24
Вс, нояб

Новые реалии

При анализе факторов, которые будут формировать страховую отрасль в следующие 5 лет, становится очевид­но, что после финансового кризиса возврат к прошлому невозможен. Многое было сказано о так назы­ваемых новых реалиях, влияние которых уже ощутимо на рынке. Для 2009 - 2010 годов были характерны медленные темпы роста в сочетании с очень низкой доходностью.

«Accenture» уверена в том, что в новых условиях значительно снизится средний уровень возврата на капи­тал по сравнению с тем, каким он был в последние десять лет. Если до финансового кризиса компании без особого труда показывали ROE на уровне 15 - 20 %, в ближайшие годы доходность капитала на уровне 10 - ­15 % будет считаться хорошим показателем, достигнуть который смогут только те, кто будут решительно реагировать на изменившиеся ус­ловия рынка. Те компании, которые не проявят гибкость, чтобы отвечать новым требованиям, могут рассчи­тывать на ROE не выше 5 - 10 %.

Вот 5 факторов, которые будут определять дальнейшее развитие копаний.

1. Медленный рост внутрен­него валового продукта (ВВП)

Обзор макроэкономической ситуации показывает, что процесс восстанов­ления экономики будет, вероятнее всего, долгим и медленным. U-образная и L-образная траектории соответствуют более медленному восстановлению роста ВВП, нежели оптимистичный V-образный сцена­рий. Сильная зависимость страховых премий от ВВП, помноженная на ожидания, что экономическая актив­ность и спрос попросту не вернутся на докризисный уровень, подают стра­ховщикам тревожные сигналы. Чтобы поддерживать положительный ROE в течение следующих 10 лет, компании будут вынуждены коренным образом изменить манеру ведения бизнеса.

2. Низкие долгосрочные про­центные ставки

Понижение процентных ставок также препятствует восстановлению роста и доходности. Невыгодные ставки и неблагоприятное положение на рын­ке ценных бумаг сократят доходность инвестиций для страховых компаний по всему миру. Есть признаки того, что, к сожалению, эта тенденция будет довольно продолжительной. Кроме того, угнетённый и волатильный рынок ценных бумаг повлияет на продажи полисов unit-linked. Более привлекательными станут нестрахо­вые пенсионные продукты, поскольку станет сложнее обеспечивать возврат на инвестиции по полисам с гаран­тированным доходом.

3. Ужесточение законодательства

Закон Сарбайнса-Оксли, который был принят в США в 2002 году, обозначил новую эпоху более жёст­кого законодательства для зареги­стрированных в Америке компаний. Для европейских страховщиков изменения, связанные с вступле­нием в силу директивы «Solvency II», оказались значительно более жёст­кими. И хотя многие европейские компании одобрили нововведения, рассчитывая, что они положительно повлияют на отрасль, в кратко­срочной перспективе новые требо­вания приведут к снижению уровня возврата на капитал в среднем на 2 процентных пункта.

Страховые компании повсеместно столкнулись с законодательными изменениями. Уже вступили в силу и продолжают вводиться многочисленные местные законодательные инициативы, направленные на защиту потребителей и инвесторов. Как

правило, международные корпора­ции должны соответствовать этим требованиям, даже если их головной офис находится в другой стране.

4. Стандартизация продуктов

Компании, занимающиеся страхо­ванием имущества и ответственно­сти, испытают ужесточение ценовой конкуренции в условиях медлен­ного роста ВВП. В таких условиях на смену инновациям будет при­ходить стандартизация продуктов. Ей будут сопутствовать повышение прозрачности и осведомлённости клиентов о ценах, что будет наибо­лее ярко выражено в персональном страховании.

5. Возрастающая роль посредников

И, наконец, в страховании возрастёт роль независимых посредников. Успешные онлайн-агрегаторы, работающие на развитых рынках, будут стремиться увеличить долю, предлагая дополнительные клиен­тоориентированные услуги, или же выполняя те функции, которые до сих пор были прерогативой самих страховых компаний, как, напри­мер, урегулирование убытков. Всё это приведёт к снижению доходов традиционных страховщиков.

Влияние новых реалий

Все эти факторы формируют новые условия существования страхов­щиков и угрожают в дальнейшем свести на нет перспективы роста и доходности для компаний по всему миру. Их общее воздействие было проанализировано в крупно­масштабном исследовании, 17 которое «Accenture» проводила в одной из ведущих западноевро­пейских стран в конце 2010 года, а его результаты подтвердили ли­деры отрасли в этой стране. Основ­ные выводы были представлены в виде четырёх возможных сцена­риях развития страховой отрасли в ближайшие 10 лет (График 23).

При составлении сценариев были исследованы две основные пере­менные. Первая - прогнозируемое восстановление экономики, ко­торое играет решающую роль для роста премий. Вторая - склонность потребителей к приобретению более дешёвых и стандартизированных продуктов по сравнению с персонализированными про­дуктами и услугами с добавленной стоимостью. За последние 10 лет эти факторы оказали значительное влияние на розничную торговлю, меняя ассортимент продуктов, уси­ливая ценовую конкуренцию и по­вышая необходимость продвижения товаров. Рентабельность продаж при этом сократилась вдвое. Иссле­дование «Accenture» свидётельствует о том, что аналогичные процессы могут происходить и в страховании.

Согласно исследованию, в ближай­шие годы основная часть рынка будет развиваться по сценарию А. Исходя из макроэкономиче­ских прогнозов в среднесрочной перспективе будет наблюдаться, в лучшем случае, незначительное повышение страховой активности. Ожидается значительное замедле­ние среднегодовых темпов роста (CAGR). Так, в ближайшие десять лет по сравнению с минувшим десятилетием этот показатель сни­зится до 1,2 % с 4 % для страхова­ния имущества и ответственности (P&C), до 3,6 % с 6,3 % - для ком­паний, страхующих ЖКХ и сани­тарно-эпидемиологические риски (H&PP), до 0,5 % с 6,4 % - для стра­ховщиков жизни. Предполагается, что ROE компаний, занимающихся страхованием жизни, упадёт до 1 %, а для компаний, занимающихся иными видами страхования, - и во­все покажет отрицательную дина­мику на уровне -1,1 %. Для рынка будут характерны ценовые войны и снижение доходности.

Размеры полей для сценариев В и С отражают пессимизм в отношении перспектив быстрого и стабиль­ного восстановления экономики. В первом случае предполагается, что CAGR также будет снижаться, однако менее резко, чем в сцена­рии А: до 1,9 %, 4,3 % и 4,8 % для P&C, H&PP и жизни соответствен­но. Ожидается, что ROE составит в среднем 4,5 % для страховщиков не-жизни и 5,1 % - для компаний, за­нимающихся страхованием жизни. На фоне роста спроса на страховые продукты по-прежнему сохранится ценовое давление, и для удовлет­ворения потребности в дешёвых, стандартизированных продуктах будет необходима индустриализа­ция страховых процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даже сценарий С предполагает за­медление темпов роста по сравне­нию с теми, которые были харак­терны для рынка. CAGR составит 2,7 %, 5 % и 4,8 % для P&C, H&PP и страховщиков жизни соответствен­но. ROE будет сильно зависеть от затрат на предоставление персонализированных услуг и составит в среднем 7,5 % для страховщиков жизни и 6 % - для остальных.

Ожидается, что по сценарию бу­дет развиваться значительная часть рынка, которая будет расти по мере увеличения численности "Поколе­ния Y", свободно ориентирующего­ся в социальных сетях и открытого для персонального взаимодействия. Для этого рынка будут характерны микросегментирование и сложные дорогостоящие продукты. Клиенты будут конструировать индивиду­альное покрытие, используя порт­фели временных гарантий. CAGR в течение следующих 10 лет будет достаточно низким (1,9 %, 4,3 % и 0,5 % для P&C, H&PP и страхов­щиков жизни соответственно), а средний ROE будет примерно вдвое ниже нынешнего и составит в среднем 4.6 % для страхования жизни и 4,7 % для других видов.

Во избежание снижения ROE лидерам необходимы быстрота и гибкость

Несмотря на то, что приведённые выкладки относятся к страховому рынку Западной Европы, основные тенденции и условия, описанные в четырёх сценариях, в той или иной мере относятся ко всем развитым странам. Конкретные цифры могут розниться, однако общий вектор развития и основные характеристи­ки, определяющие новые рыночные условия, остаются схожими.

Это означает, что в ближайшие годы большинство компаний стол­кнутся с примерно одинаковыми задачами. Необходимо глобаль­но менять структуру затрат, и не только для того, чтобы минимизи­ровать возможное снижение ROE, но также чтобы оставаться конкурентоспособными - не говоря уже о повышении прибыли - в условиях ужесточения ценовой конкуренции.

Также очевидно, что в услови­ях быстро меняющейся деловой, экономической и политической ситуации новые реалии не являют­ся величиной постоянной. Сегодня более чем когда-либо высокая эффективность является не самоце­лью, а стилем жизни. Исследование «Accenture High Performance Business», проведённое в 2008 и 2009 годах среди страховых компаний, показало, что многие лидеры отрасли не смогли удержать свои позиции в течение этих двух лет. Можно заключить, что лидеров среди страховых компаний будет стано­виться всё меньше. Им необходимо сконцентрироваться на выявлении и анализе факторов, формирующих отрасль, и постоянно адаптиро­ваться к непрерывно меняющимся условиям существования.

Таким образом, становится труднее определить, что именно понимать под определением "высокоэффек­тивная компания". Оно больше не сводится исключительно к опера­ционному совершенству, эффек­тивной дистрибуции или рыночной дифференциации. Теперь оно подразумевает сочетание множе­ства факторов, среди которых рост, прибыльность, сфокусированность и диверсификация, упрощение и изысканность. Отныне более чем когда-либо высокая эффективность будет зависеть от быстроты реакции и гибкости.

Об «Accenture»

«Accenture» - крупнейшая междуна­родная компания, оказывающая услуги в области управленческого консалтинга, информационных технологий и аутсорсинга. Обладая уникальной экспертизой, широчай­шими возможностями во всех от­раслях и направлениях экономиче­ской деятельности, а также глубоко изучая опыт наиболее успешных компаний мира, «Accenture» помогает повысить эффективность бизнеса своих клиентов - как коммерческих компаний, так и государственных организаций. Около 204000 со­трудников «Accenture» работают в 120 странах мира. Доход компании за финансовый год, закончившийся 31 августа 2010 года, составил $21,6 млрд.