30
Вт, апр

Перспективы развития перестраховочного рынка Казахстана в свете законодательных инициатив регулятора

Тема перестрахования на сегодняшний день является очень актуальной как для игроков отечественного страхового рынка, так и для наших иностранных партнёров. В последние годы в связи с законодательными инициативами казахстанского регулятора перестрахование претерпело серьёзные изменения в части пруденциального регулирования. Как развивался казахстанский перестраховочный рынок последние 7 лет и как изменения скажутся на дальнейшем развитии перестраховочного рынка, пойдёт речь в этой статье.

Динамика развития страхового рынка Казахстана

Количественный состав участников страхового рынка за последние 7 лет практически не изменился. По состоянию на 1 января 2012 года на страховом рынке Казахстана осуществляют лицензированную деятельность 38 страховых организаций, из них 31 компания - по общему страхованию и 7 компаний - по страхованию жизни, а также 14 страховых брокеров и 85 актуариев. Необходимо отметить, что в последние годы наблюдается рост числа лицензированных актуариев, по сравнению с 2005 г. их количество выросло почти втрое.

Динамика страховых премий - 176 млрд тенге в 2011 г. против 67 млрд в 2005 г., то есть с увеличением в 2,63 раза, и страховых выплат - с 11 млрд тенге в 2005 г. до 43 млрд тенге в 2011 г. - свидетельствует о количественном и качественном росте рынка.

За последние два года после снижения объёмов в период финансового кризиса на страховом рынке отмечается увеличение объёма сборов страховых премий, что прежде всего связано с активизацией кредитования населения банковским сектором, а также увеличением деловой активности корпоративного сектора.

Необходимо отметить, что влияние финансового и экономического кризиса на страховой рынок оказалось незначительным. Страховые организации поддерживают высокий уровень рентабельности за счёт низких показателей убыточности, а рост собственного капитала страховщиков свидетельствует о значительном увеличении ёмкости страхового рынка Казахстана.

 

Перестраховочные премии выросли с 27 млрд тенге в 2005году (доля от страховых премий - 40,30 %) до 65 млрд тенге в 2011г. (доля страховых премий - 36,93 %). Что касается перестраховочных выплат, то основной тенденцией к сожалению остаётся очень низкий уровень возмещений от перестраховщиков нерезидентов. В 2011 году передано в перестрахование свыше 64 млрд тенге, а возврат перестраховочных выплат составил около 8 млрд тенге (около 13 %). Кроме того, значительная часть перестраховочных премий передаётся за рубеж. За период с 2005 по 2010 год в структуре переданных премий процент переданных премий нерезидентам практически не меняется. Только лишь в 2011 г. наблюдается снижение переданных премий нерезидентам в относительном выражении с 89 % в 2010 г. до 78 % в 2011 г. По перестраховочным премиям, принятым от нерезидентов, наблюдается рост и самый пик приходится на 2009 г. - свыше 11 млрд тенге принято в перестрахование.

В основном иностранные риски размещаются на казахстанском рынке как напрямую цедентами, так и при участии как местных, так и иностранных страховых (перестраховочных) брокеров.

За последние два года наблюдается значительный спад сбора премий из-за рубежа. Ранее, как правило, на местный рынок предлагались в перестрахование имущественные, авиационные, космические риски, различные виды ответственности, а также пропорционально размещались приоритеты облигаторных договоров, которые размещались на Западе или же исключения из покрытий по облигаторным программам. В последнее время местные страховые компании стали более осторожно и выборочно принимать иностранные риски, принимая во внимание высокую убыточность по данным проектам. Изменилась и географическая структура перестрахования. В 2011 г. произошло перераспределение между странами: на первом месте - Республика Казахстан (22 %), а в 2010 г. - Российская Федерация, на втором месте Российская Федерация -20 % (в 2010 г. -Великобритания ,22 %), далее Великобритания - 14 % (в 2010 г.- Республика Казахстан, 11 %) и т. д.

Казахстанское содержание с 11 % в 2010 г. увеличилось до 22 % в 2011 г. Данное изменение произошло связи с внесением изменений в законодательные акты. Принятие новых законодательных мер придало новый импульс к дальнейшему развитию страхового рынка.

Законодательные изменения в части регулирования перестрахования

В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами теперь минимальный размер маржи платёжеспособности, или гарантийного фонда, страховой организации, увеличивается на сумму обязательств передаваемых перестраховочных премий по действующим договорам перестрахования в зависимости от рейтинговой оценки перестраховщика. Ранее минимальный размер маржи платёжеспособности, или гарантийного фонда, страховой организации увеличивался на сумму передаваемых перестраховочных премий. Сравнение условий перестрахование приведено в таблице:

 

Группа перестраховщика

Рейтинговая оценка перестраховщика по международной или национальной шкале/норматив достаточности МП

Процент увеличения ММП от объёма обязательств

(Ранее действовало)

Процент увеличения ММП от объёма переданных премий

Группа 1

«АА-» или выше

0 %

0 %

Группа 2

с «А+» по «А-»

0 %

10 %

Группа 3

с «ВВВ+» по «ВВВ-»

0,21 %

20 %

Группа 4

с «ВВ+» по «ВВ-»

0,75 %

50 %

Группа 5

с «В+» по «В-»

3,8 %

100 %

Группа 6

ниже «В-» либо отсутствие
рейтинга

22 %

200 %

 

Группа перестраховщика

Рейтинговая оценка перестраховщика по международной или национальной шкале/норматив достаточности МП

Процент увеличения ММП от объёма обязательств

Группа 7

«В» или выше

«kzBB» или выше

0 %

Группа 8

Ниже «В» или «kzBB»

0,21 %

Группа 9

>1,75

0 %

Группа 10

>1,5

0,05 %

Группа 11

>1,25

0,1 %

Группа 12

>1,0

0,2 %

Группа 13

>0,9

5 %

 

Очевидно, что снижение процентной нагрузки на минимальную маржу платёжеспособности, но изменение базы применения с объёма перестраховочных премий на объём обязательств по премиям значительным образом увеличивает нагрузку на капитал страховщика в случае низкорейтингового перестрахования.

Кроме того, серьёзные изменения коснулись требований к максимальному размеру собственного удержания (СУ) по отдельному страховому риску в зависимости фактической маржи платёжеспособности (ФМП). Для наглядности при сравнении изменения представлены в таблице:

 

Действующие ограничения

Законодательные инициативы регулятора

Максимальный размер СУ СК по отдельному договору страхования (перестрахования)/ страховому риску рассчитывается актуарием и не превышает ФМП страховой организации

 

Поэтапное снижение максимального размера СУ:

- до 1 января 2013 г. - 100 % от ФМП

- с 1 января 2013 г. -  80 % от ФМП

- с 1 января 2014 г. -  50 % от ФМП

- с 1 января 2015 г. -  30 % от ФМП

 

СУ не менее 25 % по одному классу страхования по завершении финансового года

 

СУ не менее 40 % по одному классу страхования по завершении финансового года

 

Перестрахование у нерезидентов не более 60 % по завершении финансового года

 

 

Совокупный размер страховых премий, начисленных перестраховочным организациям - нерезидентам РК по действующим договорам перестрахования, за вычетом комиссионных вознаграждений не превышает 60 % от совокупного размера страховых премий, начисленных по действующим договорам страхования (перестрахования).

 

Перестрахование у нерезидентов не более 25 %, за исключением:

- Договоров страхования (перестрахования) с лимитом ответственности свыше 1млрд тенге;

- Договоров страхования (перестрахования) воздушного, водного и ж/д транспорта и ГПО владельцев авиа-, водного и ж/д. транспорта, по которым лимит ответственности не менее 2 % от ФМП.

- СУ СК по одному договору страхования (перестрахования) - не менее 5 % от ФМП СК, или 200 млн тенге в зависимости какое значение больше.

Договоры входящего перестрахования от нерезидентов Республики Казахстан

 СУ СК по одному договору перестрахования - не менее 2 % от ФМП СК, или 80 млн тенге в зависимости от того, какое значение больше.

 

 

Кроме этого введены дополнительные требования при перестраховании риска у перестраховщика - нерезидента Республики Казахстан с рейтингом ниже «А-». Цедент должен:

- часть риска предложить в перестрахование СК резидентам Республики Казахстан;

- условия перестрахования должны быть идентичны условиям, предложенным ПО нерезидентам Республики Казахстан;

- предложить риск в перестрахование местным СК в количестве не менее 5 для КОС и не менее 3 для КСЖ. Срок акцепта - не менее 3-х рабочих дней;

- в случае отказа ПО резидента Республики Казахстан направить предложение иным ПО Республики Казахстан до достижения общего количества ПО 10 для КОС и 5 для КСЖ.

На мой взгляд, законодательные инициативы регулятора приведут к:

  1. Увеличению казахстанского содержания в сделках по перестрахованию.
  2. Увеличению капитализации местного страхового рынка за счёт сокращения оттока денежных средств за рубеж.
  3. Повышению прозрачности сделок по перестрахованию.
  4. Пересмотру андеррайтинговых/перестраховочных политик местных страховых компаний.

5. Повышению концентрации рисков на местном страховом рынке.

Наконец, следует отметить, что казахстанские страховщики вполне в состоянии повысить свои балансовые показатели и способность удерживать принимаемые риски, если откажутся от соперничества и взаимного недоверия, что позволит им в будущем оставлять себе наиболее качественные и прибыльные части страхового бизнеса, имеющегося в Казахстане.

Все указанные меры, как бы они ни были приняты - поодиночке или все вместе, способны обеспечить долгосрочное развитие и прибыльность казахстанского страхового рынка.