27
Сб, апр

Долгие арбитражные и судебные разбирательства предстоят для арендодателей и перестраховщиков самолетов, застрявших в России

aeroflot planeСогласно недавнему отчету DBRS Morningstar, риск длительных военных действий на Украине еще больше усложнит урегулирование претензий по страхованию лизинга самолетов.

На урегулирование претензий, по мнению экспертов, уйдут годы, и эксперты полагают, что это потребует сложных арбитражных и юридических процедур.

Более 500 самолетов и двигателей застряли в России после того, как США, Великобритания и ЕС ввели ряд санкций против российского правительства и российских организаций.

В рамках этих санкций воздушное пространство НАТО было закрыто для российских самолетов. В то же время правительства западных стран запретили предоставление авиационного страхования и перестрахования любых самолетов для использования в России, среди прочих ключевых финансовых услуг.

В ответ на эти санкции правительство России запретило репатриацию авиационных активов международным лизингодателям, которые были обязаны расторгнуть договор аренды и потребовать возврата самолетов в марте 2022 года.

Согласно отчету DBRS Morningstar, невозможность вернуть авиационные активы из России привела к искам по множеству основных и условных страховых полисов самолетов и двигателей на общую оценочную стоимость от $10 до 15 млрд.

Эти страховые полисы включают все риски для корпуса (все риски), которые покрывают потерю или повреждение самолета во время полета или на земле, но исключают претензии, вызванные войной.

Расширенную защиту можно получить по страхованию Hull War и Allied Perils Risk (военные риски) на ограниченной основе. DBRS Morningstar отметила, что арендодатели самолетов чаще предъявляют претензии в соответствии с этим полисом.

Лизингодатели также обычно требуют, чтобы авиакомпании заключали первичные страховые полисы с определенными покрытиями, а также чтобы они были назначены аккредитованным бенефициаром.

DBRS Morningstar поясняет: «Существует неопределенность в отношении того, могут ли арендодатели претендовать на покрытие по первичным полисам, поскольку полисы обычно предоставлялись российскими страховыми компаниями, а текущие санкции делают незаконным получение арендодателями платежей от организаций, зарегистрированных в России. Дополнительная сложность заключается в том, что страхование воздушных судов, предоставляемое внутри России, в основном перестраховывается на рынке Лондонского Ллойда и в других международных страховых компаниях.

«Эта структура вынуждает арендодателей обращаться напрямую к перестраховщикам за первичным страховым покрытием, поскольку некоторые из этих полисов перестрахования могут включать положение о «сквозной» оговорке, в соответствии с которой перестраховщики соглашаются выплачивать убытки по перестрахованию непосредственно «сторонам договора», а не перестрахователю (страховой компании)».

По данным агентства, учитывая сложность задействованных страховых полисов, денежную оценку претензий и перспективы затяжных санкций в отношении России, урегулирование этих претензий будет зависеть от длительных арбитражных и судебных процедур.

Маркос Альварес, старший вице-президент и глобальный руководитель отдела страхования, сказал: «DBRS Morningstar ожидает, что окончательное урегулирование претензий по аренде самолетов, вытекающих из конфискации самолетов, потребует решения в рамках сложных арбитражных и юридических процедур. Это не является неожиданным для самых сложных случаев потери. Например, претензии, которые последовали после терактов 11 сентября, урегулировались почти 16 лет».

Он продолжил: «Это еще больше усугубляется смешением рисков со стороны перестраховщиков, участвующих в первичных страховых полисах, заключенных российскими авиакомпаниями, со страховщиками и перестраховщиками, обеспечивающими покрытие условных полисов лизингодателей».

Агентство подчеркнуло, что в случае, если претензии будут признаны обоснованными, общие убытки для отрасли авиационного страхования должны оставаться управляемыми, несмотря на то, что это станет крупнейшим разовым убытком в истории авиации.

В отчете сделан вывод о том, что, как и в предыдущих случаях крупных убытков в истории страхования, рынок авиационного страхования переживет период глубокой трансформации, особенно в сегменте военных рисков, что потребует переоценки пределов концентрации для повторного владения и национализации самолетов.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz