Онлайн страхование в Казахстане

Пятница, 15 ноября 2019
Menu

«Принудительное» страхование: почему в Казахстане нет добровольной розницы?

Основным сдерживающим фактором развития розничного страхования страховщики называют низкую страховую культуру населения и считают, что привить такую культуру можно только через введение обязательного страхования, где только возможно. Но факты говорят об обратном….

 

На развивающихся страховых рынках, к каковым относится и Казахстан, основным драйвером розницы общего страхования традиционно является моторное страхование (до 90%), причем в обязательной форме. Страхование имущества, в том числе и автотранспорта, в качестве добровольного вида востребовано слабо и, в основном, «привязано» к какому-либо обязательству, чаще всего к кредиту на покупку недвижимости или авто. Такие тренды характерны и для Казахстана.

Если посмотреть на статистику по состоянию на 1 июня 2019 года, то доля физических лиц в премиях по действующим договорам страхования составляет:

- по добровольному страхованию имущества – 2%;
- добровольному страхованию автотранспорта – 40%;
- обязательному страхованию ГПО автовладельца – 80%.

По примерной оценке доля розничного страхования в портфеле премий общего страхования составляет около 28%, при этом 3/4 от этой доли приходится на моторные классы. Рассмотрим по порядку все составляющие казахстанской розницы.

Добровольное страхование имущества

Добровольное страхование имущества составляет 25% от розничного страхования, но добровольным его можно назвать только в первом приближении, поскольку около 90% объемов страхования имущества физическими лицами – это страхование залогового обеспечения по требованию банков. На рынке страхования имущества предложения страховщиков для физических лиц представлены:

- «коробочными продуктами» для определенных целей, которые предлагают небольшое покрытие, стоят не очень дорого и, как «вещь не особо полезная» востребованы слабо;

- полноценными «страховыми конструкторами», с помощью которых можно составить неплохую программу страхования жилой недвижимости и содержимого имущества, но разобраться в «хитросплетениях» такого предложения может не каждый, а стартовый тариф в 0,5% заставляет задуматься о соотношении «цена-выгода»

- страхованием имущества, как залогового обеспечения, которое является добровольным, но, наличие которого обязательно по требованию кредитующей организации. Страховая сумма по страхованию залогового имущества соответствует не рыночной стоимости имущества, а в целях экономии «дополнительных расходов на страхование» равна сумме задолженности по кредиту и, если что-то случится, то выплату получит банк, а не хозяин недвижимости.

Одним словом, на существующей линейке продуктов страхования имущества физических лиц «поднять» страховую культуру, похоже, не получится. Недаром в 2015 году, во избежание социальной напряженности уже готовый закон об обязательном страховании недвижимости физических лиц, над которым работали более 2-х лет, благополучно «лег под сукно» на неопределенный срок. Видимо были и есть сомнения в популярности страхования имущества у казахстанцев на основе практического опыта его использования.

Моторное страхование

Совокупная доля премий моторных классов страхования (добровольное страхование автотранспорта и обязательное страхование ГПО автовладельца) в портфеле компаний общего страхования составляет уже 29% на 1 июня 2019 года, а их доля в розничном страховании составляет 75%. При этом, продукты моторного страхования в Казахстане граждане покупают «по принуждению».

Обязательное страхование ГПО автовладельца

Самым розничным (по количеству вовлеченных физических лиц) классом страхования в Казахстане является обязательное страхование ГПО владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС). На 1 июня 2019 года доля этого класса в совокупных премиях рынка общего страхования составила 21,5% (29,6 млрд тенге), что на 15% больше, чем на аналогичную дату в прошлом году. При этом последние 4 года доля застрахованных автотранспортных средств (ТС ) планомерно снижается при относительно стабильном количестве ТС, зарегистрированных на территории Казахстана. Также нужно учитывать, что в статистике действующих договоров страхования на конец года, которая была использована для сопоставления данных, присутствует какое-то количество договоров с нерезидентами (приграничка), которые временно въезжают на территорию Казахстана, поэтому фактическое покрытие страхованием ОГПО ВТС еще меньше, чем показано на графике 1.

