Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию - безусловно знаковое событие, которое позволит с максимальной эффективностью использовать торговый потенциал нашей страны в эпоху глобализации. Однако при этом большое значение имеет также и защита местного рынка, включая рынок страховых услуг.
По мнению Ассоциации страховщиков Казахстана (АСК), конкурентоспособность отечественного страхового рынка должна рассматриваться не только, и не столько с точки зрения масштабов бизнеса, размеров капитала и активов, но также и с позиции равных или эквивалентных регуля- торных требований.
Рассмотрим конкретно. В соответствии с принятыми Республикой Казахстан условиями при вступлении в ВТО основными ограничениями по допуску на отечественный страховой рынок являются:
1) на переходный период 5 лет со дня вступления в ВТО:
- коммерческое присутствие разрешается только в форме юридического лица Республики Казахстан путём создания акционерного общества.
2) по истечении переходного периода коммерческое присутствие разрешено путём создания прямых филиалов, при этом Казахстан вправе предъявить следующие требования:
- минимальная сумма совокупных активов страховой организации-нерезидента, подавшего заявку на открытие филиала, должна быть не менее 5 млрд долл. США;
- опыт работы у родительской страховой организации-нерезидента по интересуемым классам страхования - не менее 10 лет;
- текущая деятельность филиала должна управляться как минимум двумя резидентами Республики Казахстан.
Одним из ключевых аспектов предоставления качественной и конкурентной страховой защиты являются широкие возможности страховой организации по обеспечению перестраховочного покрытия различных рисков. С момента вступления Казахстана в ВТО для нерезидентов может быть введено дополнительное ограничение по перестрахованию и ретроцессии. А именно: совокупный размер страховых премий, уплаченных цедентом перестраховочным организациям - нерезидентам Республики Казахстан за вычетом комиссионных, не должен превышать 85 % от совокупного размера страховых премий, полученных цедентом (с учётом уплаченных перестраховочным организациям) по завершении полного финансового года. Аналогичное требование (ограничение)уже действует для страховых организаций-резидентов.
Ассоциация страховщиков Казахстана, исходя из текста принятых обязательств по ВТО, считает, что Казахстан не вправе будет принимать дополнительные требования (ограничения)к нерезидентам по перестрахованию и ретроцес- сии, за исключением приведённого выше. Кроме того, по истечении 3 (трёх) лет с момента вступления в ВТО вышеуказанное ограничение по перестрахованию не будет применяться в отношении страхования следующих рисков:
- рисков, связанных с услугами морского транспорта (за исключением услуг каботажа);
- запуском и фрахтом космических полётов (включая спутники);
- риски по перевозке товаров, самих транспортных средств и ответственности.
Вследствие этого по истечении 3-х лет 5-летнего переходного периода дочерние (по ограничению переходного периода - в виде акционерного общества) страховые организации - нерезиденты Республики Казахстан не будут иметь никаких ограничений по перестрахованию вышеуказанных рисков. Это будет являться дискриминационным по отношению к страховым организациям - резидентам Республики Казахстан при сохранении действующих требований по перестрахованию для резидентов. Считаем необходимым отметить, что возможности перестрахования достаточно высоко оцениваются с точки зрения конкурентной борьбы за клиента, особенно в части корпоративного страхования, поскольку инструмент перестрахования призван максимально обеспечить клиенту осуществление страховых выплат при наступлении страховых случаев (диверсификации рисков и защиты портфеля).
Как известно, Республика Казахстан является транзитной страной по перевозке товаров (грузов) между Россией, Европой и Китаем. Вследствие чего отечественный страховой рынок имеет огромный потенциал в части развития сопутствующих этим перевозкам видов страховых продуктов. Однако возможность прямого страхования у нерезидентов указанных рисков сводит имеющийся потенциал практически к нулю.
По истечении же 5-летнего переходного периода, когда присутствие нерезидентов Республики Казахстан, возможно, будет в виде филиалов, указанные ограничения по перестрахованию для нерезидентов не будут применимы для них по всему перечню страхуемых рисков. Республика Казахстан обладает правом применять определённые регулятивные требования к филиалам нерезидентов, однако, по мнению АСК, в части перестрахования этому препятствует следующее:
- под цедентом понимается отдельное юридическое лицо, которым филиал не является;
- обязательства Республики Казахстан по ВТО по неприменению дополнительных ограничений в этой части.
Любые же дополнительные ограничения, планируемые к внедрению Национальным Банком Республики Казахстан для страховых организаций - резидентов Республики Казахстан по вопросам перестрахования рисков и ретро- цессии поставят их в ещё более невыгодные условия по сравнению с нерезидентами (в особенности с филиалами).
