Казахстан исторически имеет поддерживаемую государством cистему обязательного сельскохозяйственного страхования. В советский период национальный план обязательного страхования урожай действовал с 1970 по 1991 год и все совхозы и колхозы участвовали в этой схеме, которая была основана на нескольких рисках, предоставлявших ограниченную компенсацию издержек производства. После обретения Республикой Казахстан независимости в 1991 году о страховании сельскохозяйственных культур было забыто в течение следующих 12 лет.
Существующая система страхования урожая в Казахстане является схемой государственно-частного партнёрства (ГЧП), которая была создана в 2004 году. Нормативно-правовая база и финансовые и организационные основы для реализации национальной программы страхования урожая в Республике Казахстан были заложены Законом № 533-II от 10 марта 2004 «Об обязательном страховании в растениеводстве».
Закон определил порядок и условия осуществления обязательного страхования прямых производственных затрат (ППЗ) для сельхозтоваропроизводителей, выращивающих стратегическиезерновые, масличные и другие полевые культуры. Реализация системы страхования урожая в стране осуществляется через операторов системы – управление стратегического планирования Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства (ФФПСХ), страховые организации, Общества взаимного страхования (ОВС) и местные исполнительные органы в каждой области и районе.
Существующая система страхования в растениеводстве является обязательной и определяет услоия стандартной политики страхования прямых производственных затрат, которых все страховые компании и ОВС обязаны придерживаться, включая застрахованные культуры и риски, размер страховой суммы для каждой культуры на каждом областном и районном уровне. Закон также предписывает возмещение убытков и процедуры оценки, которые применяются по стандартной процедуре страхования прямых производственных затрат.
В дополнение к законодательным и нормативным аспектам государство также оказывает финансовую поддержку программе в виде 50 % компенсации ежегодных страховых выплат, которые производят страховые компании и Общества взаимного страхования. Урегулирование убытков и 50 % компенсации выплат осуществляются через агента - Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. Согласно Закону государство также несёт ответственность за финансирование операционных расходов Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства.
За весь период действия Закона количество страховых компаний, которые имели лицензию по этому классу страхования, сократилось - с 6 в 2004 году до 2 в 2015-м. Приведённые в таблице финансовые показатели по обязательному страхованию в растениеводстве за последние 6 лет также свидетельствуют о снижении интереса страховщиков к этому направлению бизнеса.
В чём же проблема? Своё видение по этому вопросу предлагает Ассоциация страховщиков Казахстана.
Эффективность Закона с точки зрения субъектов
Закон об обязательном страховании сельхозкультур в Казахстане направлен на достижение трёх целей. Первая цель состоит в защите сельхозтоваропроизводителей от потери урожаев из-за влияния неблагоприятных погодных явлений. Вторая цель заключается в оказании помощи сельхозтоваропроизводителям в получении доступа к сельскому финансированию, чтобы защитить кредиты от дефолта из-за погодных условий. Третья цель - в оказании помощи для повышения эффективности государственных программ поддержки производства сельскохозяйственных культур.
На самом же деле опыт реализации обязательного страхования сельхозкультур в нашей стране показывает, что текущая система не отвечает требованиям всех трёх основных заинтересованных сторон.
Сельхозтоваропроизводители. Обязательный характер страхования сельхозкультур оказался довольно непопулярным среди многих сельхозтоваропроизводителей, и в результате некоторые их них отказываются заключать договоры страхования и предпочитают платить штрафы. Кроме того, большинство сельхозтоваропроизводителей заключают договоры по минимально допустимому уровню нормативных затрат, чтобы минимизировать затраты на премии. Скорее всего большинство из них понимают, что очень низкий уровень страхового покрытия, который они покупают, не даёт им надлежащей защиты от финансовых рисков в случае серьёзных потерь урожая. Поэтому многие предпочли бы приобрести минимальное покрытие, зная, что они будут получать компенсацию только в крайнем случае, то есть почти полного неурожая.
Страховые компании. В последние годы страховые компании понесли значительные финансовые потери по обязательному страхованию сельскохозяйственных культур и выходят из этого бизнеса.
На начальном этапе обязательного страхования сельскохозяйственных культур в 2005 году лицензию имели семь страховых компаний, но из-за плохих финансовых результатов только две компании продолжали поддерживать схему в 2015 году. Так что у нас уровень участия страховых компаний в страховании урожая - очень низкий, поскольку страхование сельхозкультур является наименее прибыльным из 9 классов обязательного страхования в Республике Казахстан.
