09
Пн, июнь

Очередной пожар на грузовом судне - повод задуматься страховщикам морских грузоперевозок

strahovanie morskih gruzov 1На прошлой неделе у побережья Аляски произошло очередное ЧП, подчеркивающее растущие риски в морском страховании.

Экипаж грузового судна Morning Midas, перевозившего около 3000 транспортных средств, был эвакуирован после вспышки пожара на борту. Среди груза находилось около 800 электромобилей, и именно с палубы, где они размещались, впервые был замечен дым. Судно под флагом Либерии следовало из китайского порта Яньтай в мексиканский Ласаро-Карденас.

Все 22 члена экипажа были благополучно эвакуированы на спасательной шлюпке и доставлены на торговое судно при координации с Береговой охраной США. Судно находилось в 300 милях к юго-западу от острова Адак. Сейчас операторы судна из компании Zodiac Maritime сосредоточены на попытках сохранить Morning Midas и минимизировать последствия пожара.

Хотя точная причина возгорания ещё не установлена, внимание страховщиков и регуляторов привлек тот факт, что очаг находился в секторе с электромобилями. Литий-ионные аккумуляторы при повреждениях могут вызывать цепные реакции, сопровождающиеся высокой температурой и труднопредсказуемыми повторными возгораниями. Такие пожары крайне сложно локализовать на борту: они могут сохраняться в активной фазе несколько суток, даже если пламя внешне погашено.

Потенциальные убытки

Если судно и груз будут признаны полной потерей, совокупные страховые выплаты могут составить от 60 до 90 млн долларов, исходя из следующих ориентировочных оценок:

3000 транспортных средств × $25 000 (средняя стоимость с учётом новых EV) = $75 млн — убыток по страхованию грузов (Cargo);

Корпус судна (Hull & Machinery) — ориентировочная страховая стоимость от $10 до $25 млн;

Ответственность судовладельца (P&I) — дополнительные издержки: спасение, загрязнение, репатриация экипажа и пр.

По оценке страховых брокеров, около 70–80% груза могли быть застрахованы крупными карго-страховщиками в Японии, Китае, ЕС и на Лондонском рынке. Судно застраховано в Steamship Mutual — одном из крупнейших клубов P&I.

Для страховщиков инциденты с автомобилевозами представляют серьезные вызовы. Повреждение груза, возможные экологические последствия, спасательные операции и потенциальная гибель судна — всё это означает высокие убытки по полисам страхования грузов, ответственности судовладельца и каско судна. К тому же, при участии электромобилей возникает дополнительные сложности: от оценки риска до методов ликвидации аварий.

Андеррайтинг морских грузоперевозок меняется

Как отметил один из страховых брокеров, специализирующийся на морском страховании: «Рынок уже меняется. По грузам с литий-ионными батареями вводятся отдельные коэффициенты, некоторые страховщики требуют декларации о размещении груза, наличии систем охлаждения, а иногда — исключают риски возгорания аккумуляторов из покрытия. Такие случаи, как Morning Midas, будут только ускорять эту трансформацию».

По мнению международных андеррайтеров, на фоне роста объемов перевозки EV-техники и увеличения плотности загрузки судов, особенно при массовой загрузке в трюмах, рынок морского страхования сталкивается с необходимостью пересмотра тарифов, условий покрытия и требований к безопасности перевозок. Ситуация с Morning Midas станет ещё одним аргументом для ужесточения андеррайтинга, особенно по грузам с аккумуляторами.

Аналогичные инциденты: тревожная статистика

2022 г., Felicity Ace (Азорские острова): пожар на автомобилевозе с 4000 люксовых автомобилей Porsche, Audi, Bentley. Убыток по страховке оценивался в $400–500 млн. Судно затонуло через 13 дней.

2023 г., Fremantle Highway (Нидерланды): пожар, вызванный электромобилем. Убытки — свыше $100 млн.

2024 г., Fremantle Star (Япония): очередной инцидент с возгоранием EV-батарей.

По отчету Allianz Commercial, в 2024 году было зафиксировано наибольшее число морских пожаров за последние 10 лет — 55 инцидентов, половина из которых связана с аккумуляторами и химически активными грузами.

Ситуация с Morning Midas — очередной тревожный сигнал для рынка морского страхования и грузоперевозок. Массовая перевозка электромобилей, при отсутствии адекватных систем пожаротушения, создает высокие концентрационные риски. Страховщикам придется адаптировать продуктовую линейку, усиливать превентивный андеррайтинг и сотрудничать с судоходными компаниями для минимизации последствий.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz