25
Чт, апр

4.8. Защита прав потребителя

4.8.1. Общие положения

В страховом деле защите прав страхователя традиционно придается особое значение, поскольку его целью является реальное обеспечение получения страхователем согласованных страховых выплат при наступлении страхового случая. С течением времени мысль о необходимости защиты прав потребителя получила широкое распространение во всех отраслях экономики

В самом широком смысле с лова под защитой прав потребителя понимаются меры, направленные на защиту интересов потребителя в отношениях с производителями товаров и услуг. В страховом деле защита прав потребителя - это конкретная защита интересов страхователей, застрахованных и потерпевших третьих лиц в отношениях со страховыми организациями. Защита прав потребителя подразумевает также необходимость широкого учета интересов потребителей при выработке политики всей отрасли в целом.

В узком смысле слова под защитой прав потребителя понимается совокупность правовых норм, направленных на недопущение ущемления интересов потребителя в хозяйственной жизни, а следовательно, на упрочение его правового положения. В страховании это правила, регулирующие прежде всего процесс заключения до говоров и обеспечивающие контроль за их содержанием.

Ввиду абстрактного характера страховой защиты страховщик обязательно должен давать разъяснения страхователю относительно ее объема и условий предоставления. Поэтому защита прав потребителя в страховании становится необходимой уже на самых ранних этапах проведения переговоров по поводу заключения договора страхования. Сами страховые компании стремятся обеспечить своим клиентам всесторонние консультации и предоставить максимально полную информацию. С особым вниманием и тщательностью они подходят к ответам на запросы и жалобы потенциальных страхователей.

Кроме того, защита прав страхователя обеспечиваемся большим числом действующих законодательных норм. В Германии действу ют частные и публично правовые учреждения по защите прав потребителей, существуют органы государственного надзора за деятельностью страховых компании. Ни в одной другой отрасли экономики нет столь строгого надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, как в страховании. Защите сферы личной жизни страхователей служит Закон о неразглашении данных личного характера. В качестве важного инструмента защиты прав потребителей выступает европейский внутренний рынок страховых услуг, способствующий развитию конкуренции в этой области и лучшему удовлетворению потребностей страхователей.

Защита прав потребителей в широком смысле слова

Со стороны страховых компаний

обеспечивается путем:

В остальных сферах жизнедеятельности обеспечивается:

- направленности всей деятельности на максимальное удовлетворение интересов страхователей;

- законодательными нормами;

- предоставления страхователям всесторонних консультаций и обширной информации;

- организациями и учреждениями по защите прав потребителя;

- тщательного изучения запросов и жалоб страхователей

- Законом о защите информации личного xapaктepa;

 

- развитием европейского внутреннего рынка страховых услуг