Cанкции G7 в отношении российской нефти, которые включают ограничение цены на 60 долларов за баррель и ограничения на ключевые услуги, такие как страхование, могут иметь непредвиденные последствия, считает специалист по морскому страхованию.
Одним из таких последствий является создание конкурирующих рынков страхования защиты и возмещения убытков для морских страховок в России, Индии и других странах, сказал в интервью порталу insurancejournal.com Кормак МакГарри, старший аналитик компании Maritime, компании Control Risks, занимающейся глобальным риском и стратегическим консалтингом.
«Примерно половина мира либо не согласна, либо обязательно заботится о санкциях G7 и Европейского союза против России», — сказал МакГарри. «Половина мира хочет потреблять эту нефть по любой цене, которую они могут получить, а Россия хочет продолжать экспортировать им, и это то, что они пытаются сделать».
Короче говоря, эти санкции эффективны только до тех пор, пока их соблюдают страны, сказал МакГарри.
Санкции, вступившие в силу 5 декабря, ограничивают финансовые, брокерские, судоходные и страховые услуги для отгрузки российской нефти, если сырая нефть покупается по цене выше 60 долларов за баррель. Если сырая нефть торгуется по цене 60 долларов или ниже, то страны, участвующие в ограничении, в том числе G7, Европейский Союз и Австралия, разрешат доступ к ключевым услугам.
МакГарри отметил, что, хотя страхование является главным элементом санкций, у Запада нет монополии на страхование морских перевозок.
13 клубов защиты и возмещения убытков (P&I), которые составляют Международную группу клубов P&I, вместе обеспечивают покрытие морской ответственности (также известное как защита и возмещение убытков) примерно для 90% мирового океанского тоннажа.
Предполагается, что страхование P&I от этих клубов, базирующихся в Великобритании, Европе, США и Японии, обеспечит соблюдение санкций.
Хотя у Запада есть определенная власть в сфере страхования, по словам МакГарри, даже это ненадежно, потому что «похоже, что это будет стимулировать распространение страховых рынков за пределы традиционного западного центра».
Российский « Ингосстрах» недавно заявил, что не планирует предлагать полисы новым клиентам, потерявшим страховое покрытие международных страховых компаний.
МакГэрри отметил, что «Ингосстрах» страхует около 2000 судов, что довольно мало по сравнению с долей рынка 13 западных P&I клубов, «но есть основа для того, чтобы Россия начала страховать свой собственный флот, а также иностранных перевозчиков, услуги которых она использует».
По его словам, «Ингосстрах» фактически является государственной организацией, поэтому российские поставщики могут савмостоятельно начать перестраховку полисов и вообще избегать западных клубов P&I.
То же самое относится и к Индии и другим странам, которые являются крупными импортерами российской нефти, сказал МакГарри, пояснив, что они могут создать свои собственные P&I клубы, преодолеть ценовой потолок в 60 долларов и импортировать нефть. «Я не думаю, что кто-то собирается что-то с этим делать, что является сигналом того, насколько эффективны санкции».
Он не верит, что создание нового рынка P&I вытеснит 13 клубов P&I, хотя в течение года они могут увидеть сокращение на несколько процентных пунктов по сравнению с текущим 90%-ным охватом мирового флота.
«Будет интересно посмотреть, смогут ли новые P&I клубы действительно конкурировать в постсанкционной среде», — сказал МакГарри.
Он подчеркнул, что западные санкции против России довольно взвешены и могли бы быть гораздо жестче. «Предельная цена в 60 долларов не настолько экстремальна, как могла бы быть. Это довольно мягкая санкция со стороны Запада».
Страны Большой семерки, вероятно, рассматривали влияние на мировую экономику, «которая уже довольно фрагментирована и хрупка, поэтому они были готовы только нажимать кнопку санкций, одновременно закрывая глаза на тех, кто их игнорирует», - сказал эксперт.
Далее, по его словам, Запад через члена НАТО Турцию теоретически имеет возможность полностью перекрыть экспорт российской нефти. «С точки зрения судоходства Россия почти полностью зависит от Черного моря и пролива Босфор, потому что большинство других ее портов зимой замерзают».
Это возможно, сказал МакГарри, но тогда Запад может «слишком сильно дразнить «русского медведя»» и ударить по мировой экономике «так, как Запад, возможно, просто не хочет этого делать».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz