24
Вт, дек

Азиатская цепочка поставок рискует запуском новых «гусей»

China InvestmentПоследний анализ Normura показывает, что усилия по «исключению» Китая из цепочки поставок будут не такими простыми, как могут себе представить многие транснациональные корпорации, и основные риски сохраняются в нестабильной среде по всей Азии.

Сонал Варма, главный экономист из Сингапура по Индии и Азии (за исключением Японии), недавно опубликовала статью, в которой она ссылается на «модель полета диких гусей» экономического роста, буквальный перевод японского термина «ганко кэйтай», который был придуман экономистом Канаме Акамацу для описания модели экономического развития, которую он эмпирически наблюдал в Японии.

Послевоенная Япония была «свинцовым гусем», начав с производства недорогих товаров, таких как одежда. Затем, когда затраты выросли, в 1960-е годы компания перенесла производство в следующую «гусиную стаю» — новые индустриальные страны (НИС) Гонконга, Южной Кореи, Сингапура и Тайваня.

Варма объясняет, что, когда НИС догнали Японию в начале 1990-х годов, они помогли запустить в полет следующую стаю гусей: АСЕАН-4 (Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия) и Китай. «Экономика стран АСЕАН-4 не достигла полного взлета, но Китай взлетел», — отмечает она.

«Если смотреть сквозь призму Акамацу, сдвиг в цепочках поставок из Китая можно рассматривать как не что иное, как естественный прогресс экономического развития, хотя напряженность в отношениях между США и Китаем и пандемия явно ускорили эту тенденцию», — заявляет Варма.

Экономист говорит, что, используя нисходящие данные, такие как потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и доли экспорта, а также восходящий опрос около 130 компаний, она заметила некоторые интересные закономерности.

Азия является основным бенефициаром стратегии «Китай плюс один», возглавляемой Индией, Вьетнамом и Малайзией, в то время как Мексика получает выгоду за пределами Азии.

«Индия вызвала наибольший интерес со стороны фирм, отчасти благодаря своему обширному внутреннему потребительскому рынку, с множеством проектов в области смартфонов, автомобилей, средств производства, а также сборки и тестирования полупроводников», — объясняет Варма.

«Вьетнам остается лидером в АСЕАН, причем большая часть инвестиций поступает от китайских компаний в электромобили (EV), персональные компьютеры и солнечные панели. Малайзия является крупнейшим бенефициаром мощностей по сборке и тестированию полупроводников, создаваемых в Азии, а также электроники и центров обработки данных», — добавляет она.

Выгоды для остальных стран АСЕАН выглядят более неоднозначными, заключает Варма.

«Таиланд получает некоторую выгоду в производстве электромобилей, печатных плат и потребительских товаров длительного пользования, но сталкивается со структурным ухудшением конкурентоспособности в других экспортных статьях. Перспективы Индонезии в основном связаны с развитием цепочки поставок аккумуляторов для электромобилей, тогда как Филиппины отстают», — отмечает Варма.

Экономист говорит, что Nomura проводила аналогичный опрос пять лет назад, и результаты оказались немного другими.

«Во-первых, еще в 2019 году большая часть перемещений производств была сосредоточена в сфере электроники и одежды. Теперь, похоже, он шире охватывает автомобили, электронику, одежду, средства производства, потребительские товары длительного пользования и полупроводниковый сектор», — говорит экономист.

«Во-вторых, первоначальные изменения в цепочке поставок были инициированы американскими компаниями и усилиями тайваньских и японских фирм. Теперь мы обнаруживаем, что китайские компании являются ведущими инвесторами, которые, вероятно, стремятся обойти торговые тарифы на фоне геополитической напряженности», — добавляет Варма.

В-третьих, инвестиции китайских фирм в основном сконцентрированы в странах Азиатского региона, в то время как большая часть инвестиций в Индию поступает от компаний США, что, вероятно, отражает их геополитическую принадлежность, продолжает экономист.

«Наконец, Мексика является крупнейшим конкурентом Азии, поскольку она привлекла крупные инвестиции от фирм, стремящихся удовлетворить спрос США. Тем не менее, источники инвестиций в Мексику достаточно диверсифицированы, что позволяет предположить, что китайские компании используют АСЕАН, а не Мексику, как способ обойти пошлины», — отмечает Варма.

Роль Китая в глобальных цепочках создания стоимости также меняется. Будучи ключевым инвестором, Китай теперь является ведущей «гусыней». Он также хорошо интегрирован в реконфигурированные цепочки поставок, хотя и не в качестве окончательного сборщика, а в большей степени в качестве поставщика промежуточных товаров.

«Китай также представляет собой уникальный пример страны, которая присутствует как в низкотехнологичном (игрушки), так и в высокотехнологичном (например, электромобили и полупроводники) секторах и, таким образом, является конкурентом как развивающихся, так и развитых стран. Наши результаты также показывают, что отключиться от Китая, вероятно, будет сложно», — говорит Варма.

Способность Китая производить большие объемы продукции нужного качества по низким ценам — это комбинация, которую не смогла повторить ни одна другая страна. Поэтому изменения в цепочке поставок будут постепенными, заключает она.

«Наши новые летающие гуси взлетают на более враждебном глобальном фоне. Протекционизма становится больше, и компании теперь стремятся к диверсификации, а не складывают все яйца в одну корзину», — отмечает Варма.

«Поскольку новые гуси интегрируются в глобальные цепочки создания стоимости, они выиграют от роста экспорта и инвестиций в течение следующих нескольких лет. Однако процесс интеграции все еще находится в зачаточном состоянии; странам также придется со временем продвигаться вверх по цепочке создания стоимости», — продолжает экономист.

«Государственная политика по развитию человеческого капитала и содействию инновациям будет определять, какие экономики перейдут от низкотехнологичного производства к высокотехнологичному в ближайшие десятилетия. Для новых летающих гусей Азии это только начало», — заключает Варма.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz