23
Сб, нояб

Как нам в ВТО стать конкурентоспособными

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию - безусловно знаковое событие, которое позволит с максимальной эффективностью использовать торговый потенциал нашей страны в эпоху глобализации. Однако при этом большое значение имеет также и защита местного рынка, включая рынок страховых услуг.

По мнению Ассоциации стра­ховщиков Казахстана (АСК), кон­курентоспособность отечествен­ного страхового рынка должна рассматриваться не только, и не столько с точки зрения масшта­бов бизнеса, размеров капитала и активов, но также и с позиции равных или эквивалентных регуля- торных требований.

Рассмотрим конкретно. В соот­ветствии с принятыми Республикой Казахстан условиями при вступле­нии в ВТО основными ограничени­ями по допуску на отечественный страховой рынок являются:

1)  на переходный период 5 лет со дня вступления в ВТО:

-   коммерческое присутствие разрешается только в форме юри­дического лица Республики Казах­стан путём создания акционерного общества.

2)  по истечении переходного периода коммерческое присутствие разрешено путём создания прямых филиалов, при этом Казахстан вправе предъявить следующие требования:

-   минимальная сумма сово­купных активов страховой органи­зации-нерезидента, подавшего за­явку на открытие филиала, должна быть не менее 5 млрд долл. США;
-   опыт работы у родительской страховой организации-нерези­дента по интересуемым классам страхования - не менее 10 лет;
-   текущая деятельность филиа­ла должна управляться как мини­мум двумя резидентами Республи­ки Казахстан.

Одним из ключевых аспектов предоставления качественной и конкурентной страховой защиты являются широкие возможности страховой организации по обеспе­чению перестраховочного покры­тия различных рисков. С момента вступления Казахстана в ВТО для нерезидентов может быть введено дополнительное ограничение по перестрахованию и ретроцессии. А именно: совокупный размер стра­ховых премий, уплаченных цеден­том перестраховочным организа­циям - нерезидентам Республики Казахстан за вычетом комиссион­ных, не должен превышать 85 % от совокупного размера страховых пре­мий, полученных цедентом (с учё­том уплаченных перестраховочным организациям) по завершении пол­ного финансового года. Аналогич­ное требование (ограничение)уже действует для страховых организа­ций-резидентов.

Ассоциация страховщиков Ка­захстана, исходя из текста принятых обязательств по ВТО, считает, что Казахстан не вправе будет при­нимать дополнительные требова­ния (ограничения)к нерезидентам по перестрахованию и ретроцес- сии, за исключением приведённо­го выше. Кроме того, по истечении 3 (трёх) лет с момента вступления в ВТО вышеуказанное ограничение по перестрахованию не будет при­меняться в отношении страхования следующих рисков:

-   рисков, связанных с услугами морского транспорта (за исключе­нием услуг каботажа);
-   запуском и фрахтом космиче­ских полётов (включая спутники);
-   риски по перевозке товаров, самих транспортных средств и от­ветственности.

Вследствие этого по истечении 3-х лет 5-летнего переходного периода дочерние (по ограниче­нию переходного периода - в виде акционерного общества) страховые организации - нерезиденты Респу­блики Казахстан не будут иметь никаких ограничений по перестра­хованию вышеуказанных рисков. Это будет являться дискриминаци­онным по отношению к страховым организациям - резидентам Респу­блики Казахстан при сохранении действующих требований по пе­рестрахованию для резидентов. Считаем необходимым отметить, что возможности перестрахования достаточно высоко оцениваются с точки зрения конкурентной борьбы за клиента, особенно в части кор­поративного страхования, посколь­ку инструмент перестрахования призван максимально обеспечить клиенту осуществление страховых выплат при наступлении страховых случаев (диверсификации рисков и защиты портфеля).

Как известно, Республика Казах­стан является транзитной страной по перевозке товаров (грузов) между Россией, Европой и Китаем. Вследствие чего отечественный страховой рынок имеет огромный потенциал в части развития сопут­ствующих этим перевозкам видов страховых продуктов. Однако возможность прямого страхования у нерезидентов указанных рисков сводит имеющийся потенциал практически к нулю.

По истечении же 5-летнего переходного периода, когда при­сутствие нерезидентов Республики Казахстан, возможно, будет в виде филиалов, указанные ограничения по перестрахованию для нерези­дентов не будут применимы для них по всему перечню страхуемых рисков. Республика Казахстан об­ладает правом применять опреде­лённые регулятивные требования к филиалам нерезидентов, однако, по мнению АСК, в части пере­страхования этому препятствует следующее:

-   под цедентом понимается отдельное юридическое лицо, кото­рым филиал не является;
-   обязательства Республики Казахстан по ВТО по неприменению дополнительных ограничений в этой части.

Любые же дополнительные ограничения, планируемые к внедрению Национальным Банком Республики Казахстан для стра­ховых организаций - резидентов Республики Казахстан по вопросам перестрахования рисков и ретро- цессии поставят их в ещё более невыгодные условия по сравнению с нерезидентами (в особенности с филиалами).

