Следующие несколько лет будут одновременно непростыми и интересными для мировой страховой отрасли. Несмотря на то, что страховой сектор не настолько серьёзно пострадал от финансового кризиса, как другие сферы финансовых услуг, страховщики должны смириться со снижением уровня возврата на капитал и в то же время подготовиться к гораздо более радикальным переменам в будущем.
В начале этого обзора мы определили пять основных факторов, которые будут определять состояние отрасли. В результате последующего анализа мы пришли к выводам, которые страховщикам следует принять во внимание (см. табл.):
Фактор |
Вывод |
Смещение точек роста в сторону развивающихся рынков |
На сегодняшний день страхование представляет собой слишком сложную и многогранную отрасль, чтобы компании могли полностью использовать все возможности развивающихся рынков |
Активное применение и развитие технологий |
Активное и грамотное использование ИТ создаст конкурентное преимущество |
Увеличение рисков и ужесточение законодательства |
Страховщикам необходимо не просто соответствовать законодательным требованиям, но и использовать нововведения для создания конкурентного преимущества |
Изменения в поведении потребителей |
Потребители станут основной движущей силой, определяющей состояние страховой отрасли в ближайшие годы |
Изменения конкуренции |
Страховщикам необходимо не просто выплачивать компенсации, но предоставлять услуги, что откроет им большие возможности в процессе урегулирования убытков и позволит дифференцировать сервисы. |
Таким образом, страховая отрасль может потерять некоторую привлекательность, в том числе и для инвесторов, по сравнению с прошлыми десятилетиями. На рынке уже ощущается замедление темпов роста и снижение прибыльности. Компании, которые не смогли правильно отреагировать на новые реалии, в лучшем случае получать доход на капитал на уровне 5 - 10 %, в худшем случае в ближайшие годы они потеряют основную часть прибыли. Как бы то ни было, мы полагаем, что рынок по-прежнему обладает хорошим потенциалом для тех компаний, которые правильно определили свою нишу и/или бизнес-модель.
В связи с этим мы разработали шесть бизнес-моделей, которые, мы полагаем, могут заложить фундамент для достижения высокой эффективности в ближайшие несколько лет. Они не гарантируют успеха, но помогают определить области, в которых может быть получена наибольшая выгода. Каждая компания должна выбрать наиболее подходящую для себя модель. В конце концов решающее значение имеет не модель, а мастерство, с которым она применяется.
Мы детально описали эти бизнес-модели, включая также соответствующие операционные модели, системы управления и их сильные стороны. Всё это позволит страховщикам оценить, насколько их нынешняя позиция соответствует выбранной модели, а также выявить слабые места и определить дальнейший план действий.
Страховщики должны начать действовать немедленно. Им необходимо обдуманно и чётко определить основные точки роста, а затем привести в соответствие с принятым решением операционную модель, систему управления и обозначить сильные стороны для выбранной бизнес-модели. Серьёзные изменения ожидают даже нынешних лидеров, которым придётся достигнуть такого уровня прибыльности, который устроил бы как инвесторов, так и сотрудников.
Страховая отрасль по-прежнему остаётся привлекательной для тех игроков, которые уже начали адаптироваться к происходящим в ней изменениям. Наше исследование могло бы послужить отправной точкой на этом непростом пути.
Об «Accenture»
«Accenture» - крупнейшая международная компания, оказывающая услуги в области управленческого консалтинга, информационных технологий и аутсорсинга. Обладая уникальной экспертизой, широчайшими возможностями во всех отраслях и направлениях экономической деятельности, а также глубоко изучая опыт наиболее успешных компаний мира, «Accenture» помогает повысить эффективность бизнеса своих клиентов - как коммерческих компаний, так и государственных организаций. Около 204000 сотрудников «Accenture» работают в 120 странах мира. Доход компании за финансовый год, закончившийся 31 августа 2010 года, составил $21,6 млрд.