График 1. Динамика количества зарегистрированных на территории Республики Казахстан ТС и договоров страхования ОГПО ВТС по состоянию на 31 декабря 2007-2018 годы

040719 1

Источник: данные НБРК и МНЭ РК, расчеты Allunsurance.kz

Для понимания причин снижения проникновения ОГПО ВТС рассмотрим динамику показателей ОГПО ВТС с 2007 года, поскольку с 2008 года были введены основные законодательные изменения, которые закрепили действующий подход к расчету тарифов.

На графике 2 показана динамика сборов премий и выплаты по ОГПО ВТС, а также динамика средней суммы страховой выплаты. Из приведенных данных видно, что с 2008 года по 2018 год премии динамично росли в среднем на 10% в год, динамика выплат была впечатляющей – рост более, чем на 40% в среднем ежегодно, средняя выплата за 7 лет выроста почти в 2 раза.

Но в 2015 году тренд изменился. Премии по-прежнему продолжили рост (до 60,7 млрд тенге в 2018 году), а вот средний размер выплат «замерз» возле отметки 340 тыс. тенге, так же как и объем выплат, который за 4 года так и не преодолел «психологический барьер» в 25 млрд тенге.

График 2. Динамика страховых премий и выплат по ОГПО ВТС 2007-2018 годы, в тыс. тенге

040719 2

Источник: данные НБРК, расчеты Allunsurance.kz

Почему 2015 год стал «переломным» для динамики страховых выплат ОГПО ВТС? Причин несколько, но две из них хотелось бы обсудить.

Первое, что сыграло роль – это изменение подходов к расчету тарифов для нерезидентов, временно въезжающих не территорию РК, так называемая «приграничка» (подробнее см. «Парадоксы автогражданки в Казахстане: пока локомотив на запасном пути» ), которая серьезно «разбавила» убыточность в силу своей специфики и повлияла на статистику. Поскольку мы не видим фактический объем пригранички ни в премиях, ни в выплатах, то, к сожалению, этот «фактор» для нас остается «серым», но есть понимание, что он в среднем занижает показатели по средней выплате на 10-15%.

Второй причиной стало изменение подходов в оценке вреда ТС и, соответственно, суммы страховой выплаты. Из процесса оценки были выведены независимые оценщики и страховщики стали считать убытки по единой методике, что привело к единообразию расчетов и исключило фактор «заинтересованного профессионального мнения». Но при этом добавило другой риск – возможность манипулирования выплатами с целью сдерживания убыточности, что в настоящее время практикуют отдельные страховщики.

В результате, несмотря на обязательность класса ОГПО ВТС для автовладельцев, страхователи начали «голосовать ногами», несмотря даже на наличие административного штрафа, который соизмерим со стоимостью страховки. Поэтому, ОГПО ВТС, как стимул для развития страховой культуры автовладельцев и добровольной розницы, похоже, тоже не годится.

АвтоКАСКО

Классическое страхование автомобиля, которое могло бы развиваться при поддержке обязательного страхования ГПО ВТС, в Казахстане тоже имеет свои особенности. Если в России и Беларуси страхованием автоКАСКО покрыто от 60 до 70% автопарка в стране, то в Казахстане в конце 2018 года доля застрахованных ТС по автоКАСКО составляет 11% от общего зарегистрированного количества автомашин, при этом, годом ранее этот показатель составлял только 5%.

Максимальная доля застрахованных ТС за весь рассматриваемый временной период составляла 25% в 2013 году, когда страховщики к обязательному договору ОГПО ВТС «дарили» полис автоКАСКО на сумму покрытия, которая была в 3-4 раза ниже среднего убытка по ОГПО ВТС. Даже такой «широкий жест» со стороны страховщиков не был оценен страхователями и не стал стимулом для покупки полноценного продукта автоКАСКО.

Получив закономерный рост убытков, и не ощутив преимуществ от «раздачи слонов», большинство страховщиков свернули практически все программы «бесплатного автоКАСКО» и сосредоточились на сегменте платежеспособных клиентов, которые реально понимают выгоду автострахования.

График 3. Динамика количества зарегистрированных на территории Республики Казахстан ТС и договоров страхования автоКАСКО по состоянию на 31 декабря 2007-2018 годы

040719 3

Источник: данные НБРК и МНЭ РК, расчеты Allunsurance.kz

Но помимо «подарочного» автоКАСКО с 2013 года активизировались банки и МФО с программами автокредитования, которые и стали вносить существенный вклад в рост страховых премий по автоКАСКО. Но, опять же, автоКАСКО, которое привязано к банковскому кредиту, имеет свои особенности, о которым мы уже писали (см. «Новые программы льготного автокредитования простимулируют рост автокаско в Казахстане, но не поднимут страховую культуру»).

С 2015 года запущено уже две государственные программы льготного автокредитования, которые имеют револьверный характер, то есть все средства, которые заемщики возвращают текущими платежами по кредитам, тут же обратно направляются на выдачу новых кредитов, что похоже на, своего рода, «вечный двигатель».

График 4. Динамика показателей добровольного страхования автомобиля 2007-2018 годы, в тыс. тенге

040719 4

Источник: данные НБРК, расчеты Allunsurance.kz

Специфика банковского автоКАСКО такова:

- приоритетным выгодоприобретателем является банк,
- страховая сумма равна сумме задолженности по кредиту,
- франшиза составляет сумму, которая выше в 1,5 раза среднего убытка ОГПО ВТС выплачиваемого страховщиками,
- средний тариф 3% и выше.

Такой «банковский» страховой продукт дезориентирует страхователя относительно пользы и выгоды от страхования классического автоКАСКО, каковым оно является для тех автовладельцев, которые покупают его, как полноценный страховой продукт для защиты своих интересов, как автовладельцев, а не как заемщики.

После окончания срока кредита и расчета с банком, автовладелец, которому в течение всего срока кредитования «навязывали» дополнительные расходы на страхование не может понять и ощутить пользу классического автоКАСКО. Поэтому, значительный рост объемов страхования добровольного автоКАСКО, который так восхищает некоторых страховщиков, учитывая еще и низкую убыточность (27,6 % за 2018 год) в среднем по рынку, которая для «профессионалов банковского автоКАСКО» является еще более низкой, является не чем иным, как прямым дестимулятором для покупки розничного страхования автоКАСКО и уж никак не способствует развитию культуры страхования, для тех, кто невольно угодил в автокредитные отношения с банками.

Где стоим? Куда идем?

Мы рассмотрели основные классы страхования, которые могли бы стать потенциальными стимуляторами развития розничного страхования, но, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что на самом деле, они создают реальные дестимуляторы. Причин этому несколько, остановимcя только на двух.

Первая причина – это почти полная зависимость добровольно розничного страхования в настоящее время от банковского кредитования, которое помогает «надувать» статистику по сборам премий, но, фактически, дестимулирует страхователей использовать страховые продукты по окончании договора кредитования, оставляя неприятное «послевкусие» от навязанного бесполезного страхового продукта.

Изменение подходов к разработке страховых продуктов при страховании залогового имущества с учетом не только интересов банков, но и страхователей могло бы изменить ситуацию. Но, те компании, которые «допущены к поеданию пирога» банковского автоКАСКО, похоже, не заинтересованы менять ситуацию. Согласитесь, кто, будучи в здравом уме и трезвом рассудке «поломает схему», которая приносит хорошие деньги и не требует особых усилий. Наверно, ситуацию может исправить регулятор, который призван обеспечивать защиту прав потребителей страховых услуг и, в то же время, содействовать развитию рынка.

