При анализе факторов, которые будут формировать страховую отрасль в следующие 5 лет, становится очевидно, что после финансового кризиса возврат к прошлому невозможен. Многое было сказано о так называемых новых реалиях, влияние которых уже ощутимо на рынке. Для 2009 - 2010 годов были характерны медленные темпы роста в сочетании с очень низкой доходностью.
«Accenture» уверена в том, что в новых условиях значительно снизится средний уровень возврата на капитал по сравнению с тем, каким он был в последние десять лет. Если до финансового кризиса компании без особого труда показывали ROE на уровне 15 - 20 %, в ближайшие годы доходность капитала на уровне 10 - 15 % будет считаться хорошим показателем, достигнуть который смогут только те, кто будут решительно реагировать на изменившиеся условия рынка. Те компании, которые не проявят гибкость, чтобы отвечать новым требованиям, могут рассчитывать на ROE не выше 5 - 10 %.
Вот 5 факторов, которые будут определять дальнейшее развитие копаний.
1. Медленный рост внутреннего валового продукта (ВВП)
Обзор макроэкономической ситуации показывает, что процесс восстановления экономики будет, вероятнее всего, долгим и медленным. U-образная и L-образная траектории соответствуют более медленному восстановлению роста ВВП, нежели оптимистичный V-образный сценарий. Сильная зависимость страховых премий от ВВП, помноженная на ожидания, что экономическая активность и спрос попросту не вернутся на докризисный уровень, подают страховщикам тревожные сигналы. Чтобы поддерживать положительный ROE в течение следующих 10 лет, компании будут вынуждены коренным образом изменить манеру ведения бизнеса.
2. Низкие долгосрочные процентные ставки
Понижение процентных ставок также препятствует восстановлению роста и доходности. Невыгодные ставки и неблагоприятное положение на рынке ценных бумаг сократят доходность инвестиций для страховых компаний по всему миру. Есть признаки того, что, к сожалению, эта тенденция будет довольно продолжительной. Кроме того, угнетённый и волатильный рынок ценных бумаг повлияет на продажи полисов unit-linked. Более привлекательными станут нестраховые пенсионные продукты, поскольку станет сложнее обеспечивать возврат на инвестиции по полисам с гарантированным доходом.
3. Ужесточение законодательства
Закон Сарбайнса-Оксли, который был принят в США в 2002 году, обозначил новую эпоху более жёсткого законодательства для зарегистрированных в Америке компаний. Для европейских страховщиков изменения, связанные с вступлением в силу директивы «Solvency II», оказались значительно более жёсткими. И хотя многие европейские компании одобрили нововведения, рассчитывая, что они положительно повлияют на отрасль, в краткосрочной перспективе новые требования приведут к снижению уровня возврата на капитал в среднем на 2 процентных пункта.
Страховые компании повсеместно столкнулись с законодательными изменениями. Уже вступили в силу и продолжают вводиться многочисленные местные законодательные инициативы, направленные на защиту потребителей и инвесторов. Как
правило, международные корпорации должны соответствовать этим требованиям, даже если их головной офис находится в другой стране.
4. Стандартизация продуктов
Компании, занимающиеся страхованием имущества и ответственности, испытают ужесточение ценовой конкуренции в условиях медленного роста ВВП. В таких условиях на смену инновациям будет приходить стандартизация продуктов. Ей будут сопутствовать повышение прозрачности и осведомлённости клиентов о ценах, что будет наиболее ярко выражено в персональном страховании.
5. Возрастающая роль посредников
И, наконец, в страховании возрастёт роль независимых посредников. Успешные онлайн-агрегаторы, работающие на развитых рынках, будут стремиться увеличить долю, предлагая дополнительные клиентоориентированные услуги, или же выполняя те функции, которые до сих пор были прерогативой самих страховых компаний, как, например, урегулирование убытков. Всё это приведёт к снижению доходов традиционных страховщиков.
Влияние новых реалий
Все эти факторы формируют новые условия существования страховщиков и угрожают в дальнейшем свести на нет перспективы роста и доходности для компаний по всему миру. Их общее воздействие было проанализировано в крупномасштабном исследовании, 17 которое «Accenture» проводила в одной из ведущих западноевропейских стран в конце 2010 года, а его результаты подтвердили лидеры отрасли в этой стране. Основные выводы были представлены в виде четырёх возможных сценариях развития страховой отрасли в ближайшие 10 лет (График 23).
При составлении сценариев были исследованы две основные переменные. Первая - прогнозируемое восстановление экономики, которое играет решающую роль для роста премий. Вторая - склонность потребителей к приобретению более дешёвых и стандартизированных продуктов по сравнению с персонализированными продуктами и услугами с добавленной стоимостью. За последние 10 лет эти факторы оказали значительное влияние на розничную торговлю, меняя ассортимент продуктов, усиливая ценовую конкуренцию и повышая необходимость продвижения товаров. Рентабельность продаж при этом сократилась вдвое. Исследование «Accenture» свидётельствует о том, что аналогичные процессы могут происходить и в страховании.
