Хронология создания Единого экономического пространства
9 декабря 2010 г. Президентами Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации была подписана Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Подписание этого документа обеспечило движение к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства.
Амирбек САНКУБАЕВ, начальник отдела финансовых рынков департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии |
18 ноября 2011 г. подписана Декларация о евразийской экономической интеграции, которая закрепила стремление к 1 января 2015 года завершить кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также создание на этой основе Евразийского экономического пространства.
19 марта 2012 г. заявлением трёх Президентов были подтверждены намерения о создании Евразийского экономического союза к 2015 году.
На сегодняшний день в основе ЕЭП - 17 базовых Соглашений, которые регулируют различные сферы экономики. Для финансового рынка предусмотрены 3 соглашения: о согласованных принципах валютной политики, о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, о торговле услугами и инвестициях в государствах - членах ЕЭП.
Структурная основа и задачи Единого экономического пространства
В основу Единого экономического пространства и Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России заложены основные принципы:
- Реализация «четырёх свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы;
- Гармонизация и унификация норм хозяйственного регулирования в ключевых сферах (в области конкуренции, субсидирования, государственных закупок, технического регулирования, деятельности субъектов естественных монополий, защиты интеллектуальной собственности и др.;
- Проведение согласованной макроэкономической и валютной политики;
- Формирование интегрированных отраслевых рынков.
Для реализации основных задач была создана Евразийская экономическая комиссия - наднациональный регулирующий орган, функционирование которого осуществляется по принципу коллегиальности: кандидатуры членов Коллегии (министров) утверждаются тремя Президентами государств - участников Таможенного союза, решения Коллегии принимаются квалифицированным большинством, решения Совета принимаются консенсусом. Наднациональный регулирующий орган независим от Правительств Сторон и действует в интересах Сообщества в целом.
В компетенцию Евразийской экономической комиссии входит:
- Реализация переданных государственных функций в определённых нормативно-правовой базой ТС- и ЕЭП-сфере;
- Осуществление мониторинга и контроля за исполнением международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства;
- Осуществление мониторинга и контроля за исполнением международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства
Каждый министр Коллегии выполняет определённые функции, и перед ним ставятся соответствующие задачи. Член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике обеспечивает реализацию функций Евразийской экономической комиссии, в том числе и в сфере финансов: предпринимательской деятельности и инвестиций, финансовых рынков, валютной политики, банковской сфере, рынка ценных бумаг, страхования, таможенных пошлин и налоговой политики.
При Евразийской экономической комиссии созданы порядка двадцати консультативных комитетов по различным вопросам, в том числе и по финансовым рынкам. В рамках Консультативного комитета по финансовым рынкам принято решение о создании двух рабочих групп из числа представителей уполномоченных органов по регулированию и надзору финансовых рынков и из числа представителей бизнес-сообществ в форме профессиональных ассоциаций и союзов. Данный Консультативный комитет призван стать площадкой для обсуждения всех принимаемых решений в рамках ЕЭП по вопросам финансовых рынков. Консультативным комитетом по финансовым рынкам были рассмотрены проекты двух соглашений в сфере финансовых рынков, которые планируется принять до конца 2013 года.
Базовые соглашения в финансовой сфере
Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - членах Единого экономического пространства определяет три этапа:
• К 31 декабря 2013 года - заключение Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках в сфере требований и условий выдачи лицензии на осуществление финансовых услуг;
• К 2015 году - рассмотрение сторонами возможности создания и функционирования наднационального органа по регулированию финансового рынка ЕЭП;
• К 1 января 2020 года - завершение процессов гармонизации национальных законодательств в области финансовых услуг и взаимного признания лицензий.
В целях реализации базовых соглашений до конца 2013 года планируется заключение Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках в сфере требований и условий выдачи лицензии на осуществление финансовых услуг, Соглашения об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, государствами - участниками Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.
Вопросы гармонизации законодательства были разделены на три этапа:
1. Вопросы краткосрочной перспективы до 31 декабря 2015 года.
Основным вопросом этого периода является проработка механизмов создания наднационального органа по регулированию финансового рынка. И уже есть предварительное решение о том, что этот орган территориально будет располагаться в Республике Казахстан - в городе Алматы. Кроме того, предусматривается работа по гармонизации норм законодательства в отношении: использования единой терминологии, понятия участников финансового рынка и их юридического статуса, требований к профессиональной квалификации и деловой репутации руководящих работников и отдельных участников финансового рынка, требований к эмитенту и ценным бумагам, допускаемым к торгам, и раскрытию информации о них на организованном рынке, требований к участникам торгов, законодательства по защите прав потребителей финансовых услуг
2. Вопросы среднесрочной перспективы до 31 декабря 2017 года.
