Начало высокого туристического сезона 2014 года в России ознаменовалось скандалами. Не успели участники рынка примириться с заявлением старейшего игрока рынка - туркомпании «Нева» - о прекращении деятельности, как ее примеру последовали туроператоры «Идеал-тур» и «Лабиринт».

Обсуждение острых для туриндустрии проблем стало темой совещания в Ростуризме в понедельник, 4 августа. По оценкам экспертов, высказанным на встрече, пострадавшие могут рассчитывать на возврат лишь нескольких тысяч рублей из страховых выплат. Следующее совещание с представителями Ростуризма, Центробанка, представителями страхового сообщества и ассоциации «Турпомощь» намечено на четверг.
В этот же день премьер РФ Дмитрий Медведев дал поручение правительству усилить контроль за состоянием туриндустрии, навести порядок в сфере страхования рисков туроператоров. Кроме того, по мнению премьера, МВД следует проверить деятельность туроператоров, отказавшихся от исполнения обязательств перед клиентами.

Кто виноват

Из-за неоплаты долга компанией «Идеал-тур», выступающей в большей степени брокером по приобретению авиабилетов, компания «Оренбургские авиалинии» («дочка» Аэрофлота) приостановила вылет 36 рейсов из разных аэропортов страны. В переговорный процесс вступили представители власти, 7 рейсов удалось отправить в воскресенье.
По оценкам экспертов, приостановка деятельности только этого туроператора затрагивала интересы 12 тыс. российских туристов.
Одновременно о приостановке деятельности заявил туроператор «Лабиринт», число пострадавших группы оценивается в 40 тыс. человек.
Накануне пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина пояснила «Интерфаксу», что «владелец компании «Идеал-тур» владеет 99% акций компании «Лабиринт». «Озвученная ранее цифра в 1,5 млрд рублей долга «Идеал-тура» отсюда», - отметила И.Тюрина.
У компании «Идеал-тур» гарантия на сумму 105,772 млн рублей выдана небольшой страховой компанией - ЗАО «ОСК», зарегистрированной в Самаре.
«Страховой дом ВСК» страховал ответственность основной компании группы «Лабиринт» на 60 млн рублей и ответственность двух других членов группы по 30 млн рублей. Совокупный предел ответственности ВСК на группу «Лабиринт» составляет около 120 млн рублей.
Еще на 40 млн рублей застрахована ответственность головной компании «Восхождением» - страховщиком «Невы».
Представители «Лабиринта» в телеэфире в выходные рекомендовали клиентам обращаться за компенсациями в связи с несостоявшейся поездкой к страховщикам.

Странная дружба

Представитель турбизнеса напомнил «Интерфаксу-АФИ», что конфликт между авиаперевозчиком «Оренбургские авиалинии» и туроператором «Идеал-тур» развивается не первый месяц.
«С марта этого года «Оренбургские авиалинии» работают с компанией «Идеал-тур» в долг. И это, судя по всему, не слишком смущало перевозчика. Более того, авиакомпания весной этого года «урезала» программы сотрудничества с устойчивыми игроками в турбизнесе ради расширения партнерства с компанией «Идеал-тур», - сказал источник.
«Прискорбно осознавать, что разрешение спора о возврате долгов между бизнесменами теперь достигается за счет ни в чем не повинных туристов, которые честно заплатили свои деньги за испорченный отдых и глубокий стресс. В переговоры теперь вовлечены регулятор и представители власти», - сказал агентству представитель туриндустрии. По его мнению, это лишь первый акт драмы: вторым окажется невозможность получить обратно заплаченные за путевку средства.

