности Индонезии до Категории 2, что означает, что их система регулирования была неадекватной в период с 2007 по 2016 год.
Показатели безопасности полетов Индонезии улучшились в последние годы, получив положительную оценку авиационного агентства Организации Объединенных Наций в 2018 году. Но в стране с большим числом погибших в результате дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств и паромов, по мнению экспертов, культура безопасности борется с мировоззрением, которое делает это неизбежным.
Катастрофа, произошедшая 9 января, не имеет ничего общего с моделью MAX, но Boeing может помочь Индонезии, имеющей непостоянные показатели безопасности полетов, восстановить доверие к своей авиационной отрасли, считает Шукор Юсоф, глава малайзийской консалтинговой компании Endau.
Власти обнаружили регистратор полетных данных и диктофон в кабине самолета Sriwijaya в воскресенье, но эксперты сказали, что еще слишком рано определять факторы, ответственные за крушение 27-летнего самолета.
Рейс вылетел из международного аэропорта Джакарты Сукарно-Хатта, того же аэропорта, откуда взлетел самолет Lion Air и вскоре упал в море. По данным веб-сайта отслеживания FlightRadar24, самолет Sriwijaya поднялся на высоту около 3 км за четыре минуты, но затем начал крутой спуск и прекратил передачу данных через 21 секунду.
«Было много шума по поводу скорости его окончательного снижения», - сказал Джефф Делл, эксперт по расследованию авиационных происшествий из Австралии. «Это свидетельствует о том, что произошло, но почему это произошло, во многих отношениях все еще остается предположением. Есть несколько способов заставить самолет снижаться с такой скоростью».
Он сказал, что следователи изучат такие факторы, как механический отказ, действия пилота, записи технического обслуживания, погодные условия и наличие какого-либо незаконного вмешательства в работу самолета. Большинство авиационных происшествий вызвано сочетанием факторов, на выявление которых могут уйти месяцы.
Различные факторы под пристальным вниманием
Операционная деятельность авиаперевозчика Sriwijaya также будет подвергнута тщательному анализу.
«Его показатели безопасности неоднозначны, - сказал Грег Уолдрон, управляющий редактор по Азии отраслевого издания FlightGlobal. Он сказал, что в период с 2008 по 2017 год авиакомпания списала четыре Боинга 737 из-за неудачных посадок, которые привели к выезду за пределы взлетно-посадочной полосы, в том числе один в 2008 году, в результате которого один человек погиб и 14 получили травмы.
В конце 2019 года авиакомпания завершила годичное партнерство с национальным перевозчиком Garuda Indonesia и вела самостоятельную деятельность. Незадолго до прекращения действия соглашения более половины флота Sriwijaya было остановлено Министерством транспорта из-за проблем с летной годностью, согласно сообщениям СМИ в то время.
Исполнительный директор авиакомпании Sriwijaya заявил в субботу, что разбившийся самолет находится в хорошем состоянии.
Как и другие индонезийские перевозчики, Sriwijaya сократила расписание рейсов во время пандемии COVID-19, которое, по словам экспертов, будет изучено в рамках расследования.
«Проблемы, связанные с пандемией, влияют на безопасность полетов», - сказал Чаппи Хаким, индонезийский авиационный аналитик и бывший сотрудник ВВС. «Например, пилоты / техники были сокращены, зарплата не выплачена полностью, самолеты остановлены».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz