За последние десятилетия принципы продаж, по большому счёту, не сильно изменилась. Тем не менее негативные тенденции на некоторых рынках свидетельствуют о том, что долго так продолжаться не будет. Accenture» выделяет четыре фактора, которые изменят состояние конкуренции на мировых рынках и предопределят дальнейшее развитие.
1. Возвращение брокеров
Брокеры являются одним из самых ценных каналов продаж на развитых рынках. На основании данных Европейской ассоциации по страхованию и перестрахованию (CEA) «Accenture» оценивает долю брокеров на европейском страховом рынке на уровне 20 %. Это говорит о том, что более успешно продажи сложных продуктов осуществляют неспециализированные посредники.
Однако за последние несколько лет традиционно сильные рыночные позиции брокеров пошатнулась. Например, на немецком рынке страхования жизни, где доминируют штатные страховые агенты, доля брокеров в новом бизнесе резко возросла до 32 % в 2005 году, остановившись на этой отметке. На британском рынке страхования имущества и ответственности брокеры утратили былые позиции в сегменте прямых продаж. Брокерам пришлось принять решительные меры, чтобы отвоевать потерянную долю рынка. Консолидация, оказание профессиональных консультационных услуг, фокус на сегментирование, обслуживание клиентов и создание востребованных продуктов, а также использование новейших технологий помогли им восстановить утраченные позиции во многих странах. В целом мы рассчитываем на сохранение такой тенденции, особенно в континентальной Европе, где до сих пор доминируют штатные агенты.
2. Расцвет компаний-агрегаторов
Расцвет компаний-агрегаторов (например, www.confused.com), который начался в Британии с 2003 года, чётко обозначил ещё дну негативную тенденцию, отражающую отношения страховщиков со своими клиентами. Являясь площадкой для сравнения цен и онлайн-посредником, агрегаторы совершили революцию в системе продаж страховых услуг в Великобритании. В сегменте частного автострахования они только в 2008 году удвоили долю рынка, заняв 45 %. Рыночный аналитик «Datamonitor»-15 предполагает, что к 2011 году объём продаж через компании-агрегаторы достигнет 64 % от всего рынка.
«Accenture» рассматривает агрегаторов как катализатор структурных изменений в страховой индустрии, который влечёт изменения в системе дистрибуции. Агрегаторы ставят перед страховщиками новые задачи, так как по мере роста ценовой осведомленности клиента его лояльность по отношению к компаниям будет снижаться. Появление новых игроков на рынке, которым благодаря онлайн-посредникам не придётся инвестировать в собственную сеть продаж, приведёт к ужесточению конкуренции. Развитие компаний-агрегаторов потребует от страховщиков существенных операционных изменений. Например, они будут вынуждены развивать онлайн-услуги для использования доступных агрегаторам возможностей.
Для увеличения потребительской ценности предлагаемых продуктов и услуг на этом динамичном рынке необходимо провести сегментирование клиентской базы, основанное на глубоком понимании нужд и потребностей потребителей. Для увеличения доли рынка будущие онлайн-посредники смогут взять на себя заполнение полисов/документации, а также ряд услуг в области урегулирования убытков. Для того же, чтобы использовать возможности абсолютно новых бизнес-моделей, создания альянсов и построения партнерских отношений, онлайн-посредники могут также выступать в роли универсальной небрэндовой платформы для новых участников рынка. В конечном счёте у агрегаторов есть потенциал для переосмысления того, что значит быть поставщиком страховых услуг.
3. Новые игроки
Создание совместных предприятий или партнёрская модель ведения бизнеса меняют конкурентные отношения по всему миру. Страховщики объединяются с крупными нетрадиционными игроками или с компаниями из других отраслей. Исходя из данных, предоставленных компанией «BvD», совместные предприятия активно создаются как на развитых, так и на развивающихся рынках: с 2000 года 40 % от более 400 совместных предприятий в области страхования были созданы на Дальнем Востоке и в Центральной Азии, около 30 % - в Западной Европе.
«Accenture» считает, что в течение ближайших пяти лет значение совместных предприятий возрастёт по двум причинам. Во-первых, доступ к клиенту является ключевым фактором для того, чтобы быстро занять устойчивое положение на рынке. Зачастую крупные нестраховые компании, например, телекоммуникационные провайдеры, могут предоставить страховщикам доступ к своей клиентской базе и инфраструктуре продаж, или же к обширной базе собственных сотрудников. Во-вторых, растёт уровень информированности о брэнде среди представителей среднего класса развивающихся стран. Очевидно, что брэнд является своего рода символом принадлежности к среднему классу, за которую люди готовы платить - вот ещё одна причина, по которой страховщикам стоит обратить внимание на потенциальных партнёров, не имеющих отношения к страхованию.
4. От выплат компенсаций к предоставлению услуг
Высочайшее качество обслуживания клиентов станет одной из отличительных черт успешной страховой компании. Мы убеждены, что этот аспект изменит конкурентную среду на рынке. В то время как большинство европейских страховщиков пытается позиционировать себя как компании с высоким уровнем обслуживания, определение того, что такое "обслуживание", остаётся неясным. Мы выявили три составляющие понятия "обслуживание", которые действительно важны для клиента.
Основные требования
Последний опрос потребителей-13 в пяти развитых странах Западной Европы и Бразилии, проведённый «Accenture», показал, что люди невысоко оценивают страховые компании, когда речь заходит о качестве обслуживания. Основными критериями, которые выделяют потребители при выборе страховщика, являются "скорость решения проблем", "доступность в любое время" и "осведомлённая и отзывчивая служба поддержки по телефону". И всего 25 % опрошенных порекомендуют услуги своей компании. Мы пришли к выводу, что, хотя многие компании реорганизовывают службу поддержки клиентов, стремясь повысить качество и доступность обслуживания, этого остаётся недостаточно для создания надёжного конкурентного преимущества.
Простота
Страхование воспринимают как сложный продукт с объёмными анкетами, многостраничными текстами с трудными для понимания правилами и условиями страхования, а также нередко бюрократизированным процессом компенсации убытков. В связи с этим некоторые страховщики позиционируют себя как компании "простого страхования" с сокращённым набором продуктов, упрощёнными процессами, правилами, и условиями, а также всё большими возможностями для самообслуживания. Их цель - привлечение более молодых клиентов, которые ориентированы на простоту использования продукта и не намерены покупать то, что им не совсем понятно. Хотя это относительно новое и перспективное направление, для сохранения конкурентного преимущества необходимо будет постоянно изобретать всё новые продукты и процессы.
В 2001 году немецкая страховая группа «Allianz» объединилась с индийским автопроизводителем «Bajaj» для создания компании «Bajaj Allianz General Insurance Company». На протяжении шести лет ежегодный рост «Bajaj Allianz» составлял в среднем 34 %, что позволило ей занять лидирующие позиции в своём сегменте.
Огромная клиентская база «Bajaj», известный и проверенный брэнд, разветвлённая сеть торговых залов в городских и сельских районах Индии позволили «Allianz» сделать рывок на начальном этапе освоения локального страхового рынка.
Удобство
Лидеры страхового рынка не ограничиваются простой выплатой по убыткам, а стремятся комплексно решить проблему, с которой сталкивается клиент. Таким образом, они не только предоставляют качественную и своего рода уникальную услугу, но и могут лучше контролировать процесс компенсации убытков, подчас снижая тем самым объём выплат. Программы по оказанию дополнительных услуг и медицинское страхование - вот две основные бизнес-модели с хорошим потенциалом роста.
Впечатляющий показатель ежегодного роста премий на 8 % за последние 5 лет свидётельствует о стабильном успехе компании «Mondial Assistance». Мировой лидер в своём сегменте, «Mondial Assistance» обслуживает около 250 млн клиентов в области автострахования, медицинского страхования, страхования жизни и страхования путешественников, придерживаясь философии "помогать людям в любом месте, в любое время". Сталкиваясь с проблемой повышения среднего возраста клиентов, компания разрабатывает новые услуги, например, оказание помощи людям, которые не могут самостоятельно себя обслужить, или профилактика хронических заболеваний. От остальных страховщиков «Mondial Assistance» отличает процесс обслуживания клиентов. Компания убеждена, что решающим фактором успеха является высокий уровень взаимодействия с клиентом, который возможен за счёт использования передовых технологий. Результаты говорят сами за себя: по данным «Net Promoter», 16 - 61 % клиентов готовы порекомендовать этого страховщика друзьям, в отличие от 25 % в среднем по отрасли.
С финансовой точки зрения «Mondial Assistance» контролирует свои расходы за счёт чёткого управления сетью компаний, предоставляющих услуги по уходу за больными, техническую помощь при авариях и т. п.
Подобная бизнес-логика характерна для ведущих организаций медицинского обслуживания. Учитывая высокие затраты государства и самих потребителей на здравоохранение, лидирующие страховые компании США, такие как «Aetna Health или Cigna», ориентированы на предоставление розничным клиентам доступного и качественного медицинского обслуживания. Оказание медицинских услуг осуществляется только через собственную сеть медицинских учреждений и специалистов. Различные механизмы помогают этим компаниям контролировать расходы (например, стимулирование медработников выбирать менее дорогостоящие формы лечения) при сохранении высокого качества обслуживания клиентов (например, проводятся проверки специалистов на соответствие определённым требованиям и стандартам).
Мы убеждены, что сфера обслуживания открывает перед страховыми компаниями большие возможности для конкуренции. При этом главной задачей станет выбор оптимального способа предоставления услуг: через кооперацию, совместные предприятия или собственную сеть. Опыт страховщиков по созданию собственных сетей станций техобслуживания показывает, что лишь немногие крупные игроки смогут добиться в этом успеха, достигнув тем самым конкурентного преимущества. Таким образом, со временем компании, далёкие от страховой деятельности, будут играть в страховании всё более важную роль.
Об «Accenture»
«Accenture» - крупнейшая международная компания, оказывающая услуги в области управленческого консалтинга, информационных технологий и аутсорсинга. Обладая уникальной экспертизой, широчайшими возможностями во всех отраслях и направлениях экономической деятельности, а также глубоко изучая опыт наиболее успешных компаний мира, «Accenture» помогает повысить эффективность бизнеса своих клиентов - как коммерческих компаний, так и государственных организаций. Около 204000 сотрудников «Accenture» работают в 120 странах мира. Доход компании за финансовый год, закончившийся 31 августа 2010 года, составил $21,6 млрд.