«Лаборатория Касперского» выяснила, с какими мошенническими схемами чаще всего сталкиваются жители Казахстана*. Наиболее распространены сценарии, в которых злоумышленники действуют под видом сотрудников банков.
Самая популярная схема выглядит так: человек получает звонок, в котором ему сообщают о возможном взломе банковского счёта или карты. С этим как минимум один раз за год столкнулись 75% опрошенных — они лично или их близкие.
Мошенники под видом сотрудников банка реализуют и другие похожие сценарии. Например, они могут попросить подтвердить пароль, номер банковской карты или другие её данные (с этим сталкивались 67% респондентов) либо сообщить о блокировке банковского счёта или карты (с этим сталкивался каждый второй).
Помимо схем с сотрудниками банков, есть и другие способы выманивать деньги. Например, 28% респондентов приходили сообщения о полагающихся выплатах или возврате денежных средств, а каждому пятому — просьба срочно перевести деньги якобы от родственника или близкого человека. Каждый второй опрошенный казахстанец получал предложение забрать выигрыш в лотерее или конкурсе, в котором он не участвовал.
«Злоумышленники продолжают активно использовать банковскую тематику. При этом периодически они придумывают новые способы выманить деньги или личные данные у потенциальных жертв. Например, недавно эксперты „Лаборатории Касперского” обнаружили, что мошенники стали распространять приложения, похожие на банковские, чтобы получить удалённый доступ к смартфонам на платформе Android. Сначала они звонили потенциальным жертвам под видом сотрудников службы поддержки банка, а затем убеждали их установить приложение и выманивали данные, которые в итоге позволяли им получить доступ к телефону. Напоминаем о необходимости осторожно относиться к любой информации, которая поступает якобы от представителей банков, и перепроверять её», — комментирует «Лаборатория Касперского».
Чтобы защититься от подобных схем, эксперты рекомендуют:
• критически относиться к информации, получаемой от имени сотрудников банка. В частности, можно самостоятельно позвонить в банк по номеру, указанному на официальном сайте;
• не сообщать по телефону пароли, коды, номер банковской карты и другие финансовые данные;
• не переходить по сомнительным ссылкам из почты, мессенджеров и СМС;
• не устанавливать программы по просьбе звонящего, скачивать приложения только из официальных магазинов;
• использовать надёжное защитное решение. Например, Kaspersky Who Calls предупреждает пользователей о подозрительных звонках и автоматически блокирует мошеннические звонки и спам.
* Опрос проведён агентством OnIn по заказу «Лаборатории Касперского» в декабре 2022 года — январе 2023 года. В нём приняли участие более 1000 респондентов из Казахстана.
Источник: «Лаборатория Касперского»