С 7 апреля в Казахстане вступили в силу обновленные правила обязательного автострахования. Разбираемся, зачем потребовались изменения и какие выгоды они могут дать водителям.
Речь идёт о поправках в расчёт страховой премии по ОСГПО, утверждённых Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка. В центре внимания — система «бонус-малус», по которой теперь точнее оценивается страховая история водителя.
Изменения уже вызвали широкий отклик со стороны автовладельцев: одни опасаются роста цен, другие — усложнения процедур. Но за новыми правилами стоит стремление выстроить более прозрачную и справедливую систему, где аккуратная езда напрямую влияет на стоимость полиса.
Почему понадобились изменения?
Обновление правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС) — это ответ на несколько параллельных вызовов:
Во-первых, транспортный парк Казахстана ежегодно обновляется. На дорогах появляется всё больше новых машин, стоимость ремонта которых в случае аварии может превысить миллион тенге.
Как ежегодно в Казахстане увеличиваются продажи новых автомобилей
Год |
Количество автомобилей |
Насколько за год выросло количество |
2021 |
117 590 |
25,90% |
2022 |
123 778 |
5,26% |
2023 |
198 686 |
60,52% |
2024 |
205 111 |
3,23% |
Данные: akab.kz
Во-вторых, прежняя система бонусов, штрафов и расчёта премий почти не учитывала разницу между водителями, которые годами ездят без происшествий, и теми, кто регулярно становится виновником ДТП.
В-третьих, страховщики нередко сталкиваются с недобросовестным поведением — как со стороны клиентов, так и в случае мошеннических схем. Упорядочивание расчётов и цифровизация процесса — шаг в сторону прозрачности и защиты всех сторон.
Что изменилось в 2025 году?
Расширена система «бонус-малус». Количество классов увеличено с 15 до 18. Введены новые понижающие и повышающие коэффициенты: для тех, кто часто попадает в аварии, стоимость полиса возрастёт максимум в 3,5 раза. Зато для аккуратных водителей — наоборот, будет снижаться.
Учитывается не только сам факт ДТП, но и его масштаб. Если ущерб небольшой (до 200 МРП — 786 400 тенге в 2025 году), то коэффициент будет ниже, чем при серьёзных повреждениях. Такой подход позволяет справедливо различать «незначительные инциденты» и действительно опасные случаи.
Влияют нарушения ПДД. Штрафы и нарушения, зафиксированные за последний год, теперь также будут учитывать при расчёте стоимости ОГПО. Это станет дополнительной мотивацией соблюдать правила.
Всё — онлайн. Теперь оформление полисов полностью переведено в электронный формат. Это упрощает процесс для клиентов и снижает вероятность мошенничества.
Новые правила — не про штрафы, а про стимулы
Многие казахстанцы опасаются: «Теперь за каждое движение будем переплачивать?» Но как раз наоборот: новая система мотивирует аккуратную езду и награждает дисциплинированных водителей. Безаварийное вождение, отсутствие штрафов, бережное отношение к другим участникам движения — всё это теперь влияет на «кошелёк».
Кроме того, важно понимать: в случае ДТП с участием дорогого нового авто, старые лимиты часто не покрывали даже половину ремонта. Новая градация премий позволяет страховым компаниям точнее оценивать риски и выплачивать более адекватные компенсации.
Кто выиграет?
Новая система устранит один из главных нюансов прежнего подхода — когда аккуратные водители платили по тем же ставкам, что и те, кто регулярно нарушает ПДД и попадает в ДТП. Теперь всё справедливо: кто ездит аккуратно — тот платит меньше.
Особенно важны изменения для новичков, которые только приобрели автомобиль. Им по умолчанию присваивается класс A с коэффициентом 1,8 — это логичное и обоснованное решение: у водителя пока нет истории, и страховая компания не может оценить его риски. Но система даёт шанс быстро улучшить свою страховую категорию при условии безаварийной езды.
При этом важно помнить: если человек нашёл средства на покупку автомобиля, то страховой взнос должен стать не обузой, а осознанной частью расходов. В конце концов, при серьёзном ДТП страховая выплата может многократно превысить сумму взноса, защитив водителя от долгов и необходимости продавать имущество.
Аккуратные водители. Чем дольше вы ездите без происшествий — тем дешевле ваша страховка.
Также это выгодно семьям с несколькими автомобилями. Теперь у каждого водителя будет индивидуальная история — не пострадает весь полис из-за одного члена семьи.
С обновленной системой страхования выигрывают владельцы новых автомобилей. Более адекватное покрытие и меньше споров со страховщиками.
Выигрывают все участники дорожного движения. Безопасность станет личной выгодой.
