В соответствии с правилами дорожного движения водитель при управлении автотранспортом должен быть пристегнут ремнём безопасности и не должен перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями. Пассажиры должны быть пристегнуты не только на переднем, но и на заднем сидении автомобиля.
Многочисленные исследования различными институтами, центрами безопасности и лабораториями последствий столкновений автомобилей позволили сделать вывод, что при использовании ремней безопасности в сложных условиях смертельных исходов в 2 раза меньше, а для людей, выброшенных из автомобиля, вероятность погибнуть в 40–50 раз больше, чем для оставшихся в машине.
Также 80 % водителей и пассажиров, которые пользовались ремнём безопасности, попав в ДТП, не получили никаких ранений, применение ремней безопасности способствует сокращению числа ДТП с тяжёлыми травмами и смертельным исходом на 60 - 80 %, а с менее тяжелыми - на 40 - 60 %.
Казалось бы, после такой печальной статистики уже никого не надо убеждать в необходимости использования ремней безопасности. Тем не менее по итогам социального опроса, проведённого Комитетом дорожной полиции, в котором участвовали 1200 казахстанских автовладельцев, показали, что 4 % опрошенных ремень пристегивают только во время загородных поездок, 6 % используют его только при виде сотрудников дорожной полиции, 3 % средствами безопасности пользуются нерегулярно, а 5 % опрошенных указали, что не используют его совсем. Таким образом, лишь 82 % автолюбителей регулярно используют ремни безопасности, остальные автовладельцы просто пренебрегают этим средством защиты.
Конструкторы ни на день не прекращают работу по совершенствованию ремней безопасности, но только сам водитель или пассажир может максимально обезопасить себя от печальных последствий аварии, используя это средство защиты. Казахстанским законодательством предусмотрено обязательное использование ремней безопасности, и даже предусмотрен административный штраф за нарушение, но как проконтролировать исполнение предписанной законом нормы, и особенно в тёмное время суток, когда водителя в салоне автомобиля практически не видно?
Оказывается, надёжный способ есть! 25 декабря 2012 года Комитетом по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан зарегистрирован патент № 894 на полезную модель ремня безопасности транспортного средства, который изготовлен с использованием светоотражающего покрытия для идентификации использования ремня безопасности в тёмное время суток, – своего рода «маяк безопасности».
Также предусмотрено использование специальных светоотражающих полос и чехла, которые легко крепятся на стандартный ремень безопасности. Союз водителей Казахстана поддержал внедрение данного изобретения как эффективного средства контроля безопасности водителей. По мнению руководства комитета дорожной полиции, это полезное изобретение позволит определять нарушителей правил дорожного движения, которые управляют транспортным средством без ремня безопасности. К тому же если страховые компании будут вместе с полисом обязательного страхования выдавать своим клиентам такой «маячок», то можно будет также определять и автовладельцев, которые разъезжают без страховых полисов. Двойная выгода и польза для всех!
По вопросам использования изобретения можно связаться с правообладателем Дианой Аубакир, e-mail:
Журнал «Рынок страхования», Май 2013 г.