Прошлый год стал для российской индустрии страхования знаковым: доля банкострахования в общем объёме страховых сборов достигла своего рекордного значения, но новых рекордов, по всей видимости, ожидать от этого года не стоит. Конкуренцию банкам всё больше будет составлять интернет и агентские каналы продаж, считает Валерий Курганов,советник генерального директора по правовым вопросам и председатель совета директоров «Проминстрах». Что это значит для страхователей?

За последние три года доля банковского канала продаж выросла на 70%. Такой рост во многом связан с кредитным бумом в стране и значительным ростом в сегменте страхования жизни, в том числе в продуктах инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Такой вывод содержится и в свежем отчёте Банка России «Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам II квартала 2019 года».

Доля банков в общем объёме страховых сборов приблизилась к 37%. При этом, ещё четыре года назад эта доля не превышала 17%. Быстрые темпы роста демонстрировал интернет как канал продаж: только в прошлом году его доля увеличилась на 133%. Во многом такой быстрый рост связан с эффектом низкой базы. Если в 2015 году доля онлайн-продаж была едва отличима от статистической погрешности (0,3%), то по итогам прошлого года эта доля достигла 5,1%. Доля же премий, которая была получена без участия посредников, за эти годы снизилась с 32,1% до 21,5%. Итоги второго квартала 2019 года свидетельствуют о сохранении вышеуказанных тенденций с той лишь поправкой, что доля банкострахования постепенно прекращает свой рост и, вероятно, в этом году мы увидим стагнацию. С чем связаны такие прогнозы и чего стоит ожидать клиентам страховщиков?

Начнём с того, что преобладание банков среди всех прочих каналов продаж вызвано целым рядом факторов. Во-первых, среди всех финансовых институтов люди больше всего доверяют именно банкам. Поэтому, например, в продажах ИСЖ банковский канал являлся практически безальтернативным: на него приходилось свыше 90% всех собранных в этом сегменте страховых премий. Во-вторых, это, конечно, страхование, связанное с кредитами, банкострахование. В период бума потребительского кредитования банки – это прекрасный способ для страховщиков нарастить продажи. К преимуществам банкострахования можно отнести и «короткий цикл продаж», поскольку банковскому менеджеру необходимо совершить продажу за один контакт с клиентом.

Однако монополизация банками каналов продаж приводит к излишней зависимости страховщиков от банков со всеми вытекающими последствиями.

У некоторых страховщиков доля банкострахования достигла критических значений и в случае, если завтра, условно, регулятор запретит продажу банкам небанковских продуктов (а подобная практика распространена, например, в Армении или Великобритании), то эти компании просто будут вынуждены уйти с рынка. Запрет также сильно ударит по прибыльности банковской системы. Выходом из ситуации может стать развитие интернета как канала продаж.

Здесь ощутимым подспорьем может стать запуск проекта «Маркетплейс» под эгидой Банка России. Напомним, что проект этот заработает, как ожидается, в начале следующего года. Первыми продуктами, которые будут представлены на площадках в периметре «Маркетплейса», станут банковские депозиты и электронные полисы ОСАГО. В дальнейшем функционал платформы может быть расширен за счет других продуктов, в том числе, страховых. В свою очередь, это подтолкнет и развитие маркетплейсов, создаваемых сегодня многими банками. Правда, остается открытым вопрос: считать ли продажи через подобные «общие витрины» продажами через интернет-канал или, учитывая собственников этих площадок, продажи будут идти через банки?

Так или иначе, но доля интернета как канала продаж полисов в этом году продолжит расти, доля банкострахования – уменьшаться. Будем надеяться, что бенефициарами этих перемен станут в первую очередь клиенты, поскольку можно рассчитывать на снижение стоимости полисов. Мы упомянули, что через банки хорошо продаются коробочные продукты. Однако коробочные продукты как нельзя лучше подходят и для продажи через интернет. Конкуренция между продавцами, уверены, скажется на качестве и цене самым наилучшим образом.

Но и банки не намерены сдавать позиций. Какое-то время назад в связи с охлаждением рынка ИСЖ были опасения, что банки как канал утратят свою ценность как для клиентов, так и для страховщиков. Однако опасения не сбылись. Мы видим, что накопительное страхование жизни становится преемником ИСЖ. Что касается кредитного бума, то регулятор предпринимает усилия для его охлаждения. Тем не менее, можно ожидать, что кредитные портфели банков в этом году вырастут не менее чем на 20%. Это также поддержит продажи кредитного страхования. В следующем году необеспеченное кредитование продолжит сокращаться – куда более быстрыми темпами. В то же время «на плаву» останется ипотека, а значит и соответствующее страхование.

Итак, все предпосылки для усиления конкуренции на рынке страхования присутствуют. Есть все основания надеяться, что если не в этом, то уже в следующем году мы увидим кратный рост доли интернета как канала продаж.

Источник: www.finversia.ru

Читайте также...

COVID-19 создал серьезные проблемы для страховщиков из региона EMEA: Moody's

21-10-2020 Просмотров:13

COVID-19 создал серьезные проблемы для страховщиков из региона EMEA: Moody's

Moody's Investors Service выпустило отчет, в котором показано, как COVID-19 повлиял на...

MAPFRE сотрудничает с insurtech Shift в вопросах обслуживания клиентов

21-10-2020 Просмотров:17

MAPFRE сотрудничает с insurtech Shift в вопросах обслуживания клиентов

MAPFRE намерен создать новый процесс рассмотрения претензий, поддерживаемый технологией фирмы Shift, занимающейся...

НБРК: о ситуации на валютном рынке и динамике тенге

20-10-2020 Просмотров:64

НБРК: о ситуации на валютном рынке и динамике тенге

Мнения экспертов относительно динамики тенге до конца года разделились: некоторые ожидают ослабления...

Спрос на покрытие киберрисков будет расти вместе с частотой и…

20-10-2020 Просмотров:67

Спрос на покрытие киберрисков будет расти вместе с частотой и тяжестью событий

Частота и тяжесть киберсобытий растет, и по мере роста опасности, особенно в...

Пять столпов цифрового страхования

20-10-2020 Просмотров:63

Пять столпов цифрового страхования

Лишь недавно страховая отрасль начала переходить на цифровую среду, и она началась...

Низкие процентные ставки влияют на прибыльность перестраховщиков

20-10-2020 Просмотров:59

Низкие процентные ставки влияют на прибыльность перестраховщиков

После нескольких лет снижения ставок из-за избыточных емкостей и низких расходов на...

Willis Re: последствия ответственности по COVID-19 неясны и еще рано…

20-10-2020 Просмотров:86

Willis Re: последствия ответственности по COVID-19 неясны и еще рано оценивать отраслевые потери

В то время как страховщики и перестраховщики надеялись отразить большую часть своих...

Великобритания запускает страхование от COVID-19 для производства фильмов и телепрограмм

20-10-2020 Просмотров:107

Великобритания запускает страхование от COVID-19 для производства фильмов и телепрограмм

Поддерживаемая правительством схема страхования от COVID-19 для британского телевидения и кино была...