30
Вт, апр

Тест на выживание

На фоне ужесточения требований к капиталу страховых компаний вполне логично выглядит решение регулятора о введении новых требований к перестраховщикам.

До настоящего момента в случае использования низкорейтингового или безрейтингового перестрахования расчет нагрузки на капитал производился от суммы страховой премии, теперь для расчета нагрузки на капитал используется сумма ответственности по договору страхования, которая умножается на вероятность дефолта перестраховщика, рассчитанной по методике S&P. Несмотря на то, что на первый взгляд ставки для расчета значительно снижены, тем не менее, изменение базы расчёта с премии на ответственность меняет ситуацию коренным образом.

К примеру, средний портфель, который казахстанские страховщики передают в перестрахование ориентирован на перестраховщиков с рейтингом с «ВВВ+» по «ВВВ-» и для такой категории нагрузка на капитал увеличивается незначительно. Но уже следующая ступень (рейтинги с «ВВ+» по «ВВ-») предполагает значительное увеличение нагрузки на капитал, практически в несколько раз. Намерение регулятора понятно - стимулировать страховщиков покупать только качественное и высокорейтинговое перестрахование. Видимо та же цель преследуется регулятором при введении рейтинговых требований и к внутренним перестраховщикам. Все отечественные компании, имеющие лицензию на перестраховочную деятельность и рейтинг выше «В» по международной шкале или «kzВВ» по национальной шкале могут принимать в перестрахование объемы премий без нагрузки на капитал, точно так же как и компании не имеющие рейтинга, но у которых минимальная маржа платёжеспособности (ММП) имеет показатель не менее 1,75. В отношении всех остальных компаний вводятся требования к увеличению минимального капитала в соответствии с их финансовыми показателями (см. таблицу 1.)

Таблица 1. Увеличение минимального капитала на сумму переданной ответственности в зависимости от рейтинга перестраховщика

Для перестраховщиков - нерезидентов РК

Для перестраховщиков - резидентов РК

По международной шкале

По международной шкале

По национальной шкале

«АА»- или выше - 0 %

с «А+» по «А-» - 0 %

с «ВВВ+» по «ВВВ-» - 0,21 %

с «ВВ+» по «ВВ-» - 0,75 %

с «В+» по «В-» - 3,8 %

ниже «В-» или отсутствует - 22 %

«В» или выше - 0 %

ниже «В» или отсутствует - 0,21 %

ММП >1,75 - 0 %

ММП >1,5 - 0,05 %

ММП >1,25 - 0,1 %

ММП >1,0 - 0,2 %

ММП >0,9 - 5 %

«kzВВ» или выше - 0 %

ниже «kzВВ» или отсутствует - 0,21 %

ММП >1,75 - 0 %

ММП >1,5 - 0,05 %

ММП >1,25 - 0,1 %

ММП >1,0 - 0,2 %

ММП >0,9 - 5 %

ММП - минимальной маржи платёжеспособности.

По состоянию на 1 ноября рейтинг на уровне или выше минимального имеют всего 4 компании, в числе которых нет ни одной компании по страхованию жизни (КСЖ), а ММП на уровне или больше 1,75 - 8 компаний, в том числе одна КСЖ. Кроме того устанавливаются ограничения на собственное удержание и внешнее и внутреннее перестрахования в зависимости от типа риска. Для рисков с ответственностью менее 1 млрд тенге устанавливается требование по удержанию внутри страны 75 % портфеля и из них 35 % могут быть предложены для перестрахования резидентам РК и только в случае отказа резидентов РК риск может быть перестрахован за рубеж, 25 % портфеля могут быть предложены в перестрахование за рубеж сразу же. А по рискам с ответственностью, превышающей 1 млрд тенге, а также рискам по страхованию воздушного, водного, железнодорожного транспорта и гражданско-правовой ответственности их владельцев минимальное собственное удержание должно составлять не менее 5 % от размера фактической маржи платежеспособности страховщика или 200 млн тенге (в зависимости от того какой показатель больше), остальной объем портфеля может быть перестрахован у нерезидентов РК.

Примечательно, что вводятся новые механизмы предложения риска для перестрахования внутри страны. Здесь как раз и будет играть значительную роль наличие соответствующего рейтинга у перестраховщика - резидента РК или достаточность показателя минимальной маржи платёжеспособности.

Но при более подробном рассмотрении становится очевидным, что требования выдвигаемые регулятором направлены на концентрацию рисков у рейтинговых и платежеспособных компаний как резидентов так и нерезидентов РК, тогда как безрейтинговые компании- резиденты РК и к тому же имеющие недостаточный показатель ММП, будут испытывать увеличение нагрузки на капитал для того, чтобы соответствовать требованиям регулятора.

