30
Вт, апр

Мы такие разные, но цель у нас одна

Процесс объединения Беларуси, России и Казахстана в Единое экономическое пространство вот уже несколько лет идёт полным ходом, но для страховых рынков «час Х», похоже, ещё не настал. Такая сложная сфера, как рынок страхования, требует особых подходов.

До взаимного признания лицензий страховых организаций дело дойдёт в самом ближайшем будущем (до 2025 года), а сейчас страховщики и регуляторы трёх стран в рамках Консультативного комитета по финансовым рынкам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) пытаются решить вопрос взаимного признания полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств на территории государств - участников ЕЭП как самого массового класса страхования, который к тому же для трёх стран является трансграничным.

3 октября в г. Москве прошло очередное заседание Консультативного комитета по финансовым рынкам ЕЭК, в повестке дня которого был рассмотрен этот вопрос.

Статистика и ещё раз статистика

В настоящее время в государствах - членах ЕЭП применяются различные подходы к определению размеров страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельца. Размеры страховых взносов установлены в каждом государстве - члене ЕЭП для её конкретной территории и дифференцированы для каждого конкретного типа транспортного средства с учётом его технических характеристик, степени риска и являются чётко рассчитанными на основании статистических данных, сложившихся в каждом из государств - членов ЕЭП.

Министерство финансов Республики Беларусь совместно с Белорусским бюро по транспортному страхованию проанализировало законодательство стран - участниц ЕЭП, устанавливающего размеры страховых взносов по обязательному страхованию в отношении транспортных средств (далее - ТС), наиболее часто используемых в дорожном движении на территории данных стран: легковых автомобилей, грузовых и грузопассажирских автомобилей, автобусов и мотоциклов.

Во всех странах - участницах ЕЭП по внутреннему страхованию установлены базовые размеры страховых взносов. К базовым страховым взносам применяются корректирующие коэффициенты в зависимости от существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Размеры базовых страховых взносов устанавливаются:

- в Республике Беларусь - в зависимости от марки, типа и технических характеристик ТС;
- в Российской Федерации - в зависимости от принадлежности, типа и технических характеристик ТС;
- в Республике Казахстан - исходя из размера 1,9 месячного расчётного показателя (МРП), используемого для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, расчёта налогов и других платежей, который применяется ко всем видам ТС.

 

В частности:

 

Тип ТС

Республика Беларусь, в зависимости от:

Российская Федерация в зависимости от:

Республика Казахстан исходя из:

 

Легковые

автомобили

- марки (ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич»,АЗЛК, ИЖ; ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ, иные марки ТС иностранного производства);

- рабочего объёма двигателя (куб. см);

- использование в качестве такси

- принадлежности юридическому или физическому лицу

размера 1,9 МРП

(далее - 1,9)

Грузовые и гру­зопассажирские автомобили

грузоподъёмности (тонн)

разрешённой максимальной массы

1,9

 

Мотоциклы

рабочего объёма двигателя (куб. см)

 

1,9

 

Автобусы

числа посадочных мест

числа пассажирских мест

1,9

 

 

В странах - участницах ЕЭП к размерам базовых страховых взносов применяются следующие корректирующие коэффициенты.

В Республике Беларусь исходя из:

- местонахождения (местожительства) страхователя;
- возраста и стажа вождения страхователя - физического лица;
- аварийности использования ТС (применяется класс аварийности по системе «бонус-малус»);

В Российской Федерации исходя из:

- срока страхования;
- территории преимущественного использования ТС;
- возраста и стажа водителя;
- количества лиц, допущенных к управлению ТС;
- технических характеристик ТС (мощность двигателя легкового "автомобиля);
- наличия или отсутствия страховых выплат;

В Республике Казахстан исходя из:

- срока страхования;
- территории регистрации ТС;
- возраста и стажа вождения физического лица;
- типа (категории) ТС;
- срока эксплуатации ТС;
- наличия страховых случаев по вине страхователя (применяется класс аварийности по системе «бонус-малус»);

Значения применяемых в странах - участницах ЕЭП корректирующих коэффициентов следующие:

