03
Пт, мая

Рынок страхования автовладельцев может вырасти

За год объем премий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспорта увеличился на 1,5%. Как отмечают страховщики, темпы роста премий могли быть более ощутимы, если бы тарифы по приграничному страхованию приблизились к российским.

В 2011 году в рамках обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспорта страховщики собрали премий на сумму 27,5 млрд тенге, в 2012 году – 27,9 млрд тенге. В АО СК «Нефтяная страховая компания» незначительные темпы роста премий объясняют тем, что количество застрахованных автолюбителей в Казахстане практически не увеличивается. В то же время в компании уточнили, что доля водителей, не имеющих данную страховку, пока достаточна высока.

Игроки страхового рынка пояснили, что на размер страховой премии заметное влияние оказывает система «бонус-малус». «Большинство водителей при приобретении полиса пользуются системой «бонус-малус», которая изменяет размер страховой премии в зависимости от истории страховых случаев. Если водитель ранее не совершал аварий, стоимость страховки может снизиться на 5%», – проинформировал Жаркын Альжанов, председатель правления «Нефтяной страховой компании».

Между тем, как отмечают страховщики, естественный прирост премий по обязательному страхованию ответственности автовладельцев объясняется индексацией минимального расчетного показателя (МРП). «Ежегодно размер МРП в среднем увеличивается на 7%. Так, стоимость обязательной автостраховки для водителя при отсутствии аварий в предыдущие годы ежегодно вырастет лишь на 2%», – уточнил г-н Альжанов.

В АО СК «Лондон-Алматы» обращают внимание, что по количеству заключенных договоров в рамках обязательного страхования ответственности владельцев транспорта наблюдается достаточно ощутимый прирост – 21,6%. По словам Улана Апсалямова, андеррайтера СК «Лондон-Алматы», эта тенденция объясняется увеличением количества мототранспорта и прицепов. При этом, как пояснил страховщик, размер премии по данным категориям транспортных средств ниже, чем по легковому транспорту. «Также увеличилось количество временно въезжающего в Казахстан транспорта. В частности, возросло количество договоров страхования, включающих страхование нескольких видов транспорта, и полисов с периодом покрытия меньше 12 месяцев», – подчеркивает г-н Апсалямов.

 

Объем премий может вырасти на 10%

Объем премий по обязательному страхованию ответственности автовладельцев, по самым пессимистичным прогнозам, может увеличиться на 3%. «Размер премий по данному виду страхования остается практически на том же уровне, поскольку явных предпосылок для роста пока нет. Предположительно объем премий по обязательному страхованию ответственности автовладельцев в 2013 году увеличится на 3-4%. Не исключено, что темпы роста этого рынка могут быть выше, если будет наблюдаться увеличение спроса на автокредитование», – считает Владимир Акентьев, первый заместитель председателя правления АО СК «Коммеск-Өмір».

В АО СК «Казкоммерц-полис» дают более оптимистичные прогнозы. «Мы прогнозируем прирост данного класса страхования до 10%. Преимущественно прирост прогнозируется также за счет роста размера МРП в 2013 году и за счет увеличения количества транспортных средств порядка на 370 тыс. Также на тенденцию роста рынка обязательного страхования ответственности автовладельцев может повлиять внутренняя миграция. Так, переезд из районов в города, из областных городов в столицы влечет за собой удорожание страховых полисов», – аргументировала свою позицию Наталья Ананьева, директор департамента маркетинга и связей с общественностью «Казкоммерц-полис».

В АО СК «НОМАД Иншуранс» считают, если в Казахстане тарифы по приграничному страхованию будут повышены, можно будет говорить о более значительном росте объемов премий. «Рассматривая рынок обязательного страхования ответственности владельцев транспорта, необходимо учитывать приграничное страхование. В настоящее время тарифы по данному виду страхования в Казахстане примерно в 7 раз ниже, чем тарифы в России. То есть казахстанский рынок обязательного страхования ответственности автовладельцев недополучает около 20%», – аргументировала свою позицию Ирина Роздина, заместитель председателя правления СК «НОМАД Иншуранс».

 

Размер премии в регионах значительно ниже

Средний размер премии по обязательному страхованию ответственности автовладельцев в регионах может быть более чем в 3 раза ниже, чем в Алматы и Астане. Например, по данным СК «НОМАД Иншуранс», средняя премия по городу Алматы в 2012 году составила 20 968 тенге, в Жамбылской области – 6 375 тенге. В 2012 году средняя страховая премия по Казахстану была на уровне 10 580 тенге. Согласно данным компании, по сравнению с 2011 годом средняя премия по обязательному страхованию ответственности автовладельцев увеличилась на 6,9%. Отметим, что представлены усредненные данные по размеру премии по легковому транспорту, по всем категориям водителей и возрасту транспорта, без учета льгот и системы «бонус-малус».

Если же рассматривать средний размер страховой премии в рамках отдельно взятой компании, то он не превышает 16 тыс. тенге. Так, в АО СК «Сентрас Иншуранс» в 2011 году средняя премия по обязательному страхованию ответственности владельцев транспорта в рамках договора составила 9 685 тенге, в 2012 году – 9 109 тенге.

В «Нефтяной страховой компании» средний размер премии по данному виду страхования значительно ниже. В 2011 году размер премии у этого страховщика составил 6 663 тенге, в 2012 году – 6 636 тенге. При этом в «Нефтяной страховой компании» обратили внимание, что значительная часть сборов по обязательному автострахованию приходится на регионы – более 50%. Так, в компании напомнили, что стоимость полиса автострахования в Алматы существенно выше, чем в других регионах.

«Самый высокий коэффициент по страховому тарифу установлен для жителей Алматы, где средняя стоимость полиса в 2012 году составила около 16 700 тенге. Далее следуют Астана и другие регионы. Самая низкая стоимость полисов установлена для жителей Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей. В 2012 году она составила около 5 тыс. тенге», – уточнил г-н Альжанов.

В «Казкоммерц-полис» средний размер премии по обязательному страхованию ответственности автовладельцев в 2011 году составил 5 540 тенге, в 2012 году – 5 266 тенге. Как пояснила г-жа Ананьева, незначительное снижение размера страховой премии по компании в 2012 году является следствием роста количества страхователей в регионах.

В СК «Лондон-Алматы» средний размер премии в 2011 году не превысил 12 751 тенге, в 2012 году – 15 016 тенге. «Рост средней премии по обязательному страхованию ответственности владельцев транспорта произошел за счет увеличения количества юридических лиц в портфеле компании, а также за счет увеличения МРП. Так, если в 2011 году МРП составлял 1512 тенге, в 2012 – 1618 тенге», – уточнил г-н Апсалямов.

В «Коммеск-Өмір» средний размер премии по обязательному страхованию ответственности владельцев транспорта в 2011 году составил 10 090 тенге, в 2012 году – 11 099 тенге.

 

Рост автопарка дорогих машин ведет к убыточности

Как отмечает г-н Акентьев, на рынке страхования ответственности владельцев транспорта продолжается тенденция роста убыточности. «В частности, в 2012 году убыточность составила 32,9%, за 5 месяцев 2013 года – 34,9%. На повышение убыточности помимо ежегодного роста стоимости ремонтных работ и запасных частей влияет увеличение автопарка, в том числе дорогих машин. Соответственно происходит удорожание стоимости ремонта автомобилей при ДТП, а также рост аварийности», – подчеркнул страховщик.

В «Коммеск-Өмір» придерживаются мнения, что в 2013 году должно увеличиться количество выплат по прямому урегулированию ДТП. То есть когда в рамках обязательного страхования ответственности автовладельцев застрахованный имеет право получить страховую выплату в своей страховой компании, а не только в компании виновника ДТП.

При этом страховщики сходятся во мнении, что в 2013 году игроки страхового рынка будут ориентироваться на дистанционные каналы продаж. Как отметили в СК «Сентрас Иншуранс», многие розничные страховые компании в сегменте обязательного страхования ответственности транспорта стали уходить от агентских продаж, становятся популярными интернет-продажи. Г-н Акентьев считает, что в 2013 году интернет-продажи будут расти, в том числе за счет партнерства с купонными сервисами, а также в связи с созданием единого процессингового центра.

Рынок обязательного страхования, учитывая гарантированное поступление премий в страховую компанию, является достаточно конкурентным. Как отмечают страховщики, в настоящее время компании постепенно уходят от ценового демпинга и активно используют маркетинговые ходы.

«Раньше страховщики для быстрого наращивания рыночной доли применяли открытый демпинг, незаконно предоставляли огромные скидки. Такой политики придерживалась компания «Алтын-Полис». Сейчас конкуренция переходит на уровень более качественного обслуживания. Увеличивается скорость рассмотрения документов, осуществления страховых выплат, предпродажных консультаций», – считают в «Нефтяной страховой компании».

Г-н Альжанов подчеркнул, что розничные компании для привлечения клиентов предлагают всевозможные бонусы в виде подарков, например, подарочные программы страхования. По его словам, это может быть страховка от несчастного случая водителя, либо лимитированная программа добровольного автострахования.

 

Капитал.kz