В основном вопросы этого периода коснутся регуляторных требований. В частности, будет рассмотрена возможность размещения и обращения ценных бумаг эмитентов Сторон на территории ЕЭП. Также будет проработано направление по гармонизации лицензионных требований, в том числе в отношении: порядка и условий создания участников финансового рынка, порядка и условий выдачи или отказа в выдаче лицензий, оснований для её отзыва, приостановления и ограничения, требований, предъявляемых к деятельности участника финансового рынка, требования к финансовой устойчивости и достаточности собственного капитала участника финансового рынка, порядка и условий раскрытия информации участниками финансового рынка, требований, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
3. Вопросы долгосрочной перспективы до 31 декабря 2019 года.
В большей степени вопросы долгосрочной перспективы являются обсуждаемыми и дискуссионными, поскольку касаются гармонизации порядка осуществления надзора, в том числе в отношении: порядка осуществления уполномоченными органами каждой из сторон надзора за деятельностью участников финансового рынка, порядка, процедуры и условий ликвидации или реорганизации (в том числе принудительной) участников финансового рынка, порядка и условий применения санкций, перечня правонарушений на финансовом рынке, правил бухгалтерского учёта и осуществления аудиторских проверок в соответствии с МСФО и международными стандартами аудита.
Соглашение об обмене информацией
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в некоторых секторах договорённости об обмене конфиденциальной информацией уже есть в виде меморандумов о взаимопонимании и ряд соглашений об обмене информацией. Особенность подготовленного соглашения состоит в том, что оно будет охватывать обмен как общей, так и конфиденциальной информацией, а также взаимные консультации.
Обмен доступной информацией:
- Предполагает размещение информации уполномоченными органами Сторон на их официальных вэб-сайтах, сбор и размещение сводной информации на официальном вэб-сайте Комиссии, а также взаимные консультации между уполномоченными органами.
Цель получения информации:
- Инвесторам - оценить открытость рынка и инвестиционную привлекательность
государственным органам - оценить степень гармонизации законодательств государств - участников ЕЭП;
-Комиссии - оценить степень интегрированности рынков, мониторинг.
Перечень доступной информации:
-О количестве финансовых организаций, в том числе сведения о выданных лицензиях и (или) разрешениях
- О зарегистрированных трансграничных организациях государств - членов ЕЭП в разрезе финансовых рынков с указанием наименования трансграничной организации (по типам выданных лицензий);
- О проектах нормативных правовых актов;
В разрезе секторов:
- О сфере банковских услуг - активах, обязательствах, собственном капитале банков в целом, в том числе трансграничных организаций;
- О сфере страховых услуг - активах, обязательствах, собственном капитале, страховых резервах, страховых премиях, страховых выплатах страховых организаций в целом по рынку, в том числе трансграничных организаций;
- О рынке ценных бумаг - количестве и объёме сделок по ценным бумагам эмитентов государств Сторон, допущенных к обращению на организованных рынках других государств Сторон.
Взаимные консультации предполагают:
- Информирование о законодательстве государств Сторон в сфере регулирования и (или) надзора и (или) контроля финансового рынка и финансовых организаций, а также направлений гармонизации законодательств государств Сторон;
- Развитие систем защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, включая вопросы гарантирования вкладов, страховых выплат;
- Обмен информацией в правоприменительной практике государств Сторон;
- Содействие в организации семинаров, квалификационных курсов, рабочих встреч с целью улучшения технических навыков и квалификации работников Сторон;
- Выявление и оценка рисков государств Сторон в целом и в деятельности отдельных финансовых организаций, совершенствование требований к организации систем управления рисками;
- Содействие повышению финансовой грамотности населения, а также организация и совершенствование института финансового омбудсмена;
- Совершенствование требований к квалификации и деловой репутации руководящих работников финансовых организаций.
Обмен конфиденциальной информацией:
- Обмен конфиденциальной информацией в письменной форме, а также (по договоренности) в форме очных консультаций и электронной форме по защищённым каналам связи, направление письменного запроса, регламентацию сроков исполнения запросов и отказа в их исполнении.
Цель обмена информацией:
- Углубление интеграционных процессов;
- Обеспечение прозрачности финансовых рынков государств-участников ЕЭП;
- Осуществление надзора на консолидированной основе.
Помощь в обмене информацией, включая следующие вопросы:
- Выдачу разрешений или лицензий трансграничным организациям;
- Предоставление сведений об участниках (акционерах) родительской финансовой организации, трансграничной организации либо о других аффилированных лицах;
- Надзор и (или) контроль за деятельностью финансовых организаций, мониторинг соблюдения ими пруденциальных нормативов;
- Обмен информацией о проведённых проверках и их результатах;
- Применение в отношении родительской финансовой организации, трансграничной организации либо лиц, занимающих в них руководящие должности, мер воздействия и санкций;
- Обеспечение соблюдения или мониторинга соблюдения законодательства государств Сторон финансовыми организациями, в том числе эмитентами ценных бумаг в отношении раскрытия информации;
- Обмен информацией в области трансграничного перестрахования, а также совершение трансграничных операций на страховых рынках государств Сторон.
Законотворческий процесс в рамках ЕЭП представляет собой довольно трудную задачу, и успех ёе решения во многом будет зависеть от активности участников финансовых рынков в выработке предложений и обсуждении проектов нормативных актов.