20
Ср, нояб

Трансграничное страхование к 2015 году планируется сделать дешевле для граждан РК

К 2015 году в странах ТС должен быть единый страховой рынок. Одна из проблем, которую предстоит решить, лежит в трансграничном страховании: тарифы по автострахованию для граждан Казахстана и России, въезжающих в страны друг друга, различаются в 30-60 раз.

Сегодня уже запущен процесс создания единого страхового рынка в рамках Таможенного союза. И первым проектом этого направления должно стать беспрепятственное трансграничное страхование, которое пока создает ряд проблем для граждан при пересечении границ государств-стран ТС. Президент Евразийского конгресса страховых организаций (ЕКСО) и председатель совета директоров ОСАО «РЕСО-Гарантия» Сергей Саркисов рассказал, что до 2019 года должна быть закончена работа по гармонизации законодательств трех стран в создании единого финансового рынка, а уже к 2015 планируется интегрировать страховые рынки стран ТС.

Председатель совета директоров АО «НСК» Тлек Альжанов подчеркнул важность ликвидации серьезного дифференциала в тарифах страхования россиян, въезжающих в Казахстан, и казахстанцев, въезжающих в Россию. От этого, по его словам, будут выгоды гражданам РК. «При въезде в Россию наш гражданин платит порядка 15 тыс. тенге за страхование автотранспорта, а гражданин РФ, на тех же условиях пересекающий границу Казахстана, отчисляет страховую премию в размере порядка 250 тенге», - отметил г-н Альжанов. Он рассказал, что уже начат процесс обсуждения закона о приграничном страховании, есть определенные поправки, и согласованно предстоит сделать единый тариф. «Думаю, что со временем будем ездить по единому полису между странами ТС», -  выразил надежды собеседник. Член Ассоциации страховщиков Казахстана Сергей Лаврентьев рассказал kursiv.kz, что сейчас ведутся расчеты и оценки вариантов, чтобы добиться признания казахстанских страховых полисов в России. «Причем речь не просто о номинальном признании, а чтобы наши компании имели финансовую возможность ответить по страховому событию, которое может совершить в России водитель из РК», - пояснил он.

В СК «Коммеск-Омир» различие в тарифах на страхование въезжающих в РФ и РК объяснили различным ценообразованием. Если размер страховой премии ОСАГО для временно въезжающих в РФ зависит от мощности двигателя автомобиля, его типа и срока пребывания транспорта в стране (не менее 5 дней), то в Казахстане  размер страховой премии  для временно въезжающих в РК   рассчитывается немного иначе. Он зависит от следующих показателей : типа авто, возраста/стажа вождения (физ.лица), срока эксплуатации транспорта и срока пребывания в стране (также не менее 5 дней). Зампред правления по развитию бизнеса СК «Коммеск-Омир» Олег Ханин рассказал kursiv.kz  что если россиянин въезжает в РК, и тарифы вырастут, то для страховых компаний это будет выгодно. А если подешевеют тарифы для въезжающих в Россию казахстанцев, то это будет менее выгодно российским страховщикам.

Сергей Саркисов решением проблемы с различием в тарифах автострахования видит создание некоего аддендума, или приложения к страховке. Смысл в том, чтобы гражданин РК при выезде в Россию со своей страховкой дополнительно приобретал приложение к полису, которое сделает его действительным на территории России. По его мнению, на текущий момент это оптимальный алгоритм удешевления страхования для въезжающий в Россию граждан РК, который позволит лишний раз не закладывать в тариф ОГПО ВТС действие казахстанской страховки на территории России.

Член Ассоциации страховщиков Казахстана Сергей Лаврентьев считает, что такой аддендум к страховке допустим на каком-то первичном, переходном этапе. «Конечной целью все равно должна быть ситуация, когда казахстанский полис действителен за рубежом», - поделился с kursiv.kz мнением собеседник. Но, по его словам, ключевым вопросом также остается определение лимитов ответственности, для сведения их к общему знаменателю.  «Сейчас мы ведем расчеты, чтобы понять, нужно ли что-то менять в наших тарифах, или можно допустить, чтобы с иностранными полисами ездили по казахстанским дорогам. Причем в этих переговорах со стороны Казахстана препятствий нет, поскольку в РФ дороже и у них лимиты больше. Но допустит ли Россия гражданина РК с казахстанским полисом на свои дороги?», - рассуждает Сергей Лаврентьев. Собеседник убежден, что нужно сближаться к единому лимиту. «Иначе, почему при одинаковом страховом случае  казахстанский водитель получает одну сумму, а российский – другую, большую? Вполне может быть, что в итоге будет общий лимит ответственности, и примерно уровняются премии, но не факт что они будут одинаковыми», предполагает он. Г-н Лаврентьев напомнил, что и премии, и лимиты пока выше в России.

Сергей Лаврентьев также ожидает от интеграции в ТС сближения тарифов по добровольному автострахованию (КАСКО) в РФ и РК. Но первым делом, по его мнению, сблизятся тарифы по обязательному страхованию. Отчасти разница в тарифах на КАСКО в России и Казахстане объясняется такими параметрами, как стиль езды, качество дорог, а также учитывается региональная составляющая.

Но в Казахстане, по словам Олега Ханина, страхование КАСКО дешевле, чем в России. Следовательно, сближение тарифов по этому направлению может быть выгодным для казахстанских страховщиков, но не для водителей. Относительно низкую популярность добровольного автострахования в РК г-н Ханин  объясняет тем, что СК несколько «избаловали» страхователей, когда к полису обязательного  страхования предлагали бесплатно или за незначительную сумму  частичную страховку КАСКО (т.н. «обоюдка»).

«И клиенты не могут пока перейти осознанно от этой «обоюдки» к полноценному АвтоКАСКО. При том, что у нас тарифы колеблются от 1,5 до 4% в зависимости от покрываемых рисков, в то время как в России стоимость такой страховки начинается уже от 4% и выше», - рассказал зампред правления СК «Коммеск-Омир». Отчасти более дорогую стоимость КАСКО в России собеседник объяснил более налаженным сервисом. «В России  есть масса сервисных центров, аккредитованных самими страховыми компаниями. Приезжает аварийный комиссар, определяет степень виновности каждого из участников ДТП, и оттуда же с помощью эвакуатора отправляет авто на авторизованную станцию ремонта. И выплата осуществляется не клиенту на руки, а напрямую тому СТО, которое восстанавливает застрахованное авто», - рассказал г-н Ханин, отметив, что в целом развитость такой инфраструктуры по Казахстану пока еще недостаточна.