13
Ср, нояб

Доходное страхование

investicionnoe strahovanieПроцентные ставки по вкладам крупнейших банков обновили исторический минимум и слабо привлекают граждан. В результате размещение средств в инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) уже сопоставимо с пополнением депозитов.

Альтернатива депозитам

В минувшем месяце ЦБ зафиксировал новый исторический минимум максимальных ставок по вкладам десяти крупнейших банков. По итогам третьей декады мая этот показатель составил 6,27%, опустившись с начала года более чем на 1 процентный пункт (п. п.). Это важный индикатор для всего рынка, поскольку ЦБ рекомендует банкам привлекать средства населения не дороже чем значение этой ставки плюс 2 п. п. По данным АСВ, по итогам первого квартала 79 банков из топ-100 снизили процентные ставки по вкладам, 13 банков повысили, в 15 банках они остались без изменений. Средний уровень ставок (взвешенных по объему вкладов) на 1 апреля по рублевым годовым вкладам в размере 1 млн руб. опустился с начала года на 0,3 п. п., до 6,1% годовых, что более чем вдвое ниже показателя начала 2015 года.

Частные вкладчики, привыкшие к двухзначным доходностям, вынуждены искать альтернативу депозитам. Ею и стали такие инвестиционные продукты, как ИСЖ, ИИС, ПИФы и народные облигации. По оценкам Ассоциации страховщиков жизни и комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС), общий объем страховой премии по итогам первого квартала вырос по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 46,0% и составил 101,3 млрд руб., из них на страхование жизни пришлось 90 млрд руб. Основной прирост обеспечило инвестиционное страхование жизни. Взносы в этом сегменте выросли на четверть, до 62,8 млрд руб. Это сопоставимо с квартальным притоком средств на рублевые депозиты банков (67,8 млрд руб., данные АСВ).

Воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой удалось в первую очередь компаниям, активно использующим агентскую сеть родственных банков. По итогам первого квартала лидерами по привлечению средств граждан стали «Сбербанк страхование жизни» и «АльфаСтрахование жизни». На эти компании приходится почти 50% суммарных привлечений в отрасль — 44,6 млрд руб.

Вчерашние вкладчики осторожно подходят к выбору стратегий для инвестирования, поэтому выбирают в первую очередь консервативные продукты, в основе которых лежат облигации. Такие стратегии можно встретить в ИСЖ, ИДУ, а также в облигационных ПИФах. По соотношению риска и доходности облигации и продукты на их основе ближе всего к депозитам. «Исторически большей популярностью пользуются консервативные стратегии, так как новичков и консервативных инвесторов большинство на рынке»,— отмечает старший инвестиционный аналитик СК «Сбербанк страхование жизни» Борис Борзунов.

Растет интерес частных инвесторов и к более рисковым стратегиям на основе акций, товаров. По словам гендиректора «ВТБ Страхование жизни» Максима Пушкарева, среди их клиентов наибольшей популярностью пользуется стратегия «Мировое богатство». Покупателям этого полиса доступен диверсифицированный портфель из разных классов активов: акции, облигации, золото, нефть. «Особенность стратегии состоит в том, что за счет ежемесячной ребалансировки портфеля клиент может зарабатывать как на росте, так и на падении финансовых рынков»,— отмечает господин Пушкарев.

Стратегии на основе акций интересны в первую очередь инвесторам, которые уже имеют опыт инвестирования. «Уже многие клиенты попробовали ИСЖ и теперь готовы увеличивать риск,— отмечает Борис Борзунов.— В прошлом году мы увидели существенный рост доходностей в акционных стратегиях, клиенты видят это и выбирают данные активы»

Светлое будущее

В 2018 году премии по страхованию жизни вырастут на 29%, до 426 млрд руб., а в 2022 году превысят уровень 1 трлн руб., причем в основном это произойдет за счет ИСЖ, полагает агентство АКРА. По оценкам СК «Сбербанк страхование жизни», по итогам 2018 года ИСЖ принесет рынку 300 млрд руб. сборов, а активы граждан, вложенные в ИСЖ, к 2020 году достигнут отметки 1 трлн руб. В ВТБ ожидают увеличения своих сборов в НСЖ, ИСЖ по сравнению с 2017 годом в полтора раза, до отметки, превышающей 30 млрд руб.

У ИСЖ — огромный потенциал роста, поскольку коэффициент проникновения инвестиционных услуг в России по-прежнему остается низким. «Проникновение инвестиционных и накопительных продуктов страхования жизни в депозитную базу Сбербанка — от 2% до 9% в зависимости от сегмента клиентов, тогда как в развитых странах Запада проникновение доходит до 50%. Это хороший потенциал роста»,— объясняет Борис Борзунов.

Ключевым фактором дальнейшего перераспределения средств с депозитов в инвестиционные продукты останется снижение ставок в России. Этому будут способствовать планы ЦБ по смягчению денежно-кредитной политики. «В перспективе 9-12 месяцев ЦБ, скорее всего, снизит ключевую ставку на 0,2-0,5%. Этого следует ожидать в случае отсутствия серьезных внешних экономических потрясений, аналогичных событиям конца 2014 — начала 2015 года»,— отмечает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.

Предостережен — значит защищен

Бурный рост ИСЖ привлекает к этому сегменту рынка пристальное внимание ЦБ — там опасаются завышенных ожиданий клиентов от доходности, которая по договору не является гарантированной. Владельцы полисов инвестиционного страхования жизни не получат по своим полисам сверхдоходов, отмечал в мае в кулуарах юридического форума в Санкт-Петербурге зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По оценкам ЦБ, основанным на данных компаний, средняя доходность по полисам инвестиционного страхования жизни в 2017 году находилась в диапазоне от 6% до 9%.

«Одним из ключевых вопросов остается качество раскрытия информации страхователям со стороны кредитных организаций-посредников»,— говорится в подготовленном Банком России «Обзоре финансовой стабильности». В целях снижения рисков некорректного информирования страхователей саморегулируемой организацией, объединяющей страховые организации, в соответствии с требованиями, установленными ЦБ, была начата разработка базового стандарта защиты прав получателей финансовых услуг. В настоящее время у ВСС уже практически готовы стандарты по инвестиционному страхованию жизни. Они будут включать минимальные требования к продукту, продавцам и информацию, которую страховщик обязан раскрывать. «Клиенту важно представлять, что за продукт он купил и как работает этот продукт, например, что такое текущий инвестиционный доход, прогнозируемый доход на дату завершения договора и какие в продукте есть опции по управлению вложенными средствами»,— объясняет Борис Борзунов.

Страховые компании, опрошенные «Деньгами», рассказали о ряде мер, внедренных ими самостоятельно в целях борьбы с мисселингом (некорректная продажа продукта). В частности, страховщики осуществляют послепродажные звонки клиентам для уточнения, правильно ли они поняли ключевые условия договора. «Мы должны убедиться, что продажа была качественной»,— отмечает Максим Пушкарев. К тому же компании напоминают клиентам о возможности в течение 14 дней расторгнуть договор без потерь, если они пересмотрели свое решение. «На протяжении последнего года процент расторжений по итогам welcome-call не превышал 2-3%»,— рассказывает Борис Борзунов.

 

По материалам Коммерсант