В эксклюзивном интервью Азаттыку министр информации и коммуникаций Казахстана Даурен Абаев отвечает на вопросы о ситуации со свободой слова, об ограничении доступа к социальным сетям, интернет-связи.
ПРОВЕСТИ ИНТЕРНЕТ В СЁЛА
- На заседании правительства летом этого года вы рассказали о планах по подключению 6 212 сёл в Казахстане к Интернету до 2021 года. Как реализуется этот проект?
- У нас очень большая страна, чего не скажешь о численности населения. Можно считать, что этот проект по силам исключительно государству. Частным компаниям невыгодно проводить сотовую связь в сёла. По сравнению с небольшими городами, в сёлах они не получают никакой выгоды, не могут окупить потраченные на инфраструктуру деньги, это обходится дорого. В Казахстане насчитывается 117 городов, в которых проживает около 10,5 миллиона человек. Если учитывать еще районные центры, то в 150 населенных пунктах живет 3,5 миллиона человек. В общем это около 14 миллионов человек. В сёлах с численностью населения более 10 тысяч человек есть связь 4G, скоростной Интернет. Сейчас ситуация неплохая. Около двух с половиной тысяч населенных пунктов мы разделили на две [категории]. Первая – перспективные села. В сёла, расположенные близ трасс и железной дороги, проводить Интернет легче.
В такие сёла оптоволокно можно будет провести в течение трех лет, начиная с этого года. В других населенных пунктах, их около двух с половиной тысяч, насчитывается около миллиона жителей. Частные компании отказываются проводить Интернет в такие небольшие сёла. Поэтому помощь будет оказана со стороны государства. Как будет организована помощь? В течение двух-трех лет мы изучим, как проводить [Интернет]. Связь через спутник, как выяснилось, обходится государству очень дорого. Поэтому мы планируем обновить телефонную связь в сёлах, ввести новые технологии и в течение трех-четырех лет решить этот вопрос.
- Учителя некоторых сельских школ, в которые провели Интернет, жалуются на слабую скорость, что препятствует заполнению электронного дневника. Вы в курсе этой проблемы?
- Конечно, в курсе. В сёлах, откуда поступают жалобы, мы проводим совместные с министерством образования и науки проверки. Информационные системы улучшают академические показатели учащихся. Если родителям некогда, то благодаря телефонам они могут проконтролировать посещение [ребенком] школы, чем он занимается. Мы полностью поддерживаем такие информационные системы. Работаем в этом направлении.
- В июльском докладе британской компании Cable о скорости широкополосного Интернета Казахстан занял 95-е место. Как вы думаете, какие существуют способы улучшить этот показатель?
- Мы изучили доклад компании Cable. Они получали сведения у жителей, проверяли. Согласно их отчету, мы находимся ниже России на 45 строчек. В России они опросили 1,5 миллиона человек. У нас опросили более 100 тысяч человек. Но мы модернизируем инфраструктуру в стране, – думаю, улучшим ее.
- То есть вы хотите сказать, что если бы в Казахстане опросили полтора миллиона человек или несколько миллионов, как в России, то показатель мог быть другим?
- Конечно. К примеру, в индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума этого года мы занимаем 49-е место среди 150 стран, и у нас неплохие показатели. Сейчас около 80 процентов населения страны пользуются Интернетом. Это очень хороший показатель.
- Что для вас является приоритетом в вопросе обеспечения всего Казахстана скоростным Интернетом?
- Самое главное здесь – быть в курсе технологических изменений, происходящих в мире. Как вы и сами хорошо знаете, благодаря Интернету, новым технологиям интенсивно развиваются все сферы. К примеру, пять-шесть лет назад люди ездили на машинах как хотели. Сейчас, благодаря видеокамерам, манера езды водителей изменилась. В сфере образования мы пытаемся внедрить трехъязычие – английский, русский и казахский языки. Благодаря Интернету, к примеру, мы можем проводить онлайн-курсы. Многое можно сделать и в сфере здравоохранения, к примеру проводить консультации. Можно изучить все процессы в стране. Если не развивать эту сферу, то существует угроза отстать от развитых стран.
СВОБОДА СЛОВА И БЛОКИРОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
- В пункте 2 статьи 20 Конституции указывается, что «каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом». Между тем блокировка социальных сетей нарушает права граждан. Куда и кому в таких случаях должны жаловаться рядовые потребители?
- В таких случаях можно обратиться с заявлением в прокуратуру. На нашем сайте есть рубрика для жалоб. Можно написать туда. Мы в обязательном порядке рассмотрим. Есть также раздел «Оценка деятельности государственного учреждения». Он тоже хорошо работает. Государственные служащие должны отвечать на жалобы, поступающие онлайн. Это отражается на их баллах. Такие тренды способствуют тому, чтобы население могло в большей степени доводить свои чаяния. Потому что сейчас благодаря Интернету, мессенджерам, WhatsApp население страны может напрямую обратиться с жалобой к акиму. Полагаю, что мы делаем этот процесс открытым.
- Вы поддерживаете это?
- Да, конечно, мы поддерживаем открытость. Потому что благодаря открытости развивается общество. Такие проблемы, как коррупция, решаются через открытость.
- Как вы сами понимаете свободу слова и плюрализм мнений? Не кажется ли вам, что эти права стали ограничиваться с тех пор, когда государство стало предпринимать попытки установить контроль над Интернетом?
- Это никакое не ограничение свободы слова. Прежде самое главное было – получить много информации. Сейчас мы, как мне кажется, пришли к информационной гигиене. Потому что мы можем получить очень много информации. Поэтому у каждого человека должны быть внутренние границы. Это касается и детей. За то, что смотрят дети, какую они информацию получают, должно отвечать не только государство, но и родители. Кроме этого, возросло число фейковых новостей. Также возросли случаи оскорблений людей через Интернет, случаи клеветы. Сейчас с этой проблемой лицом к лицу столкнулось не только наше государство, но и весь мир.
- Давайте еще раз уточним вопрос. Житель города Актау Абловас Джумаев был осуждён на три года за публикацию сообщений в мессенджере. Как вы думаете, правильно ли привлекать граждан к уголовной ответственности за открытое высказывание мнения?
- Здесь нужно смотреть, что он написал. Если он открыто высказывает мнение, то никого не накажут и преследовать не будут. Однако, если он призывает к нарушению спокойствия в стране, к насилию, это противоречит закону. Думаю, суд выносит решение в соответствии с законом.
- Интернет-пользователи жаловались на недоступность в вечернее время таких социальных сетей, как YouTube, Facebook. Вы ранее говорили, что выясните причины этой проблемы. Вам удалось это выяснить?
- Кажется, после этого такие технические ограничения сократились. Этот вопрос не входит в компетенцию министерства информации и коммуникаций. Однако мы обсудили это со специалистами, и они сообщили, что технические ограничения еще будут. Наверное, в ближайшее время это решится.
СПОРНЫЙ ЗАКОН О СМИ
- Перед внесением поправок в закон о СМИ в ваш адрес прозвучало много критики со стороны журналистов. Каким министром вы себя считаете, с учетом вашей деятельности в период принятия этого законопроекта, – министром, который поддерживает свободное распространение информации, или министром, который регулирует передачу информации?
- Я положительно отношусь к любой критике. Уверен, что благодаря критике не только я улучшаю свою работу, но и все другие. Думаю, нас оценит профессиональное сообщество. Здесь вы сами дадите оценку.
- То есть вы ждете мнения общества? Сами себе оценку не даете?
- Если позволите, дам оценку, когда буду покидать этот пост.
- Не говорит ли сам факт существования министерства информации в Казахстане о том, что страна еще не вступила в постидеологический период? Как вы думаете, для чего нужно такое ведомство в современном государстве?
- Министерства информации есть во многих странах. Называются по-другому. В некоторых странах их называют агентствами, в других – комиссиями. Здесь необходимо учитывать, развитая это страна или развивающаяся. Это во-первых. Во-вторых, вы думаете, что министерство информации и коммуникаций создано лишь для ограничения свободы слова. К примеру, в этом году мы начали программу по цифровому телерадиовещанию. Была программа по подключению населенных пунктов к Интернету – это тоже находится в нашей прямой компетенции. В приграничных населенных пунктах не работает «Казахское радио» и «Радио Шалкар». Эти вопросы также находятся в нашей компетенции. Думаю, мы также не должны забывать об информационной безопасности. Конечно, в таких развитых странах, как например Швейцария, возможно, правильно, что [ведомство] работает как комиссия. Однако в наших условиях считаю правильным функционирование министерства информации и коммуникаций.
По материалам Azattyq.org