Далее, по истечении 5 лет Казахстан может предъявлять требования к прямым филиалам иностранных поставщиков страхо­вых услуг, такие как: требования по капитализации, отдельные гарантии и депозитные требования, другие требования платёжеспособ­ности, дебиторской отчётности, требований по публикации и по локализации технических резервов, по пределам платёжеспособности. Однако, по мнению АСК, предъяв­ление некоторых подобных требо­ваний (капитализации,гарантии и платёжеспособности) трудноосуще­ствимы, а остальные (требования по публикации, дебиторской отчёт­ности и локализации технических резервов) - просто не применимы к филиалам с практической точки зрения.

В дополнение к этому у АСК вы­зывают определённые опасения ус­ловия и ограничения по ВТО в части сопутствующих страхованию видов деятельности, таких как: страховое посредничество, консультационные и актуарные услуги, оценка риска и услуги по урегулированию претен­зий. Так, для посредников не пред­усмотрено ограничений по доступу на рынок по страхованию граж­данско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за пределы Республи­ки Казахстан (далее - ГПО ВТС). То есть агенты и брокеры иност­ранных страховщиков смогут без ограничений осуществлять про­дажи нашим гражданам страхо­вых полисов ГПО ВТС для выезда за границу, то есть реализовывать страховые полисы международ­ной системы «Зелёная карта». По консультационным и актуарным услугам, оценке рисков и услу­гам по урегулированию претензий практически нет никаких ограниче­ний, за исключением присутствия физических лиц. В этой связи главное - не допустить для нерези­дентов физических лиц каких-либо регуляторных преимуществ по сравнению с резидентами Респу­блики Казахстан.

Кроме того, в рамках евроазиат­ской интеграции (ЕАЭС) к 1 янва­ря 2022 года предполагается реали­зовать Соглашение о торговле услу­гами и инвестициях и Соглашение о создании условий для обеспечения свободного движения капитала, которые предусматривают направ­ления, гармонизацию националь­ных законодательств в финансовой сфере с целью формирования единого финансового рынка, вза­имного признания лицензий, обе­спечения недискриминационного доступа на финансовые рынки.

В этой связи необходимо выработать меры по развитию конкурентоспособности казах­станского страхового рынка, которые позволят укрепить по­зиции казахстанского страхового бизнеса, обеспечат объективные конкурентные преимущества и смогут повысить значимость страховой отрасли в экономике Республики Казахстан.

Для этого необходимо реали­зовать ряд мер:

Совершенствование регулиро­вания страховой отрасли Республи­ки Казахстан:

1. Устранение регулятивного арбитража с основным торговым партнёром Республики Казахстан - Российской Федерацией.
2. Выстраивание регулятивных тре­бований в соответствии с практикой Европейского союза и «Solvency II».
3. Увеличение казахстанско­го содержания через создание страховой и перестраховочной ёмкости национальными страховы­ми и перестраховочными пулами и либерализация требований для участников пула по платёжеспо­собности, размещению резервов и собственному удержанию.
4. Установление квалификаци­онных требований к руководящим работникам страховых компаний- нерезидентов (филиалов) в целях установления равных, недискрими­национных условий по сравнению с компаниями-резидентами.

По развитию инфраструктуры страхового рынка и саморегули­рования:

1. Передача части надзорных функций в саморегулирование на страховой рынок с закреплением обязательного членства в саморе­гулируемой организации (СРО) для резидентов и нерезидентов. Участие профессиональных саморегулируе­мых организаций в международных профессиональных организациях и системах страхования. Передача в СРО полномочий по обеспечению развития и функционирования ключевой инфраструктуры страхо­вого рынка (моторного бюро, базы данных, актуарно-статистического бюро и т. п.).
2. Осуществление регулятором надзорной функции за элементами инфраструктуры. Предоставле­ние участникам страхового рынка возможности выстраивать инфра­структурные институты без госу­дарственного участия в капитале на основе соблюдения разработанных регулятором требований (базу данных,систему гарантирования, процессы урегулирования убытков, решение споров, проведение акту­арных расчётов и обработку стати­стики, консалтинговые услуги).

Стимулы для развития отрасли:

1. Увеличение ёмкости стра­хового рынка и казахстанского содержания через оптимизацию существующих и введение новых классов вменённого и обязатель­ного страхования, развитие состра­хования и взаимного страхования с целью минимизации рисков профессиональной и отраслевой ответственности.
2. Установление требований по чёткому и неукоснительному со­блюдению действующих норм для субъектов предпринимательства, в том числе государственного и ква­зигосударственного сектора в части прямого страхования имуществен­ных интересов, расположенных на территории Республики Казахстан.
3. Разработка экономических стимулов, эквивалентных тем, которые присущи странам Всемир­ной торговой организации в целях развития страховой отрасли как инструмента социальной защиты, способа минимизации предприни­мательских, техногенных рисков и природных катастроф.

Учитывая изложенное, АСК считает, что в течение 5-летнего переходного периода отечествен­ный страховой рынок достаточно защищён, за исключением ри­сков регуляторного арбитража по прямому страхованию отдельных видов риска (через 3 года после вступления в ВТО) и перестрахо­ванию. По истечении 5 лет, когда присутствие в Республике Казахстан возможно будет в виде прямых фи­лиалов, АСК считает необходимым выработку концептуальных подхо­дов и механизмов регулирования и надзора за филиалами иностран­ных страховщиков в соответствии с принятыми Казахстаном обязатель­ствами по ВТО и на эквивалентных с резидентами условиях.

 

Ассоциация страховщиков Казахстана
Источник: Журнал «Рынок Страхования»