24
Вс, нояб

МВФ рекомендует Казахстану придерживаться теории естественного отбора.

Аналитики международного института рекомендуют не культивировать у казахстанцев привычку к субсидиям

Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) по итогам консультаций с Республикой Казахстан подготовил страновой отчет, где описана текущая ситуация и даются рекомендации по фискальной, экономической политике. Аналитики международного института рекомендуют не культивировать у казахстанцев привычку к субсидиям.

В частности, среди ключевых рекомендаций МВФ содержатся такие: программы государственной поддержки должны быть постепенно сокращены, власти уменьшают влияние государства и способствуют самостоятельности более динамического и конкурентоспособного частного сектора. Как пишут аналитики фонда, государственную поддержку трудно сократить сразу, но ее продолжение дает риск создать фундамент для зависимости от субсидий.

В 2017 году власти Казахстана последовали совету фонда относительно укрепления структуры денежно-кредитной политики, принятия мер, направленных на то, чтобы гарантировать финансовую стабильность и сокращение финансовой поддержки в целях восстановления буферов. В частности, речь идет о плавающем курсе нацвалюты и политике удержания инфляции на низком уровне, а также начали финансовое регулирование (замаскированное в 2017 поддержкой банков. – Ремарка МВФ) и продвинулись на структурных реформах.

Нам предлагают также обратить внимание на рамки в чрезвычайной помощи ликвидности (ELA). ELA следует предоставлять только учреждениям, которые оцениваются как жизнеспособные и должны быть обеспечены надлежащим образом или предоставили правительственную гарантию.

Поддерживаемые государством инициативы по стимулированию банковского кредитования, включая ипотечную программу «7-20-25» и другие программы для поддержки МСП и сельского хозяйства, должны быть целенаправленными, прозрачными и временными. И не должны ставить под угрозу оценку кредитоспособности банков. Они должны быть тщательно оценены с точки зрения эффективности затрат. Там, где это возможно, следует использовать существующие учреждения, а не создавать новые образования. НБК должен воздерживаться от участия в квазифискальной деятельности, и при восстановлении экономики в настоящее время государственная поддержка должна быть прекращена.

При этом рассматриваемые НБРК меры, такие как Программа ипотечного кредитования «7-20-25», продажа банками части ценных бумаг, полученных через государственную поддержку, и покупка ЕНПФ банковских облигаций могут принести определенные выгоды при условии, что они остаются целенаправленными и временными, и существуют надежные механизмы совместного использования рисков и рыночного финансирования.

Параллельно было выдвинуто предложение о том, чтобы ЕНПФ вложил 200 млрд тенге (приблизительно $600 млн из портфеля в более $20 млрд.) в облигации, выпущенные отечественными банками, при условии, что 50% выпуска будет выделено другим инвесторам.

Ожидается, что рост не нефтяных ресурсов будет укрепляться, а инфляция будет снижаться. Ожидается, что в этом году ожидается рост не нефтяного сектора и достигнет 4% в среднесрочной перспективе.

Выражая поддержку планам администрирования доходов властей, сотрудники VDA отметили, что прогнозируемая прибыль – на 6 % ВВП к 2025 году до 25 % ВВП – кажется амбициозной. Соответственно сотрудники призвали власти пересмотреть и поэтапно отказаться от налоговых каникул и изъятий, рассмотреть возможность умеренного увеличения ставки подоходного налога для лиц с более высокими доходами (наряду с требованиями универсального декларирования доходов) и рассмотреть более низкий порог НДС и умеренный НДС с учетом обеспечения административных выгод.

При этом в фонде отмечают в качестве позитивного мартовский план «5 социальных инициатив» президента Нурсултана Назарбаева, включающий: ипотечную программу «7-20-25», снижение эффективной ставки подоходного налога с физических лиц с 10 до 1% для лиц с низким доходом от 2019 года, расширенные микрокредиты и строительство газопровода из Южного Казахстана в Астану и Караганду для снабжения 2,7 млн человек и, в идеале, – снижения зависимости от угольных электростанций.

В фонде прогнозируют, что с учетом бюджетной корректировки и более высоких цен на нефть и производства балансы НФ РК возрастут с чуть ниже $60 млрд на конец 2017 года до более $80 млрд в 2023 году. По прогнозам, государственный долг сократится с 21% ВВП в 2017 году до 15% в 2023 году, а государственный внешний долг снизится с 8 до 2% ВВП.

Ожидается, что дефицит ненефтяного дефицита будет снижен до 6,1% от ВВП, с 8,6% в 2017 году, главным образом за счет снижения капитальных и текущих расходов.

В бюджете 2018 года предусматриваются корректировки и амбициозные реформы расходов. С поэтапным отказом от инициативы стимулирования «Нурлы жол» и расходов на «Астана ЭКСПО», а также с учетом благоприятной макроэкономической ситуации консолидированный общий баланс, как ожидается, зафиксирует профицит в 1,4% ВВП в этом году. Улучшение отражает более высокие доходы от нефти, а также снижение основных расходов путем оптимизации инициатив. Это, в свою очередь, отражает расширение партнерских отношений между государственным и частным секторами (ГЧП) и новый подход подушевых расходов на здравоохранение и образование для обеспечения финансирования услуг, предоставляемых частными поставщиками.

Подготовлено kursiv.kz