06
Ср, авг

IUA требует новой регуляторной базы для страхования аэротакси и дронов

dronМеждународная ассоциация андеррайтеров (IUA) призывает к разработке устойчивой и всесторонней нормативной базы, необходимой для безопасного внедрения новых авиационных технологий, таких как беспилотные летательные аппараты, аэротакси и сервисы доставки дронов.

В официальном ответе на консультацию Юридической комиссии Великобритании ассоциация подчеркнула, что участие страхового сектора в формировании страхового покрытия возможно только при наличии чётких правил и процедур сертификации.

Страховые компании, входящие в IUA, уже разрабатывают инновационные продукты, учитывающие риски, связанные с высокотехнологичными средствами воздушной мобильности. Однако, как отмечает директор по андеррайтингу IUA Том Хьюз, без надёжной сертификационной процедуры невозможно обеспечить доверие к отрасли — ни со стороны инвесторов, ни со стороны общественности, ни со стороны самих страховщиков.

Безопасность — ключ к страхованию авиационных инноваций

Как подчёркивает IUA, страховая отрасль традиционно активно поддерживает внедрение новых технологий. Однако ранние инциденты с участием новых видов летательных аппаратов могут подорвать доверие и замедлить развитие рынка. Поэтому крайне важно, чтобы безопасность оставалась приоритетом на всех этапах — от испытаний до коммерческого развертывания.

Создание понятного и обязательного к соблюдению регулирования поможет минимизировать риски, а также сформировать условия для адаптации существующих страховых продуктов или создания новых — специально под задачи высокоавтоматизированной и беспилотной авиации.

Новый подход к распределению ответственности: вызов для законодательства и страхования

В IUA подчёркивают, что действующая правовая модель, основанная на ошибке пилота-человека, уже не соответствует реалиям. В условиях стремительного внедрения искусственного интеллекта в управление полётами, планирование маршрутов, прогнозирование погоды и техническое обслуживание необходимо перераспределение ответственности между производителями техники, операторами и разработчиками программного обеспечения.

Если ранее основным объектом внимания был человек-пилот, то теперь страховые компании требуют ясности: кто несёт юридическую ответственность за действия автономных систем? Без правовой определенности невозможно адекватно оценить риски и сформировать разумную тарифную политику. Любая правовая неопределенность ведёт к увеличению числа судебных споров и, как следствие, росту страховых премий.

Ассоциация также указала на важность выработки аналогичного подхода к авиационной автоматизации, какой уже разрабатывается в автомобильной отрасли — с учётом степени автономности транспортного средства.

Страхование как фактор устойчивого развития авиационных технологий

В условиях, когда компании по всему миру начинают пилотные проекты в сфере аэротакси и беспилотных грузоперевозок, ключевая роль отводится не только инженерам и операторам, но и страховщикам. Именно страховой сектор обеспечивает финансовую устойчивость и управление рисками для таких проектов. Но это возможно только при ясных, единых и надежных регуляторных условиях.

IUA подчёркивает, что эволюция законодательства о продуктовой ответственности — это неотъемлемый элемент подготовки авиации будущего. Разработчики программного обеспечения должны быть готовы нести ответственность за инциденты, которые ранее относились к человеческому фактору. Только такой подход позволит страховщикам участвовать в развитии инновационного сегмента и одновременно обеспечить надёжную защиту интересов клиентов.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz