22
Пт, нояб

Футбол в одни ворота?

Еще раз о том, кто же виноват во всех проблемах туристической отрасли.

17 марта на площадке Фонда гарантирования страховых выплат состоялась встреча «без галстуков» между страховщиками и туроператорами в лице КТА  (Казахстанской туристической ассоциации).

Повод для встречи более чем достаточный – кризис выездного туризма. Кроме дорогого доллара, оставляющего без заграничных берегов массу простого народа, турфирмам сложно заключить новый договор страхования, что делает нелегитимной их профессиональную деятельность. Поэтому встреча заинтересованных сторон случилась как нельзя кстати.

Главный итог встречи  таков - стороны наконец-то нашли корень проблем, что позволит в дальнейшем избежать взаимных обвинений и решать производственные вопросы конструктивно.

Истина, как обычно, оказалась рядом. Страховые компании готовы страховать ответственность туристического бизнеса, но должны четко понимать, кому и за что платить. Но существующий закон о туристической деятельности не дает такого понимания, поскольку не разграничивает профессиональные риски туристических операторов и агентов. А они сильно разнятся.

«Ранее страховой тариф составлял 50 тысяч тенге, и всех – и туристический и страховой бизнес –  это устраивало, поскольку огромных выплат не было. Потом суды начали принимать решения о взыскании со страховых компаний ущерба в пользу пострадавших от дефолтов туроператоров. Поскольку риски и выплаты возросли – возросли и тарифы. Но дефолт – это фактически финансовый риск. Сегодня страховой тариф составляет в  2-3%, а по финансовым рискам должен составлять 5-10%, если уж речь идет о выплатах в результате дефолта туроператора. «Потянут» ли туроператоры такую сумму? - это вопрос. К тому же риски туристической отрасли для страховщиков непонятны  из-за отсутствия разграничения ответственности между оператором и агентом»,- отметил Ержан Конурбаев, заместитель председателя правления АО «ФГСВ».

Туроператоры в свою очередь готовы страховаться. Но хотят знать, что покроет страховка. Их интерес – крупные финансовые риски, возможные дефолты. Сейчас страховка покрывает различные технические сбои, например, несостыковку рейсов или отсутствие брони в отеле. Но такая страховка мало что дает оператору, поскольку эти репутационные риски он «с удовольствием» перекрывает сам, боясь потерять лояльность клиента. У туроператора на это деньги есть. У него нет денег на дефолт, когда клиент тур оплатил, но услугу не получил. Однако страховка дефолты не покрывает, поскольку один бизнес не может нести ответственность за финансовые промахи или прямое мошенничество другого  бизнеса. В итоге казахстанский турист остается беззащитным в случае внезапного дефицита денег у очередной туристической компании.

Но когда наши граждане «застревают» в Турции, нервный срыв случается уже в правительстве, которое во избежание социального недовольства посылает за людьми борты ЧС. А после профильное министерство начинает в экстренном порядке искать «козлов отпущения» вместо того, чтобы раз и навсегда навести порядок на туристическом рынке, приведя законы о туристической деятельности в соответствие с реалиями  жизни.

С подачи АСК (Ассоциации страховщиков Казахстана) страховой рынок конкретизировал в текущем законодательстве ответственность страховой компании, не затронув по понятным причинам ответственности турфирм. В итоге получился разрыв.  И  без серьезной реформы закона о туристической деятельности вопрос страхования вряд ли будет решен.

Представители КТА согласились, что для операторов и агентов туристического рынка необходим более детальный подход к разграничению деятельности с учетом рисков и соответственно  индивидуальный подход к лицензированию и гарантированию.  Теперь мяч на их стороне представителей туристического рынка и на  поле Министерства по инновациям и развитию. Куда они его пнут дальше?

 

Источник: Allinsurance.kz