Маленькие страховщики не справляются с большой ответственностью

Пока лишь ВСК разместила на своем сайте информацию о сборе документов от пострадавших туристов, другой страховщик - «Восхождение» - не может последовать ее примеру, поскольку на прошлой неделе Банк России приостановил лицензию СК «Восхождение».
Договор с «Лабиринтом» для «Восхождения» - второй убыток за короткий срок после провала туроператора «Нева», где лимит ответственности был беспрецедентный - 450 млн рублей.
В настоящее время не без участия правоохранителей СК «Восхождение» организовала сбор заявлений, открыла пункт приема документов в Санкт-Петербурге. По данным, приведенным представителем Ростуризма журналистам, «уставный капитал «Восхождения» в этом году увеличен до 500 млн рублей». Согласно оценке специалистов, убыток окажется больше уставного капитала компании.
По законодательству, на выплаты страховщика по этому договору может претендовать ассоциация «Турпомощь» после того, как из средств фонда будут заплачены деньги за возврат россиян на родину. Проверка объема заключенных страховщиком договоров с туроператором показала, что по 40 действующим договорам СК приняла обязательств на 1,4 млрд рублей. Однако общее число договоров страхования ответственности российских туроператоров с разными датами вступления в силу у «Восхождения» приближается к 100.
У компании «Идеал-тур» гарантия на сумму 105,772 млн рублей выдана небольшой самарской страховой компанией - ЗАО «ОСК».
Порядка 6 тыс. туристов «Невы» пришлось возвращать ассоциации за свой счет, а теперь «Турпомощь» вернула еще 5 тыс. туристов «Лабиринта», и это не финал. Пресс-секретарь РСТ пояснила «Интерфаксу: «Не факт, что хватит денег, которые есть у «Турпомощи», особенно с учетом финансирования помощи клиентам «Невы».
У экспертов есть большие сомнения в том, что коллективный фонд российских туроператоров удастся значительно пополнить за счет регрессных требований к страховщикам. Если страховщик окажется неплатежеспособен, то компенсации брать неоткуда.
После истощения фонда «Турпомощи» ответственные и состоятельные туроператоры должны будут пополнить коллективный фонд, но вряд ли такое решение понравится бизнесу. Однако именно так работают, к примеру, фонды Российского союза автостраховщиков (РСА), из которых водителям компенсируются расходы за обанкротившихся членов союза.
«Следует учитывать, что компания «Идеал-тур» работала не только с «Лабиринтом», но и с другими туроператорами по реализации авиабилетов. Сегодня сложно прогнозировать, кого еще из представителей турбизнеса может затронуть эта ситуация», - сказал собеседник агентства, представляющий интересы отрасли.

Нужны системные решения

«Туристическая индустрия для страны не менее значима, чем рынок ОСАГО. Во всяком случае социальный аспект защиты интересов российских туристов за рубежом - важнейшая тема», - убежден президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.
Он заявил агентству «Интерфакс-АФИ, что «эта защита требует совершенно иного уровня контроля представителей бизнеса со стороны государственных органов. Несправедливо, если даже при наличии страховой защиты люди не всегда могут полностью рассчитывать на компенсации. Вполне вероятно, потребуется ставить вопрос о создании дополнительных фондов гарантий при обеспечении ответственности туроператоров» (СК «Восхождение» не является членом ВСС).
Со своей стороны главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова напомнила историю развития отношений страховщиков и туроператоров: поначалу СК с воодушевлением принялись страховать ответственность туроператоров, однако уровень убыточности в 90% резко охладил пыл крупных игроков страхового рынка, и теперь они избегают принимать такие риски на страхование.
Так, компания «СОГАЗ», по словам первого зампреда правления Николая Галушина, в свое время «приняла решение выйти из данного сегмента страхового рынка из за непрозрачной системы туристического бизнеса».
Диагностировать проблему и оказывать на нее воздействие в рамках действующего договора страхования у страховщиков нет никакой возможности, отмечает он. «В этой связи нельзя должным образом оценить и риски. Отсутствие оценки риска, отсутствие перестрахования, социальный аспект этого вида страхования - вот те обстоятельства, под весом которых и было принято решение полностью отказаться от страхования ответственности туроператоров», - продолжил топ-менеджер «СОГАЗа».
«Если нет прозрачности в бизнесе, то вопрос заключается даже не в стоимости договора страхования. Сейчас получить возможность работать в туриндустрии несложно, условия получения права работать с туристами вольготные. Уход с этого рынка тоже прост, не грозит владельцам серьезными неприятностями даже в случае неисполнения обязательств перед клиентами. Для них не составит труда выйти на этот рынок под другим брендом», - отметил Н.Галушин.
После потери интереса со стороны крупных страховщиков туроператоры обратились за услугами к небольшим и более покладистым компаниям. продолжила аналитик «Интерфакс-ЦЭА».
Формально гарантии были получены. Однако союз с небольшими компаниями, которые готовы брать на себя непомерные обязательства, на деле вылился в формальное исполнение закона и в фиктивные гарантии защиты финансовых интересов российских туристов. «Не случайно ВСС говорит о создании «черных списков» компаний с перекосом соотношения обязательств и возможностей по выплате возмещений за туроператоров», - сказала аналитик. Вместе с тем, полагает А.Долгополова, ужесточение законодательства, изъятие возможности страховать ответственность заставит турбизнес прибегнуть к инструменту банковских гарантий по исполнению их обязательств.
«И вот тут операторов может ожидать разочарование. Они поймут, что ряд банков не только не готовы продавать такие гарантии дешево, но и вообще не готовы их предоставлять компаниям, в финансовой состоятельности которых банки не уверены. Таким образом, ужесточение дисциплины гарантий может привести к серьезному переделу бизнеса в сегменте туроператоров. Укрупнение игроков, удорожание финансового обеспечения неминуемо повлияет на стоимость туров», - считает она.