Далее, по истечении 5 лет Казахстан может предъявлять требования к прямым филиалам иностранных поставщиков страховых услуг, такие как: требования по капитализации, отдельные гарантии и депозитные требования, другие требования платёжеспособности, дебиторской отчётности, требований по публикации и по локализации технических резервов, по пределам платёжеспособности. Однако, по мнению АСК, предъявление некоторых подобных требований (капитализации,гарантии и платёжеспособности) трудноосуществимы, а остальные (требования по публикации, дебиторской отчётности и локализации технических резервов) - просто не применимы к филиалам с практической точки зрения.
В дополнение к этому у АСК вызывают определённые опасения условия и ограничения по ВТО в части сопутствующих страхованию видов деятельности, таких как: страховое посредничество, консультационные и актуарные услуги, оценка риска и услуги по урегулированию претензий. Так, для посредников не предусмотрено ограничений по доступу на рынок по страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за пределы Республики Казахстан (далее - ГПО ВТС). То есть агенты и брокеры иностранных страховщиков смогут без ограничений осуществлять продажи нашим гражданам страховых полисов ГПО ВТС для выезда за границу, то есть реализовывать страховые полисы международной системы «Зелёная карта». По консультационным и актуарным услугам, оценке рисков и услугам по урегулированию претензий практически нет никаких ограничений, за исключением присутствия физических лиц. В этой связи главное - не допустить для нерезидентов физических лиц каких-либо регуляторных преимуществ по сравнению с резидентами Республики Казахстан.
Кроме того, в рамках евроазиатской интеграции (ЕАЭС) к 1 января 2022 года предполагается реализовать Соглашение о торговле услугами и инвестициях и Соглашение о создании условий для обеспечения свободного движения капитала, которые предусматривают направления, гармонизацию национальных законодательств в финансовой сфере с целью формирования единого финансового рынка, взаимного признания лицензий, обеспечения недискриминационного доступа на финансовые рынки.
В этой связи необходимо выработать меры по развитию конкурентоспособности казахстанского страхового рынка, которые позволят укрепить позиции казахстанского страхового бизнеса, обеспечат объективные конкурентные преимущества и смогут повысить значимость страховой отрасли в экономике Республики Казахстан.
Для этого необходимо реализовать ряд мер:
Совершенствование регулирования страховой отрасли Республики Казахстан:
1. Устранение регулятивного арбитража с основным торговым партнёром Республики Казахстан - Российской Федерацией.
2. Выстраивание регулятивных требований в соответствии с практикой Европейского союза и «Solvency II».
3. Увеличение казахстанского содержания через создание страховой и перестраховочной ёмкости национальными страховыми и перестраховочными пулами и либерализация требований для участников пула по платёжеспособности, размещению резервов и собственному удержанию.
4. Установление квалификационных требований к руководящим работникам страховых компаний- нерезидентов (филиалов) в целях установления равных, недискриминационных условий по сравнению с компаниями-резидентами.
По развитию инфраструктуры страхового рынка и саморегулирования:
1. Передача части надзорных функций в саморегулирование на страховой рынок с закреплением обязательного членства в саморегулируемой организации (СРО) для резидентов и нерезидентов. Участие профессиональных саморегулируемых организаций в международных профессиональных организациях и системах страхования. Передача в СРО полномочий по обеспечению развития и функционирования ключевой инфраструктуры страхового рынка (моторного бюро, базы данных, актуарно-статистического бюро и т. п.).
2. Осуществление регулятором надзорной функции за элементами инфраструктуры. Предоставление участникам страхового рынка возможности выстраивать инфраструктурные институты без государственного участия в капитале на основе соблюдения разработанных регулятором требований (базу данных,систему гарантирования, процессы урегулирования убытков, решение споров, проведение актуарных расчётов и обработку статистики, консалтинговые услуги).
Стимулы для развития отрасли:
1. Увеличение ёмкости страхового рынка и казахстанского содержания через оптимизацию существующих и введение новых классов вменённого и обязательного страхования, развитие сострахования и взаимного страхования с целью минимизации рисков профессиональной и отраслевой ответственности.
2. Установление требований по чёткому и неукоснительному соблюдению действующих норм для субъектов предпринимательства, в том числе государственного и квазигосударственного сектора в части прямого страхования имущественных интересов, расположенных на территории Республики Казахстан.
3. Разработка экономических стимулов, эквивалентных тем, которые присущи странам Всемирной торговой организации в целях развития страховой отрасли как инструмента социальной защиты, способа минимизации предпринимательских, техногенных рисков и природных катастроф.
Учитывая изложенное, АСК считает, что в течение 5-летнего переходного периода отечественный страховой рынок достаточно защищён, за исключением рисков регуляторного арбитража по прямому страхованию отдельных видов риска (через 3 года после вступления в ВТО) и перестрахованию. По истечении 5 лет, когда присутствие в Республике Казахстан возможно будет в виде прямых филиалов, АСК считает необходимым выработку концептуальных подходов и механизмов регулирования и надзора за филиалами иностранных страховщиков в соответствии с принятыми Казахстаном обязательствами по ВТО и на эквивалентных с резидентами условиях.
Ассоциация страховщиков Казахстана
Источник: Журнал «Рынок Страхования»