Согласно исследованию, в ближайшие годы основная часть рынка будет развиваться по сценарию А. Исходя из макроэкономических прогнозов в среднесрочной перспективе будет наблюдаться, в лучшем случае, незначительное повышение страховой активности. Ожидается значительное замедление среднегодовых темпов роста (CAGR). Так, в ближайшие десять лет по сравнению с минувшим десятилетием этот показатель снизится до 1,2 % с 4 % для страхования имущества и ответственности (P&C), до 3,6 % с 6,3 % - для компаний, страхующих ЖКХ и санитарно-эпидемиологические риски (H&PP), до 0,5 % с 6,4 % - для страховщиков жизни. Предполагается, что ROE компаний, занимающихся страхованием жизни, упадёт до 1 %, а для компаний, занимающихся иными видами страхования, - и вовсе покажет отрицательную динамику на уровне -1,1 %. Для рынка будут характерны ценовые войны и снижение доходности.
Размеры полей для сценариев В и С отражают пессимизм в отношении перспектив быстрого и стабильного восстановления экономики. В первом случае предполагается, что CAGR также будет снижаться, однако менее резко, чем в сценарии А: до 1,9 %, 4,3 % и 4,8 % для P&C, H&PP и жизни соответственно. Ожидается, что ROE составит в среднем 4,5 % для страховщиков не-жизни и 5,1 % - для компаний, занимающихся страхованием жизни. На фоне роста спроса на страховые продукты по-прежнему сохранится ценовое давление, и для удовлетворения потребности в дешёвых, стандартизированных продуктах будет необходима индустриализация страховых процессов.
Даже сценарий С предполагает замедление темпов роста по сравнению с теми, которые были характерны для рынка. CAGR составит 2,7 %, 5 % и 4,8 % для P&C, H&PP и страховщиков жизни соответственно. ROE будет сильно зависеть от затрат на предоставление персонализированных услуг и составит в среднем 7,5 % для страховщиков жизни и 6 % - для остальных.
Ожидается, что по сценарию D будет развиваться значительная часть рынка, которая будет расти по мере увеличения численности "Поколения Y", свободно ориентирующегося в социальных сетях и открытого для персонального взаимодействия. Для этого рынка будут характерны микросегментирование и сложные дорогостоящие продукты. Клиенты будут конструировать индивидуальное покрытие, используя портфели временных гарантий. CAGR в течение следующих 10 лет будет достаточно низким (1,9 %, 4,3 % и 0,5 % для P&C, H&PP и страховщиков жизни соответственно), а средний ROE будет примерно вдвое ниже нынешнего и составит в среднем 4.6 % для страхования жизни и 4,7 % для других видов.
Во избежание снижения ROE лидерам необходимы быстрота и гибкость
Несмотря на то, что приведённые выкладки относятся к страховому рынку Западной Европы, основные тенденции и условия, описанные в четырёх сценариях, в той или иной мере относятся ко всем развитым странам. Конкретные цифры могут розниться, однако общий вектор развития и основные характеристики, определяющие новые рыночные условия, остаются схожими.
Это означает, что в ближайшие годы большинство компаний столкнутся с примерно одинаковыми задачами. Необходимо глобально менять структуру затрат, и не только для того, чтобы минимизировать возможное снижение ROE, но также чтобы оставаться конкурентоспособными - не говоря уже о повышении прибыли - в условиях ужесточения ценовой конкуренции.
Также очевидно, что в условиях быстро меняющейся деловой, экономической и политической ситуации новые реалии не являются величиной постоянной. Сегодня более чем когда-либо высокая эффективность является не самоцелью, а стилем жизни. Исследование «Accenture High Performance Business», проведённое в 2008 и 2009 годах среди страховых компаний, показало, что многие лидеры отрасли не смогли удержать свои позиции в течение этих двух лет. Можно заключить, что лидеров среди страховых компаний будет становиться всё меньше. Им необходимо сконцентрироваться на выявлении и анализе факторов, формирующих отрасль, и постоянно адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям существования.
Таким образом, становится труднее определить, что именно понимать под определением "высокоэффективная компания". Оно больше не сводится исключительно к операционному совершенству, эффективной дистрибуции или рыночной дифференциации. Теперь оно подразумевает сочетание множества факторов, среди которых рост, прибыльность, сфокусированность и диверсификация, упрощение и изысканность. Отныне более чем когда-либо высокая эффективность будет зависеть от быстроты реакции и гибкости.
Об «Accenture»
«Accenture» - крупнейшая международная компания, оказывающая услуги в области управленческого консалтинга, информационных технологий и аутсорсинга. Обладая уникальной экспертизой, широчайшими возможностями во всех отраслях и направлениях экономической деятельности, а также глубоко изучая опыт наиболее успешных компаний мира, «Accenture» помогает повысить эффективность бизнеса своих клиентов - как коммерческих компаний, так и государственных организаций. Около 204000 сотрудников «Accenture» работают в 120 странах мира. Доход компании за финансовый год, закончившийся 31 августа 2010 года, составил $21,6 млрд.