Одним словом, ещё одно «мелкое сито» для того, чтобы оставить на рынке только те компании, которые смогут выдержать гонку за соответствие принципам Solvency II и создать национальный конкурентный страховой рынок к моменту вступления Казахстана в ВТО и прихода на отечественный рынок международных игроков.


Чтобы понять, правы ли мы в своих утверждениях, редакция обратилась за разъяснением к директору департамента методологии, контроля и надзора Национального Банка Казахстана к Абдрахманову Нурлану Алмасовичу.

- В соответствии с проектом внесения изменений в постановление правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 22 августа 2008 года № 131 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчётов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации, норматива достаточности маржи платёжеспособности страховой группы, формах и сроках представления отчётов о выполнении пруденциальных нормативов» планируется значительно ужесточить требования в части перестрахования. Конкретно - какие требования ужесточить?

- Анализируя статистику перестрахования за последние 10 лет, можно сделать вывод о том, что инструмент перестрахования в Казахстане используется неэффективно. За период с 2000 по 2010 год и за 9 месяцев 2011 года всего собрано страховых премий на сумму 965 млрд тенге, из них передано перестраховочным организациям - нерезидентам Республики Казахстан - 368 млрд тенге, или 38 % от всей суммы собранных страховых премий. Наибольшая часть страховых премий, передаваемых на перестрахование, приходится на добровольное имущественное страхование - 90 % за 2010 год.

Необходимо обратить внимание на то, что возмещение по наступившим страховым случаям за 10 лет от перестраховочных организаций - нерезидентов Республики Казахстан составило 39 млрд тенге или 10,7 % от суммы переданных нерезидентам страховых премий.

Причиной высокой доли перестрахования за рубежом, на наш взгляд, является низкий уровень капитализации отечественных страховщиков. Другим важным фактором высокого уровня передачи рисков в перестрахование перестраховщикам - нерезидентам Республики Казахстан является наличие очень крупных рисков в нефтегазовой, энергетической, горнодобывающей отраслях. Данные риски не могут быть оставлены на собственном удержании страховыми организациями Казахстана. Кроме того, следует иметь в виду, что отдельные положения Соглашений о разделе продукции (СРП) регламентируют положения о страховании и перестраховании в нефтегазовой отрасли и предоставляют право партнёрам по СРП определять перестраховщика по своему усмотрению.

Тем не менее отмечаются факты необоснованной передачи рисков на перестрахование нерезидентам Республики Казахстан. Зачастую страховые организации передают на перестрахование весь объём страхового риска, не оценивая возможности собственного удержания. В таких ситуациях страховые организации выполняют лишь роль страхового посредника между клиентом и зарубежным перестраховщиком.

Более того, существующий режим льготного налогообложения для страховщиков даёт возможность использовать инструмент страхования в целях оптимизации налогов и вывода активов. Практика, такова, что чаще всего такие сделки проводятся через перестраховщиков с низким рейтингом.

В связи с этим Национальным Банком планируется пересмотреть лимиты казахстанского содержания, а также усилить рейтинговые требования к перестраховщикам - нерезидентам Республики Казахстан.

Полагаем, что принятые меры будут способствовать повышению капитализации страховых организаций, а также ограничат необоснованный отток страховых премий по схемам перестрахования.

 

- С какой целью вводятся требования к перестраховщикам-резидентам?

- Согласно действующим пруденциальным нормативам рейтинговые требования установлены только в отношении перестраховщиков-нерезидентов. При этом кредитные риски при передаче рисков местным перестраховщикам не учитываются.

Следует отметить, что рейтинговые требования для казахстанских перестраховщиков вводятся частично. При оценке рисков цедент имеет возможность учитывать не только кредитный рейтинг перестраховщика, но и показатели норматива достаточности маржи платёжеспособности (НМП). Если казахстанский перестраховщик имеет относительно низкий кредитный рейтинг либо совсем его не имеет, но при этом достаточно капитализирован, то для целей пруденциальных нормативов в отношении данного перестраховщика будет применяться низкий коэффициент риска. Например, если коэффициент НМП перестраховщика превышает 1,75, то процент увеличения минимальной маржи платёжеспособности по нему составит 0 %.

В настоящее время рейтинговые оценки международных рейтинговых агентств имеют 7 казахстанских перестраховщиков (от «В-» до «Ваа1»).

В целом политика регулятора, связанная с установлением рейтинговых требований для местных перестраховщиков, направлена на снижение риска дефолта. Считаем, что наличие позитивных кредитных рейтингов, с одной стороны, окажет положительное влияние на качество менеджмента в страховой организации, а с другой - будет способствовать привлечению перестраховочных премий из других стран, в частности стран СНГ.

 

Не увеличат ли новые требования риски невыплат по страховым случаям, если компания будет вынуждена оставить на собственном удержании больше рисков, чем сможет покрыть?