 

Источник: Интерфакс

Читайте также...

Ожидается, что в 2021 году базовая прибыльность перестраховщиков улучшится: Fitch

22-01-2021 Просмотров:246

Ожидается, что в 2021 году базовая прибыльность перестраховщиков улучшится: Fitch

Согласно анализу Fitch Ratings, с повышением ставок по подавляющему большинству направлений перестрахования,...

Наступает следующая норма: тенденции, которые определят 2021 год и далее

22-01-2021 Просмотров:270

Наступает следующая норма: тенденции, которые определят 2021 год и далее

Пандемия COVID-19 изменила мир, и ее последствия сохранятся. Вот некоторые факторы, о...

Японские автопроизводители добавляют технологии безопасности для пожилых водителей

22-01-2021 Просмотров:190

Японские автопроизводители добавляют технологии безопасности для пожилых водителей

Автопроизводители в Японии, где почти 30% населения старше 65 лет, берут на...

Covid-19 и Brexit сформировали основные приоритеты LIIBA на 2021 год

22-01-2021 Просмотров:258

Covid-19 и Brexit сформировали основные приоритеты LIIBA на 2021 год

Помощь членам в борьбе с пандемией и поддержка торговли после Brexit были...

S&P подчеркивает устойчивость страховщиков P & C США во время…

22-01-2021 Просмотров:254

S&P подчеркивает устойчивость страховщиков P & C США во время пандемии

S&P Global Ratings ожидает, что результаты андеррайтинга страховщиков P & C США...

Влияние решения суда о выплатах по приостановке деятельности управляемо: Moody's

22-01-2021 Просмотров:246

Влияние решения суда о выплатах по приостановке деятельности управляемо: Moody's

Аналитики Moody's сообщают, что недавнее решение Верховного суда Великобритании о выплатах по...

Таиланд: страховщикам разрешено выпускать облигации страхового капитала

22-01-2021 Просмотров:209

Таиланд: страховщикам разрешено выпускать облигации страхового капитала

Страховым компаниям теперь разрешено выпускать облигации с субординированным страховым капиталом (ICB), что...

Землетрясение в Индонезии оставило без крова тысячи людей, погибло не…

22-01-2021 Просмотров:222

Землетрясение в Индонезии оставило без крова тысячи людей, погибло не менее 84 человек

Помощь достигла тысяч людей, оставшихся без крова и пострадавших после землетрясения в...