Вторая, но не менее важная причина, заключается в «зацикленности» страховщиков на «ходовых» страховых продуктах, которые, по их мнению, кроме реальных финансовых потоков обеспечивают еще и лояльный клиентский портфель. Судя по рекламе, которую размещают страховщики в СМИ, основной сферой их интересов является обязательная автогражданка и медицинское страхование выезжающих за рубеж. В остальном, их бизнес, похоже, «любит тишину». Высокая конкуренция в массовых классах только повышает ставки аквизиции, но не влияет на другие направления розницы, судя по статистике. Поэтому «обогревать улицу» никто не торопится и очереди из желающих «двигать идею страхования в массы» тоже не наблюдается.

Наверно поэтому страховщики пока сидят в ожидании новых классов обязательного страхования для широкого круга незаинтересованных в этом страховании граждан и рассуждают о низкой страховой культуре соотечественников.

Не за горами декабрь 2020 года, когда в рамках ВТО крупные международные компании получат возможность свободно себя чувствовать в страховом секторе Казахстана, а ведь им есть что предложить местным предпринимателям, и конкурировать в корпоративном секторе с ними будет очень тяжело, даже учитывая местный менталитет в отношении «вознаграждения за организацию договора страхования».

Наверно тогда местные страховщики вспомнят о рознице, которой фактически нет.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz

Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Munich Re Syndicate использует эксклюзивные данные о погоде ClimaCell

15-11-2019 Просмотров:20

Munich Re Syndicate использует эксклюзивные данные о погоде ClimaCell

Перестраховочный гигант Munich Re, специалист Lloyd's of London Syndicate, Munich Re Syndicate,...

Allianz и Microsoft стали партнерами по платформе страхования с открытым…

15-11-2019 Просмотров:29

Allianz и Microsoft стали партнерами по платформе страхования с открытым исходным кодом

Глобальный страховой гигант Allianz заключил партнерское соглашение с  технологической компанией Microsoft, чтобы...

Fitch считает, что ценообразование P & C вряд ли приведет…

15-11-2019 Просмотров:21

Fitch считает, что ценообразование P & C вряд ли приведет к жесткому рынку

В то время как благоприятные тенденции ценообразования на рынке общего страхования в...

Aon исследование определяет «много желательных областей» для роста пере /…

15-11-2019 Просмотров:23

Aon исследование определяет «много желательных областей» для роста пере / страхования

В последнем исследовании страховых рисков Aon было выявлено «много желательных областей для...

Развивающаяся Азия будет драйвером роста страхового рынка в 2020-2021 годах

14-11-2019 Просмотров:67

Развивающаяся Азия будет драйвером роста страхового рынка в 2020-2021 годах

Глобальный экономический рост ослабнет в 2020 и 2021 годах, драйвером глобального роста...

Должны произойти фундаментальные изменения прежде, чем адекватность цены вернется: PwC

14-11-2019 Просмотров:70

Должны произойти фундаментальные изменения прежде, чем адекватность цены вернется: PwC

В отрасли пере / страхования в 2019 году в целом наблюдалось ужесточение...

Пере / страховщики рискуют нерелевантностью через мышление «бизнес как обычно»:…

14-11-2019 Просмотров:56

Пере / страховщики рискуют нерелевантностью через мышление «бизнес как обычно»: Джон Нил

Пере / страховые компании рискуют стать неактуальными в глазах своих клиентов, если...

Австралия: угроза лесного пожара сохраняется, убытки могут составить $34 млн

14-11-2019 Просмотров:74

Австралия: угроза лесного пожара сохраняется, убытки могут составить $34 млн

Согласно данных Страхового совета Австралии (ICA), страховые убытки от лесных пожаров, в...

Наводнение в Северной Англии может привести к претензиям до 120…

14-11-2019 Просмотров:87

Наводнение в Северной Англии может привести к претензиям до 120 млн фунтов: PwC

По данным PwC, из-за экстремальной погоды в Северной Англии, которая в последние...

WTW видит «самое большое изменение цен за последние годы»

14-11-2019 Просмотров:65

WTW видит «самое большое изменение цен за последние годы»

Глобальная страховая и перестраховочная брокерская компания Willis Towers Watson (WTW) ожидает, что...