Коэффициент

Республика Беларусь

Российская Федерация

Республика Казахстан

Срок страхования

 

от 0,2 до 1,0

n/N, где п - срок договора в днях,

N - кол-во дней в году

Местонахождение (местожительство) страхователя

от 0,8 до 1,5

-

-

Территория преимущественного использования ТС

-

от 0,6 до 2

-

Территория регистрации ТС

-

-

от 0,8 до 2,96

Возраст и стаж вождения страхователя (водителя, физического лица)

от 1,0 до 1,3 (1,0 - для юр. лиц)

от 1,0 до 1,8 (1,0 - для юр. лиц)

от 1,0 до1,1 (1,2 - для юр. лиц)

Количество лиц, допущенных к управлению ТС

-

от 1,0 до 1,8

-

Технические характеристики ТС (мощность двигателя легковых автомобилей)

 

от 0,6 до 1,6

 

Тип (категория) ТС

-

-

от 1,0 до 3,98

Срок эксплуатации ТС

-

-

от 1,0 до

Система «бонус-малус» (в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат по предыдущему договору обязательного страхования)

от 0,5 до 2

от 0,5 до 2,45

от 0,5 до 2,45

 

При этом корректирующие коэффициенты, учитывающие срок страхования, объём двигателя легковых автомобилей, тип ТС в Республике Беларусь учтены в размерах базового страхового взноса.

Таким образом, в настоящее время в странах - участницах ЕЭП применяются различные подходы к определению размеров страховых взносов по внутреннему страхованию. Данные размеры страховых взносов установлены в каждой стране - участнице ЕЭП для её конкретной территории и дифференцированы для каждого конкретного типа ТС с учётом его технических характеристик, степени риска и являются чётко рассчитанными на основании статистических данных, сложившихся в каждой из стран.

Что предлагают рынки

Республика Беларусь

Министерство финансов Республики Беларусь считает, что реализация механизма взаимного признания договоров внутреннего страхования без существенного увеличения размеров страховых взносов, которые позволили бы учесть расширение территории возможного использования ТС (Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан), не представляется возможным для всех стран - участниц ЕЭП. Например, в Республике Беларусь для обеспечения необходимого уровня страховых выплат на территории всех указанных стран потребуется увеличить размеры страховых взносов для всех автовладельцев в 2,5-3 раза.

В Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Казахстан в отношении ТС, зарегистрированных в иностранных государствах и въезжающих на территорию страны (пограничное страхование) устанавливаются размеры страховых взносов, как правило, более высокие, чем размеры страховых взносов, предусмотренные для резидентов страны. При этом по договорам пограничного страхования не предусматривается дифференциация исходя из страны регистрации въезжающего ТС.

Министерство финансов Республики Беларусь считает, что наиболее оптимальным будет дифференциация ТС (нерезидентов) по признаку «ТС, зарегистрированное в странах - участницах ЕЭП» и «ТС, зарегистрированное в странах, не входящих в ЕЭП», и установление для ТС, зарегистрированных в странах - участницах ЕЭП, понижающего коэффициента.

Республика Казахстан

Ассоциация страховщиков Казахстана предлагает разработку нового страхового продукта в рамках ЕЭП - обязательное страхование ответственности автовладельцев с покрытием на всей территории ЕЭП (далее - Единый полис ЕЭП). Этот продукт не отменяет местное законодательство ОГПО ВТС - ОСАГО, а даёт возможность страхователю сделать выбор между полисом для внутреннего использования и полисом с правом использования в странах ЕЭП, включая свою страну (с расширенной территорией покрытия). Новый страховой продукт предполагает:

- Разработку и принятие единой формы страхового полиса государств - членов ЕЭП (в идеале - переход на электронный полис);
- Единый лимит ответственности, соответствующий законодательным нормам страны пребывания;
- Привязку Единого полиса ЕЭП к транспортному средству;
- Информационное взаимодействие государств - членов ЕЭП: локальные базы данных, интегрированные между собой;
- Взаимодействие в рамках национальных моторных бюро с зачетом требований через клиринговый центр.

В рамках взаимного признания Единого полиса ЕЭП необходимо соблюдение следующих условий:

-  Наличие единого лимита ответственности для местного полиса и Единого полиса ЕЭП в рамках законодательства страны пребывания (страховой тариф каждая страна рассчитывает самостоятельно);
-  Регистрация данных Единого полиса ЕЭП в информационной базе данных;
- Требуется обязательное наличие национальных моторных бюро, причём его функции в разных странах могут быть возложены на уже имеющиеся структуры, которые будут представлять интересы страхователей-нерезидентов на территории страны пребывания;
- Единый полис ЕЭП действует на всей территории государств - членов ЕЭП, в соответствии со сроком действия до исчерпания лимита по Единому полису ЕЭП, по срокам легитимности полиса при въезде на территорию иностранного государства - члена ЕЭП действуют международные нормы, аналогичные нормам «Зелёной карты»;
- Привязка Единого полиса ЕЭП осуществляется исключительно к транспортному средству;
- В случае отсутствия Единого полиса ЕЭП (или окончания срока его действия) у нерезидента, ставшего виновником ДТП, национальное моторное бюро урегулирует убыток за нерезидента и выставляет регрессные требования в моторное бюро его страны;
- Взаимодействие страховщиков в рамках ЕЭП не образует единого фонда гарантирования (как, например, в Зелёной карте), а осуществляется на основе взаимного зачёта требований.

Позиция Ассоциации страховщиков Казахстана поддержана Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан.

Российская Федерация

В соответствии со страховыми тарифами действующими в Российской Федерации по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при расчёте страховой премии, размер страховой премии определяется в том числе с учётом коэффициента, который определяется территорией преимущественного использования транспортного средства. Для нерезидентов, временно въезжающих на территорию Российской Федерации, указанный коэффициент составляет 1,7. Центральный Банк России считает возможным для себя рассмотреть вопрос о дифференциации коэффициента для владельцев транспортных средств, зарегистрированных в государствах - членах ЕЭП, при ограничении страхового покрытия территорией конкретного субъекта Российской Федерации и наличия финансовых гарантий исполнения обязательств перед потерпевшими в случае совершения дорожно-транспортного происшествия за пределами данной территории.

Евразийская экономическая комиссия

Обобщив предложения стран - участниц ЕЭП, Консультативный комитет по финансовым рынкам ЕЭК предлагает следующие схемы для реализации механизма взаимного признания полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств на территории государств - членов ЕЭП:

  1. Дифференциация транспортных средств (нерезидентов) по признаку «Транспортное средство, зарегистрированное в государствах - членах ЕЭП» и «Транспортное средство, зарегистрированное в странах, не входящих в ЕЭП» и установление для транспортного средства, которое зарегистрировано в государствах - членах ЕЭП, понижающего коэффициента.
  2. Разработка нового страхового продукта в рамках ЕЭП - обязательное страхование ответственности автовладельца с покрытием территории ЕЭП, который позволит страхователю сделать выбор между полисом для внутреннего использования и полисом с правом использования в государствах - членах ЕЭП, включая свою страну (с расширенной территорией покрытия).

Несмотря на то, что каждая из сторон рассмотрела для себя вопрос реализации механизма о взаимном признании полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств на территории государств - членов ЕЭП, основные выводы России и Беларуси все-таки связаны с тарифной политикой в рамках этого класса страхования. Но кроме тарифов важны ещё и механизмы взаимодействия трёх стран. Также для понимания вопроса о том, каковы же должны быть ценовые преференции по стоимости страховых полисов для автовладельцев стран - участниц ЕЭП, необходимо провести более детальные расчёты, которые должны учитывать множество параметров и статистических данных. Именно поэтому Ассоциация страховщиков Казахстана выступила с предложением о создании рабочей группы в рамках ЕЭК по вопросу более детального изучения вопроса об организации механизма взаимного признания полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств на территории государств - членов ЕЭП. Это предложение поддержали все участники переговорного процесса, поэтому в ближайшее время состав рабочей группы, в которую войдут представители финансовых регуляторов и профессионального страхового сообщества, будет сформирован и рабочая группа начнёт свою работу.

 

 

Источник: Журнал «Рынок Страхования»