Согласно новому анализу Verisk Maplecroft, около 34 стран зарегистрировали рост риска ресурсного национализма за последний год, вызванный Covid-19, и ситуация может усугубиться еще больше, поскольку правительства будут стремиться к большему контролю над доходами от добычи полезных ископаемых, а влияние пандемии усилится.
Индекс ресурсного национализма Verisk на основе его прогноза политических рисков на 2021 год показывает, что экономическое влияние Covid-19 вызывает рост аппетита государств к ресурсному национализму и может повлиять на чистую прибыль многих компаний, занимающихся добычей природных ресурсов.
Исследование показало, что 18 из 34 стран, в которых национальный риск природных ресурсов увеличился, зависят от добычи полезных ископаемых и углеводородов.
Согласно Verisk Maplecroft, в первую десятку стран индекса входят «обычные фигуранты», а именно: Венесуэла, Боливия, Демократическая Республика Конго, Замбия, Россия, Зимбабве, Казахстан, Танзания, Северная Корея и Папуа-Новая Гвинея.
Аналитики Verisk прогнозируют, что первая десятка стран «скорее всего прибегнет к самым грубым инструментам из набора инструментов ресурсного национализма», включая прямые экспроприации без компенсации и, что компании, занимающиеся добычей природных ресурсов в Латинской Америке и Африке, скорее всего, несут на себе основную тяжесть новых правительственных мер по борьбе с национализмом.
Страны, в которых отмечен один из самых высоких темпов роста риска ресурсного национализма за последний год, включают Мексику, Либерию, Колумбию, Мали, Гану и Канаду, где, по словам Verisk, горнодобывающие компании подвергаются риску более изощренных форм ресурсного национализма.
«В первую очередь следует наблюдать за горнодобывающими юрисдикциями, которые характеризуются как болезненным экономическим спадом, связанным с коронавирусом, так и ростом менее явных форм ресурсного национализма», - сказала Химена Бланко, глава американского исследовательского центра Verisk Maplecroft. «Эти правительства становятся все более склонными вмешиваться в экономику, использовать косвенную экспроприацию или увеличивать требования к местному содержанию, открывая дверь для более изощренного пути ресурсного национализма», - сказала она.
Общая тенденция в следующем десятилетии будет состоять в том, что более тонкие формы ресурсного национализма вытеснят более прямые и классические методы. И влияние Covid-19 усилится в ближайшие пару лет, считают аналитики.
«Экономические эффекты Covid сами по себе не могут объяснить прошлогодний всплеск ресурсного национализма, но он, несомненно, усугубил ранее существовавшую тенденцию, наблюдаемую в индексе с 2017 года. Однако в течение следующих двух лет влияние пандемии резко возрастет», - прогнозирует Verisk Maplecroft.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz