23
Пн, дек

НБРК: Последствия пандемии коронавируса привели к пересмотру прогнозов развития мировой экономики

nacbankВ докладе на заседании Правительства РК «О Прогнозе социального-экономического развития и республиканском бюджете на 2021 – 2023 годы», которое прошло в г.Нур-Султан, 25 августа 2020 года председатель НБРК Досаев Е.А. дал оценку макроэкономических событий и состоянию экономики.

Последствия пандемии коронавируса привели к пересмотру прогнозов развития мировой экономики. Несмотря на начало оживления крупнейших экономик мира, сохраняются риски затяжного восстановления на фоне второй волны коронавируса и эскалации политических, торговых разногласий между США и Китаем.

Справочно. Китай, страны ЕС и США зафиксировали значительное улучшение показателей деловой активности в промышленности. Индекс Global Manufacturing PMI впервые с января 2020 года перешел в положительную зону и достиг 50,3 пункта (в июне 2020 – 47,9).

В результате начала восстановления мировой экономики и роста потребления энергоресурсов нефтяные котировки марки Brent выросли с минимальной отметки в апреле т.г. (15,98 долл. США за баррель) в 2,8 раза до 45,1 долл. США за баррель на 25 августа т.г.

Дальнейший рост цен на нефть в текущем году будет ограничен ввиду возможности второй волны коронавируса, обострения торговых отношений США и Китая, а также на фоне увеличения производства нефти участниками ОПЕК+ с 1 августа т.г.

Проведенные Национальным Банком опросы казахстанских предприятий свидетельствуют об ожидании низких темпов восстановления экономической активности в 3 квартале т.г. Начавшееся в июле т.г. снижение деловой активности (с 46,8 до 44,7 пунктов) может продлиться и в августе т.г. на фоне карантинных ограничений.

С учетом актуализированных макроэкономических данных прогноз социально-экономического развития в части показателей денежно-кредитной политики был обновлен.

1. Прогноз инфляции

На фоне слабого внутреннего спроса, который будет оказывать дезинфляционный эффект, прогноз инфляции на 2020 год пересмотрен с 9-11% на первом этапе ПСЭР
до 8-8,5%.

На инфляцию будут также оказывать влияние перенос обменного курса на цены на фоне ожидаемого дефицита платежного баланса, а также увеличенный фискальный импульс, воздействие которого на инфляцию продолжится и в 2021 году.

Соответственно, по нашим оценкам, в 2021 году на фоне постепенного повышения цен на нефть и восстановления внутренней экономики годовая инфляция будет формироваться ближе к верхней границе коридора 4-6% и сложится в этом коридоре также и в 2022 году.

В этой связи прогноз инфляции соответствует следующим таргетам: 4-6% в 2021-2022гг., 4-5% в 2023-2024гг. и 3-4% в 2025 году.

Справочно. Годовая инфляция составила 7,1% в июле т.г., в т.ч. продовольственная инфляция – 11,3% и продолжает вносить основной вклад в инфляцию. Максимальные темпы роста сохраняются на хлебобулочные изделия и крупы (13,8%), плодоовощную продукцию (13,4%), при этом несколько замедлился темп роста цен на мясо и мясопродукты (12,9%).

Непродовольственная инфляция сохранилась на уровне 5,4% при продолжающемся снижении цен на ГСМ (бензин - на 0,2% за июль). Годовой рост цен платных услуг повысился с 3,0% до 3,2% в июле на фоне постепенного исчерпания эффекта от временного снижения тарифов на коммунальные услуги в условиях чрезвычайного положения. Тарифы на регулируемые коммунальные услуги за июль т.г. повысились на 0,9%.

2. Платежный баланс

В 1 полугодии 2020 года зафиксирован профицит текущего счета платежного баланса (по предварительной оценке, 2,1 млрд. долл. США) за счет снижения доходов к выплате прямым инвесторам (в 3,5 раза) и относительно высоких цен и объемов поставок нефти.

Справочно. В 1 полугодии т.г. профицит торгового баланса снизился на 12,3% до 9,9 млрд. долл. США по сравнению с 1 полугодием 2019 года (11,4 млрд. долл. США). Экспорт товаров сократился на 10,7% или на 3,1 млрд. долл. США, что связано с падением экспорта нефти и газового конденсата на 8,5% или на 1,4 млрд. долл. США за счет снижения контрактных цен. Импорт товаров сократился на 9,7% или на 1,7 млрд. долл. США в результате сокращения ввоза инвестиционных товаров на 15,8% или на 1,1 млрд. долл. США.

По итогам 2020 года ожидается дефицит текущего счета платежного баланса, несмотря на прогнозируемое в 2020 году сокращение импорта товаров на 13,1% (до 33,6 млрд. долл. США) на фоне снижения платежеспособного спроса и замедления темпов реализации инвестиционных проектов вследствие пандемии к концу года.

Дефицит текущего счета платежного баланса в 2020 году сформируется на фоне сокращения экспорта товаров из-за общего снижения цены нефти в сравнении с прошлым годом и соблюдения условий сделки OPEC+ по сокращению добычи нефти, а также постепенного восстановления доходов к выплатам прямым инвесторам во втором полугодии 2020 года.

В дальнейшем, прогнозная динамика импорта будет обусловлена реализацией активной политики замещения импорта. При этом, в 2021 году ожидается восстановление импорта и его рост на 8,1% (до 36,3 млрд. долл. США) вследствие отложенного спроса и ускорения реализации инвестиционных проектов после их «заморозки» в 2020 году.

Прогноз экспорта товаров отражает ожидания по увеличению экспорта несырьевых товаров, что приведет к поэтапному росту экспорта до уровня выше 50 млрд. долл. США к 2025 году. Национальный Банк поддерживает планы Правительства по наращиванию экспорта обрабатывающей промышленности на 42% к 2025 году.

Справочно. В прогнозе МНЭ экспорт обрабатывающей промышленности растет на 42% с прогнозируемых 14,9 млрд. долл. в 2020г. до 21,1 млрд. долл. в 2025г. Общий экспорт растет на 18% с 43,6 млрд. долл. до 51,5 млрд. долл.

3. Показатели денежно-кредитной политики (включая денежную массу, депозиты и кредиты, спрогнозированы на основе прогноза номинального роста ВВП, представленного министерством национальной экономики на среднесрочный период).

По итогам 2020 года ожидается слабый рост депозитов, за счет которых будет финансироваться часть потребительских расходов на фоне снижения реальных доходов населения.

Справочно. Депозиты в банковской системе на конец июля т.г. составили 20,7 трлн. тенге, увеличившись с начала года на 8,7% за счет роста вкладов в сегменте небанковских юридических лиц, что связано с деятельностью в квазигосударственном секторе. Вклады в национальной валюте выросли на 15,6% до 12,5 трлн. тенге. Валютные вклады снизились на 0,2% тенге, составив 8,2 трлн. тенге на конец июля т.г. В результате, уровень долларизации депозитов снизился до 39,5% в июле т.г. (43,1% в декабре 2019 года).

Помимо депозитов, объем наличных денег в обращении будет расти на фоне роста социальных выплат, что в совокупности увеличит денежную массу в 2020 году.

По нашим ожиданиям, кредиты экономике будут также медленно расти на фоне замедления деловой активности в текущем году.

С начала нынешнего года кредиты БВУ увеличились на 0,5% (или на 67,1 млрд. тенге) до 13,9 трлн. тенге на конец июля т.г.

Справочно. Кредиты бизнесу снизились на 1% или 72 млрд. тенге до 7,1 трлн. тенге, населению – выросли на 2,1% или 139 млрд. тенге до 6,8 трлн. тенге.
Ставка по тенговым кредитам юридических лиц снизилась с 12% в июле 2019 года до 11,9% в июле т.г., в т.ч. по краткосрочным кредитам – до 11,7% (11,8%), по долгосрочным кредитам ставка повысилась до 13,6% (12,8%).

Национальный Банк в настоящее время проводит прогнозный раунд «август-сентябрь», в рамках которого будут пересмотрены прогнозы макроэкономических индикаторов. В частности, будет обновлен текущий прогноз сокращения ВВП на 2020 год (снижение на уровне (-)1,8%) с учетом фактических данных по сокращению ВВП за 7 месяцев т.г. на 2,9%.

Справочно. Международные организации также прогнозируют более значительное падение ВВП, чем заложено в ПСЭР на 2020 год (МВФ на 2020 год – (-)2,7%, ВБ – (-)3,0%, ЕБРР – (-)3,0%).

4. Дефицит бюджета и Национальный фонд

Проект республиканского бюджета предусматривает значительное увеличение дефицита государственного бюджета и объема трансфертов из Национального Фонда.

В результате согласно прогнозу к концу 2023 года средства Национального Фонда составят 30,8% ВВП, приблизившись к уровню неснижаемого остатка - 30% от ВВП.

В этой связи с учетом внедрения в 2021 году контрцикличного бюджетного правила необходимо будет принять меры для поддержания сберегательной функции Национального фонда и снижения нефтяного дефицита.

Справочно. Дефицит госбюджета на 2020г. – 3,5%, на 2021г. – 3,4%, на 2022г. – 2,5%, на 2023г. – 2,1%. Ненефтяной дефицит на 2020г. – 10,8%, на 2021г. – 9,1%, на 2022г. – 6,3%, на 2023г. – 5,5%.
Объем гарантированных трансфертов на 2021г. – 2,7 трлн. тенге, на 2022г. – 2,4 трлн. тенге, на 2023г. – 2,2 трлн. тенге. При этом на 2021 год также предусмотрен целевой трансферт в размере 1 трлн. тенге.
Средства Национального фонда на конец 2020 года прогнозируется в сумме 27,3 трлн. тенге (38,5% к ВВП), 2021г. – 26,6 трлн. тенге (34,7%), 2022г. – 26,9 трлн. тенге (32,7%), 2023г. – 27,6 трлн. тенге (30,8%).

Источник: НБРК