Квантовые вычисления - потенциальный киберриск для перестраховщиков: Fitch

13-11-2019 Просмотров:83

Квантовые вычисления - потенциальный киберриск для перестраховщиков: Fitch

День, когда возможности квантовых вычислений могут быть применены к сценариям реального мира,...

Подразделение Pool Re поможет британским страховщикам повысить устойчивость к терроризму

13-11-2019 Просмотров:77

Подразделение Pool Re поможет британским страховщикам повысить устойчивость к терроризму

Pool Re, британский перестраховщик, поддерживаемый правительством, запустил Pool Re Solutions, специализированное подразделение,...

Startup Zego стал первым британским Insurtech, получившим страховую лицензию

13-11-2019 Просмотров:107

Startup Zego стал первым британским Insurtech, получившим страховую лицензию

Zego стал первым в истории британским Insurtech, получившим собственную страховую лицензию, которая...

Австралия: Управление по финансовым жалобам выпускает инструмент сравнения

13-11-2019 Просмотров:73

Австралия: Управление по финансовым жалобам выпускает инструмент сравнения

Австралийское управление по финансовым жалобам (AFCA), которое отметило первую годовщину своего создания...

Moody's дает негативный глобальный прогноз для суверенных государств в 2020…

13-11-2019 Просмотров:86

Moody's дает негативный глобальный прогноз для суверенных государств в 2020 году

Перспективы суверенной кредитоспособности в 2020 году имеют негативный характер, отражая ожидания глобального...

Исследование подчеркивает отсутствие должной осмотрительности по киберрискам среди частных инвестиционных…

13-11-2019 Просмотров:94

Исследование подчеркивает отсутствие должной осмотрительности по киберрискам среди частных инвестиционных компаний

Недавний опрос, проведенный компанией Mactavish, занимающейся размещением и урегулированием споров в сфере...

Генетическое тестирование предоставляет огромные возможности для страховщиков жизни

13-11-2019 Просмотров:85

Генетическое тестирование предоставляет огромные возможности для страховщиков жизни

По словам докладчиков на конгрессе Международного комитета по страховой медицине (ICLAM), проходящем...

Самое радиоактивное место на планете

12-11-2019 Просмотров:88

Самое радиоактивное место на планете

Научные открытия, которые позволили использовать радиоактивные элементы не только в теории, но...

Как отразится вступление в ВТО на страховом рынке Казахстана

12-11-2019 Просмотров:103

Как отразится вступление в ВТО на страховом рынке Казахстана

Согласно договору Республики Казахстан вступления в ВТО уже в декабре следующего года,...

Экономические преимущества перестраховочной деятельности: отчет LMG London Matters

12-11-2019 Просмотров:102

Экономические преимущества перестраховочной деятельности: отчет LMG London Matters

Правление London Market Group (LMG) объявило, что следующий доклад London Matters будет...

GIC Re получило чистый убыток во втором квартале по мере…

12-11-2019 Просмотров:95

GIC Re получило чистый убыток во втором квартале по мере роста требований по сельскому хозяйству и наводнениям

Индийская национальная перестраховочная компания, General Insurance Corporation of India (GIC Re), сообщила...

Руководители перестраховочной отрасли разочарованы ценообразованием

12-11-2019 Просмотров:84

Руководители перестраховочной отрасли разочарованы ценообразованием

Главные исполнительные директора (CEO) страховой и перестраховочной отрасли выразили разочарование в связи...

Глобальная коммерческая страховка подорожала на 8% в третьем квартале: Marsh

12-11-2019 Просмотров:92

Глобальная коммерческая страховка подорожала на 8% в третьем квартале: Marsh

Индекс мирового страхового рынка Marsh за 3 квартал показывает, что цены на...

Экспертиза и диверсификация – главные вопросы для перестраховщиков в 2020…

12-11-2019 Просмотров:97

Экспертиза и диверсификация – главные вопросы для перестраховщиков в 2020 году: обзор отрасли

Второе ежегодное исследование компании Artemis, специализирующейся на ILS, определило экспертизу и диверсификацию...