- Меры по перестрахованию направлены на увеличение доли удерживаемых страховых премий по страховому портфелю в целом, а не собственного удержания риска по каждому отдельному договору страхования. Напротив, в соответствии с новыми требованиями предусматривается поэтапное снижение максимального размера собственного удержания по каждому договору со 100 % до 30 % от капитала в целях исключения концентрации крупных рисков в страховой организации.

Кроме того, лимиты казахстанского содержания исключают крупные риски, размер которых превышает 1 млрд тенге, а также риски, связанные с воздушным и водным транспортом. По ним будет предусмотрен лимит удержания в размере 5 % от капитала либо 200 млн тенге.

При этом каждая страховая организация должна самостоятельно моделировать страховой портфель с учётом возможных убытков.

 

- Введение фидуциарной ответственности за дефолт страховщика предусматривает ответственность топ-менеджмента вплоть до уголовной. Повышение риска (в связи с увеличением собственного удержания) увеличивает вероятность дефолта. На Ваш взгляд, не содержат ли такие нормы противоречия и не вызовет ли это чрезмерной нагрузки на капитал страховщика?

- Как я уже говорил, лимиты казахстанского содержания будут рассчитываться по страховому портфелю, а не отдельному договору страхования и будут исключать крупные риски. В частности, будут предусмотрены следующие лимиты по страховому портфелю: совокупный размер страховых премий, удержанных в страховой организации по завершении финансового года, - не менее 40 %; совокупный размер страховых премий, переданных нерезидентам, - не более 25 % по завершении финансового года.

В связи с этим, установленные лимиты не будут ограничивать страховые организации при определении объёма перестрахования по отдельному договору.

- Не вызовет ли ужесточение требований по перестрахованию отказ отечественных страховщиков от принятия на страхование определённых видов рисков, к примеру автоКАСКО, по бортам российского производства?

- Новые требования к перестрахованию, в том числе рейтинговые требования, неоднократно обсуждались с участниками страхового рынка в рамках рабочих встреч при Ассоциации финансистов Казахстана. По результатам данных встреч была достигнута договорённость отнести авиационные риски и риски водного транспорта к исключаемым рискам при расчёте лимитов казахстанского содержания.

Считаем, что в случае отказа иностранных перестраховщиков от перестрахования рисков авиатранспорта российского производства такие риски будут размещаться внутри страны, в том числе путём создания страхового пула.

 

- Чем обоснована политика протекционизма в отношении мелких рисков, удерживаемых практически полностью внутри страны, исходя из положений постановления № 131?

- Концепция поправок по увеличению казахстанского содержания предусматривает разделение договоров страхования на крупные и иные договоры страхования. Лимиты удержания страховых премий - (40 % и 25 %) будут применяться к иным договорам страхования, то есть к рискам с объёмом ответственности менее 1 млрд тенге.

Указанная классификация была установлена на основе анализа наиболее крупных договоров страхования. На сегодняшний день действуют около 800 договор страхования, которые будут классифицироваться как крупные. Многие из них связаны с рисками нефтегазового сектора, обрабатывающей отрасли, авиации и водного транспорта. Средняя страховая сумма по таким договорам страхования составляет 24 млрд тенге. Объём ответственности по самым крупным договорам страхования превышает 1 трлн тенге. Более 100 договоров имеют страховую сумму свыше 100 млрд тенге.

В связи с этим, учитывая уровень капитализации страхового рынка, а также незначительное количество и специфичность страховых рисков, относимых к крупным, лимиты казахстанского содержания целесообразно устанавливать только по иным договорам страхования.

- Не приведут ли новые требования к расслоению страхового рынка на «толстых» и «тонких» и практически полному исчезновению попыток организации страховых пулов, развитию сострахования и в конечном итоге - уходу «тонких» с рынка?

- Новые требования к перестрахованию предусматривают необходимость размещения части рисков по крупным договорам страхования на внутреннем рынке. В частности, будет установлено требование о том, что страховые организации при передаче рисков перестраховочным организациям - нерезидентам Республики Казахстан с рейтингом ниже «А-» обязаны предложить принять риски в размере превышения собственного удержания цедента местным перестраховщикам на тех же условиях. Количество страховщиков, выбранных для размещения риска, должно составлять не менее 5 для компаний по общему страхованию и не менее 3 - для компаний по страхованию жизни.

По нашему мнению, требования к передаче рисков на перестрахование способствуют развитию внутреннего рынка перестрахования, повышению капитализации страховщиков. Как правило, крупные договоры страхования заключаются с участием определённого круга страховщиков, относящих к тем или иным финансово-промышленным группам. Значительная часть премий по таким договорам страхования передается за рубеж.

 

Марина ШИПОВАЛОВА
Источник: Журнал 
«Рынок страхования»
  № 11-12 (86-87), ноябрь-декабрь 2011 г.