То, что началось с нескольких десятков мертвых свиней в северо-восточном Китае, вызвало шок в глобальной цепи поставок свинины.
В августе прошлого года было обнаружено, что на ферме с менее чем 400 свиньями на окраинах Шеньяна часть животных заразились африканской чумой свиней, что стало впервым в истории случаем заразного вирусного заболевания в стране с половиной мирового поголовья свиней. Сорок семь голов погибли, вызвав экстренные меры, в том числе массовые забои и блокаду, чтобы остановить распространение заболевания. В течение нескольких дней правительство уведомляло, что вспышка заболевания «эффективно контролируется».
Но было слишком поздно. К тому времени болезнь буквально стала вирусной, разлетевшись на сотни миль через зараженных животных, зараженной пищи, грязи и пыли на шинах и грузовиков. Девять месяцев спустя инфекция распространилась по всей стране, пересекла границы с Монголией, Вьетнамом и Камбоджей и подняла цены на рынках мяса во всем мире.
В то время как по официальным данным предполагается 1 миллион забитых свиней, данные убоя свидетельствуют о том, что в 2019 году из 440-миллионного поголовья свиней Китая будет забито в 100 раз больше.
«Это беспрецедентная ситуация», - сказал Арлан Судерман, главный экономист INTL FCStone Inc., который анализирует товарные рынки почти четыре десятилетия. «Это повлияет на цены на продукты питания во всем мире».
Как Эбола
Штамм африканской чумы свиней, распространяющейся в Азии, несомненно, опасен, убивая практически каждую свинью, которую он заражает геморрагической болезнью, напоминающей Эболу у людей.
Вред, который заболевание наносит отрасли свиноводства, особенно чувствителен для Китая, где объем производства свинины составляет 128 миллиардов долларов, а потребление на душу населения занимает третье место в мире.
По словам Хуана Р. Лучано, главного исполнительного директора Archer-Daniels-Midland Co., одного из крупнейших сельскохозяйственных товарных трейдеров, поголовье свиней в Китае может сократиться на 30%.
«Очевидно, что Китаю необходимо импортировать значительные объемы свинины и, возможно, другого мяса и птицы, чтобы удовлетворить спрос», - сказал Лучано. Китайские закупки мяса могут также увеличить продажи соевого шрота, источника корма для скота, в Северной Америке, Бразилии и Европе, сказал он.
Оптовые цены на свинину в Китае уже на 21% выше, чем год назад, и выросли в США и ЕС после того, как переработчики отправили больше своей продукции в Китай. По данным Interporc, мадридской промышленной группы Interporc, цена на бекон в Испании подскочила примерно на 20% в марте, в то время как цена свинины в Германии выросла на 17 %.
«Потенциальная воздействие этой ситуации огромно», - сказал Ангус Гидли-Бэйрд, аналитик по сырьевым товарам из Rabobank в Сиднее. «Это самое большое влияние на рынок мяса в этом году, и, вероятно, оно будет иметь продолжительный эффект в течение ряда лет. Это повлияет на рынки и, возможно, повлияет на геополитические ситуации».
Ценовое ралли распространилось и на другие виды мяса. Экспорт австралийской говядины в Китай в первом квартале вырос на 67%. В Бразилии акции таких производителей мяса, как JBS SA и Minerva SA, выросли на фоне оптимизма по поводу увеличения продаж в Китай.
Эффект заражения
Увеличение китайского импорта мяса приведет к росту цен на продукты питания, что скажется на экономике по всему миру. Степень этих волновых эффектов зависит от того, насколько быстро можно остановить эпидемию. Официальные данные показывают снижение числа зараженных свиней с конца 2018 года, подтверждая оценку правительства о том, что заболевание «находится под эффективным контролем».
Свинина является крупнейшим компонентом потребительской корзины в Китае, и оказывает влияние на другие цены на мясо и это означает, что удвоение цен на свинину в Китае повысит инфляцию в стране на 5,4%, при прочих равных условиях, согласно Citigroup, которая прогнозирует уровень инфляции на уровне 2,6 % по стране в 2019 году.
Китайское правительство, скорее всего, будет рассматривать любую связанную со свининой инфляцию как чрезвычайное событие отдельно от общего увеличения расходов, сказал Лю Лиган, главный китайский экономист Citigroup в Гонконге. Тем не менее, если рост цен на свинину поднимет инфляцию выше предельного уровня в 3%, что может помешать Народному банку Китая принять агрессивные меры для стимулирования экономики.
По словам Аманды Глассман, главного операционного директора Центра глобального развития, заражение также подчеркивает настоятельную необходимость государственных инвестиций в обеспечение готовности к вспышкам заболеваний животных.
По ее словам, африканская чума свиней в Китае показывает, что «системы эпиднадзора за болезнями животных и человека работают не так, как должны». «Это должно касаться всех, учитывая, что потенциальное экономическое воздействие крупномасштабных вспышек огромно».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz