Компании по-прежнему – основные потребители медстрахования.
По сравнению с 2011 годом объем премий по медицинскому страхованию увеличился на треть. В то же время пока основной спрос приходится на корпоративных клиентов, доля которых в портфеле медицинского страхования может доходить до 99%. Однако, несмотря на убыточность данного вида страхования, конкурентная борьба на этом рынке продолжается. Так, некоторые страховщики для наращивания своей клиентской базы идут на демпинг.
В 2012 году объем премий по медицинскому страхованию превысил 16,5 млрд тенге. За год этот рынок вырос на 33,1%. Так, В 2011 году объем премий по договорам на случай болезни едва превышал отмету 12,4 млрд тенге.
В АО МСК «Архимедес Казахстан» увеличение объема премий по медицинскому страхованию объясняют преимущественно повышением цен на страховые полисы. «Также в структуре медицинского страхования опережающими темпами росло страхование людей, выезжающих за рубеж. Это произошло в связи с ужесточением требований к наличию такого страхования со стороны других государств», – отмечает Ляззат Буранбаева, председатель правления «Архимедес Казахстан».
По прогнозам г-жи Буранбаевой, в 2013 году темпы роста премий могут снизиться. В частности, это может произойти из-за падения темпов роста медицинской инфляции. А также вследствие сокращения клиентской базы из-за реструктуризации в пенсионном и банковском секторах.
Отметим, что в 2012 году доля топ-10 страховых компаний по объему премий, принятых по договорам медицинского страхования, превысила более 87% от общего объема премий в рамках договоров на случай болезни.
Так, в 2012 году наибольший объем премий по медицинскому страхованию приходился на АО СК «Халык-Казахинстрах» – 4 млрд тенге. Вторая строчка рэнкинга закрепилась за АО «КК ЗиМС «Интертич» – 2,4 млрд тенге, третье место – АО СК «Евразия» – 1,7 млрд тенге.
Как пояснили в «Архимедес Казахстан», средний размер премии по медицинскому страхованию может колебаться в пределах от 60 тыс. тенге до 90 тыс. тенге в год. При этом в компании в 2013 году ожидают, что уровень страховых премий на одного застрахованного по сравнению с 2012 годом увеличится не более чем на 15%.
Г-жа Буранбаева уточнила, что сумма страховой премии зависит от многих факторов. В частности, от предлагаемого страхового покрытия, выбранных лимитов, количества застрахованных в группе, включения дополнительных опций. Именно поэтому, как отметила собеседница, показатель средней премии имеет весьма условный характер.
В «Нефтяной страховой компании» также отметили, что 90% стоимости программы медстрахования зависит от цены страховой услуги. «При увеличении цен на медицинские услуги со стороны лечебных учреждений страховые компании вынуждены повышать и стоимость полиса. Стоимость такой страховки зависит от нескольких факторов. Главные из них – это частота обращений в лечебные учреждения и стоимость медицинских услуг и препаратов», – уточнила Алмара Бижанова, начальник управления медицинского страхования АО «Нефтяная страховая компания».
К слову, в «Нефтяной страховой компании» на одного застрахованного средняя стоимость полиса медицинского страхования в 2012 году зафиксировалась в пределах 37 тыс. тенге. В компании прогнозируют, что этот показатель в 2013 году увеличится на 7-10%.
В АО СК «Казкоммерц-полис» в 2012 году приобретались программы страхования, средняя стоимость которых варьировалась в пределах от 30 тыс. тенге до 110 тыс. тенге.
В АО СК «Коммеск-Өмір» средняя сумма премии по медицинскому страхованию на одного застрахованного составляет порядка 50 тыс. тенге. По прогнозам Дмитрия Жеребятьева, председателя правления «Коммеск-Өмір», в течение 2013 года средняя сумма премии может вырасти на 5-10%.
Однако, как пояснили компании, для некоторых страховщиков главным инструментом в борьбе за клиента на данном рынке становится демпинг.
Как проинформировали в «Коммеск-Өмір», распространены случаи, когда клиент не может устоять от предложения застраховаться за полцены. «Однако тогда в период действия договора могут возникнуть проблемы. Например, программы страхования могут не соответствовать потребностям застрахованного – по набору услуг или лечебных учреждений. И при заключении нового договора клиент вряд ли приобретет страховку значительно дешевле, чем на рынке», – считает Дмитрий Жеребятьев.
Г-н Жеребятьев обратил внимание, что если в такую страховку не были заложены реальные тарифы, то способность страховой компании к выполнению своих обязательств перед клиентами будет постепенно снижаться.