Кроме того, страховщики обеспокоены тем, что они подвергаются своего рода недобросовестной конкуренции со стороны Обществ взаимного страхования. Страховые компании обеспокоены тем, что ОВС не подлежат регулированию и надзору со стороны Национального Банка и не выполняют требования по наличию минимального капитала или формирования резервов. К тому же на ОВС не распространяется требование по соблюдению минимальных ставок премий, поэтому страховщики столкнулись с недобросовестной конкуренцией со стороны ОВС, которые могут сокращать свои ставки. Страховщики, наконец, озабочены возникновением репутационных рисков в страховой отрасли, поскольку были случаи, когда ОВС были не в состоянии удовлетворить требования по своим обязательствам, как это произошло в 2010 году.
Государство. Обязательное страхование в растениеводстве было введено для решения социальных задач, но, судя по текущему состоянию этого класса страхования, оно не смогло добиться своих финансовых и институциональных целей. Программа была первоначально задумана как механизм для обеспечения всех сельскохозяйственных рабочих и мелких крестьян минимальной компенсацией в случае неурожая из-за засухи или других природных и климатических рисков. Обязательный характер схемы должен был быть краткосрочной мерой,которая позволила бы страховому сектору развить здоровый и стабильный рынок страхования сельхозкультур на основе государственно-частного партнёрства между частным и государственным секторами. Кроме того, согласно принятому Закону должно было в обязательной форме проводиться обучение сельхозтоваропроизводителей о преимуществах страхования урожая, чтобы они продолжали покупать страхование уже на добровольной основе.
В итоге до настоящего момента изначально заложенные цели не достигнуты. И тот факт, что программа непопулярна среди многих сельхозтоваропроизводителей, даёт основание также предполагать, что она не в состоянии выполнить свои социальные цели. А Правительство сталкивается с серьёзными неопределённостями в отношении финансовых ресурсов, необходимых для оплаты страховых убытков.
Основные проблемы существующей системы страхования сельхозкультур
Системный риск и отсутствие управления рисками
Казахстан находится в области высокорискового земледелия,где средняя годовая частота засухи равна 40 % (2 года из 5), а на западе страны достигает 60 % (3 года из 5). Проблема частых неблагоприятных погодных явлений осложняется ещё и их системным характером, когда засухи или обильные осадки влияют на обширные участки сельскохозяйственных угодий страны и могут привести к массовым (непредсказуемых) потерям и для страховщиков. Ситуация усугубляется ещё и тем,что Закон не предусматривает региональной или глобальной диверсификации рисков путём перестрахования.
Недостаточные страховые тарифы
Закон об обязательном страховании сельхозкультур определяет минимальные и максимальные тарифы для различных культур. На практике же страховые премии рассчитываются по минимальному тарифу, а он не предусматривает установление достаточного резерва для будущих страховых выплат и в случае наступления страхового случая ставит под угрозу финансовую стабильность, а иногда - даже платёжеспособность страховщика.
Неэффективность нынешних государственных субсидий
В настоящий момент государственная поддержка обязательного страхования сельхозкультур обеспечивается за счет 50 % возмещения страховым компаниям и Обществам взаимного страхования суммы страховых выплат. Существующий механизм субсидирования страховых выплат снижает мотивацию страховых компаний для надлежащей оценки убытков и может привести даже к сговору между страховщиком и страхователем с целью завышения суммы страховых выплат.
Отсутствует регулированиеОбществ взаимного страхования
В связи с уходом большинства коммерческих страховщиков с рынка страхования сельхозкультур сельхозтоваропроизводители всё чаще полагаются на сотрудничество с Обществами взаимного страхования, которые чаще всего и учреждаются ими. Поскольку ОВС не подпадают под действие страхового надзора со стороны Национального Банка или каких-либо требований аудита, поэтому риск неадекватной оценки убытков и мошенничества со стороны ОВС - высок. При отсутствии резервов убытков, маржи платёжеспособности и перестрахования ОВС не могут обеспечить какого-либо значимого страхового покрытия от стихийных бедствий и, таким образом, не могут рассматриваться как андеррайтеры и организации, способные обслуживать риски. В лучшем случае ОВС могут выступать в качестве так называемой «кассы взаимопомощи», обязательства которой ограничены суммой годовой страховой премии, собранной со своих членов. Но такой подход может работать только для диверсифицированных рисков и совершенно не подходит для сильно коррелированных рисков, в результате которых ежегодные потери могут легко превысить сборы премий.
1) Необходимо ввести классификацию рисков сельскохозяйственных земель с указанием рекомендованных для выращивания на них сельхозкультур с привязкой к праву на получение страхового покрытия в рамках правительственной программы субсидирования.
2) Необходимо пересмотреть подходы при расчёте страховой премии в части тарифов и в части страхового покрытия:
- расчёт страховых тарифов необходимо осуществлять актуарным способом на основе актуарной модели, в том числе для того, чтобы можно было осуществлять международное перестрахование катастрофических рисков;
- в настоящее время тарифы рассчитываются для каждой сель хозкультуры на областном уровне, тогда как они должны быть рассчитаны на районном уровне или даже более детально, чтобы учесть различия в рисках на местном уровне района или отдельного сельхозтоваропроизводителя;
Система урегулирования убытков - несовершенная
Предложения для разработки новой модели страхования сельскохозяйственных культур
Поскольку Закон не предусматривает участия страховщиков в проверках страхователей, проведении анализа сельскохозяйственной практики производства и ограничивает участие страховщиков в оценке ущерба, то страхователи не имеют никаких стимулов, чтобы должным образом заботиться о повышении агротехноло- гий и сделать свои урожаи более устойчивыми к изменению климата. В результате Закон не даёт возможности страховщику отказать в выплате страхового возмещения даже в случаях явного мошенничества: например когда сельхозтоваропроизводитель утверждает, что произошла потеря урожая из-за стихийного бедствия, хотя поле никогда не было засеяно!
- риски отдельного сельхозтоваропроизводителя можно учесть введением системы «бонус-ма- лус», поскольку текущие ставки по страхованию урожая не делают различия между сельхозтоваропроизводителями с точки зрения технологического уровня или осуществления практики управления рисками;
- уровень страхового покрытия необходимо предоставлять в зависимости от потребности сельхозтоваропроизводителя и его платёжеспособности, поэтому необходимо разработать линейку продуктов с уровнем покрытия: нормативных затрат, средней региональной урожайности или предоставить право для отдельных категорий сельхозтоваропроизводителей с низкой платёжеспособностью страховать в обязательном порядке только определённую площадь посевов (к примеру не менее 50 %);
- субсидирование страхования сельхозкультур целесообразно осуществлять через субсидирование страховых премий для исключения фактов нецелевого использования бюджетных средств;
- исключить из системы обязательного страхования высокоубыточные районы (Актюбинскую и Западно-Казахстанскую области) либо предусмотреть для них альтернативные механизмы субсидирования, а не страхования в рамках системы.
3) Для уменьшения случаев страхового мошенничества необходимо предусмотреть:
- требование от застрахованного соблюдения надлежащей агро- технологии;
- обеспечение для страховщиков расширения прав и возможностей для проведения проверок объекта страхования и страхователя;
- введение периода продаж полисов страхования, по крайней мере за месяц до посева (исключение антиселекции и прямого мошенничества).
4) В случае частичной потери урожая оценка компенсации должна проводиться в поле сразу - до сбора урожая. Цены сельхозкультур, которые используются для расчёта страховой выплаты, должны быть предварительно согласованы на основе исторических продажных цен для каждой культуры в каждом районе и указаны в договоре страхования.
5) Закон должен ввести чёткое определение страхового случая, например определить, на каком уровне падения урожайности страховая защита начинает действовать. Также необходимо конкретизировать определение страховой единицы в целях страхования и в целях урегулирования убытков.
А понятие "отдельное поле" для малых сельхозтоваропроизводителей (менее 250 га) необходимо конкретизировать как "общая территория всех полей с одной культурой и в одном месте".
6) Процедуры уведомления об убытках и оценки убытков необходимо рационализировать и сделать более затратоэффективными. К примеру узаконить право участвовать в комиссии по определению страхового случая только для заинтересованных сторон - страхователя, страховщика и независимого арбитра в лице представителя сельскохозяйственного страхового пула (Фонда гарантирования).
7) Для того, чтобы лучше увязать финансовые стимулы сельхозтоваропроизводителей и страховщиков, необходимо предусмотреть материальную франшизу, которая позволит избежать мелких убытков и мошенничества на мелких убытках.
8) Национальный Банк Республики Казахстан должен ввести специальные нормативные требования,
в том числе по резервированию, перестрахованию и марже платёжеспособности, для всех операторов схемы обязательного сельскохозяйственного страхования, в том числе и для Обществ взаимного страхования с целью обеспечения платёжеспособности системы страхования и в то же время - исключения дополнительной нагрузки на капитал.
9) Страховщики и Общества взаимного страхования, участвующие в системе страхования сельхозкультур, подвержены убыткам, которые превышают собранные страховые премии, поэтому необходимо разработать непропорциональное перестрахование эксцедента убыточности, чтобы покрыть убытки, связанные с риском катастроф.
10) Для целевого использования бюджетных средств, выделяемых на субсидирование обязательного страхования сельхозкультур, необ ходимо организовать механизм сельскохозяйственного страхового пула (Фонда), который будет осуществлять политику государства в части предоставления субсидий, осуществлять функцию ведения базы данных по объектам страхования и страховым выплатам, производить андеррайтинг рисков.
Необходимо определить альтернативные каналы продаж страховых продуктов для минимизации агентской комиссии и снижения стоимости страхования, а также систему проведения образовательных мероприятий для разъяснения сельхозтоваропроизводителям экономической эффективности страхования сельхозрисков.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»