Сравнение систем автострахования в странах
Страна |
Система "бонус-малус" |
Учет тяжести ущерба |
Учет штрафов ПДД |
Цифровизация процесса |
Средняя стоимость полиса (2025) |
Казахстан |
Да (18 классов) |
Да |
Да |
Полная |
от 20 000 до 112 000 тенге |
Россия |
Да (15 классов) |
Частично |
Нет |
Полная |
7 616 рублей/48 599 тенге |
Кыргызстан |
Да (15 классов) |
Нет |
Нет |
Частичная |
1 384 - 2 742 сомов/8 107 - 16 063 тенге |
Узбекистан |
Да (15 классов) |
Планируется внедрение |
Планируется внедрение |
Полная |
245 280 сумов/9 702 тенге |
Беларусь |
Да (15 классов) |
Нет |
Нет |
Частичная |
4000 бел. руб. в год/625 659 тенге |
Китай |
Система NCD с 7 уровнями скидок, которая функционирует аналогично «бонус-малус» |
Да |
Частично |
Частичная |
от 475 до 950 юаней/33 778 - 67556 тенге |
Германия |
Да (SF-классы по индивидуальной системе) |
Да |
Частично |
Полная |
от 250 до 565 евро/145 172 - 328 089 тенге |
США |
Нет (используются индивидуальные коэффициенты) |
Да |
Частично |
Полная |
от 1 682 до 2 502 долларов США в год/861704 -1 281 797 тенге |
Данные: из открытых источников
Казахстан: С 2019 года оформление ОСГПО - в электронном виде. С 2024 года все расчёты по системе «бонус-малус» также автоматизированы. С апреля 2025 года в Казахстане действует обновлённая система обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСГПО). Основные изменения затронули порядок расчёта страховой премии по системе «бонус-малус», которая теперь включает 18 классов — от М2 (самый низкий с коэффициентом 3,5) до 13 класса (самый высокий с коэффициентом 0,5). Новичкам присваивается класс A с коэффициентом 1,8. Система теперь учитывает: количество и тяжесть страховых случаев, грубые нарушения ПДД (например, ДТП с пострадавшими или управление в состоянии опьянения); длительность безаварийной езды.
Россия: С 2024 года в России обновлены тарифы по ОСАГО. Используется система бонус-малус с 15 классами, которая снижает стоимость полиса за безаварийную езду. С 2025 года работает полный цикл цифрового оформления и урегулирования убытков — от онлайн-оформления полиса до подачи заявлений на выплату через личный кабинет. Однако такие факторы, как штрафы и тяжесть ущерба, в расчётах пока не учитываются.
Кыргызстан: С 1 января 2025 года вступили в силу обновлённые правила ОСАГО. Полисы можно оформить в электронном или бумажном виде. Стоимость зависит от типа транспорта, объёма двигателя, возраста и стажа водителя. Цифровизация ограничена — централизованная база пока в стадии формирования.
Узбекистан: С 1 сентября 2024 года обязательное автострахование полностью переведено в цифровой формат: полисы оформляются через Единую информационную систему. Планируется внедрение системы расчёта премии с учётом истории водителя, тяжести ДТП и нарушений ПДД. Увеличен лимит страховой выплаты до 40 млн сумов. Модель развивается в направлении, схожем с казахстанской.
Беларусь: В стране действует система "бонус-малус" с 15 классами. Цифровизация частичная: возможно онлайн оформление, но бумажные форматы также широко используются. Расчёт стоимости основан на базовой ставке, корректируемой по типу транспорта и региону. Личное страховое поведение в расчёте почти не отражается.
Китай: Цифровые решения активно развиваются, особенно в мегаполисах, но бумажные полисы всё ещё распространены. Страховые премии рассчитываются с учётом возраста, стажа, технических характеристик автомобиля и истории ДТП. Скидки на страховку могут достигать 50%, но централизованная система расчёта, как в Казахстане, отсутствует.
Германия: Одна из самых проработанных моделей: используется система SF-классов — бонусов за каждый безаварийный год. Цифровизация охватывает весь процесс страхования, включая расчёт, заключение договора и урегулирование убытков, включая использование телематики и IoT для персонализированного ценообразования. Подход близок к казахстанскому, с большим вовлечением технологий и аналитики.
США: В США отсутствует единая система "бонус-малус". Вместо этого страховщики используют индивидуальные коэффициенты, учитывая множество факторов: возраст, стаж, кредитный рейтинг, историю нарушений ПДД, тип и возраст автомобиля, а также регион проживания. Цифровизация процесса достигла высокого уровня: оформление полисов, подача заявлений и урегулирование убытков доступны онлайн.
Таким образом, обновленная система расчета стоимости ОСГПО — это попытка сделать автострахование в Казахстане прозрачным, понятным и справедливым по отношению ко всем участникам дорожного движения.
Источник: Freedom life