Так, по словам г-жи Буранбаевой, в большинстве страховых компаний менеджмент больше заинтересован в наращивании продаж, чем в конечном результате бизнеса.
«По нашей оценке, в среднем страховые выплаты на рынке на 5% превышают заработанные премии, не учитывая административных расходов. Во многом такая ситуация определяется конкуренцией между страховщиками в условиях ограниченного спроса по медицинскому страхованию. Так, страховщики хотят заполучить клиента на любых условиях, и готовы предлагать очень низкие цены на страхование и большие комиссии посредникам», – уточнила г-жа Буранбаева.
Доля компаний пока значительна
Компании по-прежнему являются основными потребителями медицинского страхования.
Так, в «Коммеск-Өмір» доля премий корпоративного медицинского страхования в общем объеме премий по страхованию на случай болезни составляет порядка 95%.
«Преимущественно в Казахстане своих сотрудников на случай болезни страхуют ведущие зарубежные и крупные национальные компании, в которых медицинская страховка является неотъемлемой частью социальной политики. В их числе фармацевтические, аудиторские компании, банки, иностранные представительства и посольства», – пояснил глава «Коммеск-Өмір».
В «Нефтяной страховой компании» в 2012 году доля премий от корпоративных клиентов в структуре премий по медицинскому страхованию составляла около 90%. Однако, как отмечают в компании, за последние 2 года наметилась тенденция постепенного увеличения интереса к данному продукту со стороны физических лиц.
В «Казкоммерц-полис» объясняют значительную долю корпоративных клиентов в портфеле тем, что преимущественно стоимость программ страхования рассчитана на потребителей со средним уровнем дохода и выше. В «Архимедес Казахстан» доля премий по медицинскому страхованию, получаемая за счет страхования работодателями своих сотрудников, составляет не менее 99% от общего объема премий по страхованию на случай болезни.
Медстрахование по-прежнему убыточно
Как отмечают страховщики, медицинское страхование в Казахстане пока является убыточным. В «Коммеск-Өмір» обращают внимание, что рост убыточности, прежде всего, связан с постоянным повышением стоимости на медицинские услуги, медикаменты, а также с частыми обращениями застрахованных в клиники. «Имеют место и случаи «гипердиагностики», когда медучреждения назначают застрахованным большое количество ненужных медицинских процедур. Поэтому многие страховщики, занимающиеся медицинским страхованием, пошли по пути создания собственных медицинских центров и клиник», – проинформировал г-н Жеребятьев.
Страховщик обращает особое внимание, что порой компании не всегда могут покрыть убытки за счет других видов страхования.
В то же время г-н Жеребятьев проинформировал, что в настоящее время для «Коммеск-Өмір» медицинское страхование является безубыточным. «Этот вид бизнеса не приносит нам дохода. Обычно более крупные компании покрывают убытки по данному виду страхования за счет инвестиционного дохода. Другие – за счет обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», – подчеркнул Дмитрий Жеребятьев.
Как отмечают в «Нефтяной страховой компании», для страховщиков медицинское страхование является важным инструментом привлечения клиентов и позиционирования на рынке. В компании низкую рентабельность данного продукта связывают с нормативами, по которым предприятия рассчитывают бюджеты на страхование, и неизбежностью наступления страховых случаев. «Для выведения медицинского страхования на качественно новый уровень необходимо внести законодательные изменения в части внедрения обязательного медицинского страхования. Следует заменить существующую «бесплатную» государственную медицину на обслуживание населения медицинскими учреждениями, тесно сотрудничающими со страховыми компаниями», – пояснила Алмара Бижанова.
Так, по мнению г-жи Бижановой, у людей появится выбор, где лечиться. В частной или государственной клинике, по месту жительства или в другом месте. Как считает Алмара Бижанова, таким образом будет формироваться конкурентная среда, когда будут востребованы именно лучшие врачи и клиники. По ее словам, страховщики, чья деятельность является лицензируемой и регулируемой, смогут обеспечить прозрачность финансовых потоков и контроль за расходами денежных средств. «У страховых компаний наработаны механизмы по сбору премий, управлению рисками, имеются финансовые ресурсы. Также они имеют опыт создания и управления медицинскими учреждениями. Так, у многих компаний есть собственные ассистансы», – проинформировала г-жа Бижанова.
Как сообщили страховщики, именно инфляция тянет за собой увеличение расходов по выплатам. Так, в «Архимедес Казахстан» пояснили, что рост премий по медицинскому страхованию должен по крайней мере соответствовать так называемой «медицинской инфляции». То есть росту стоимости медицинских услуг и медикаментов, но на практике наблюдается отставание.
«Медицинская инфляция значительно опережает индекс общей инфляции. Так, цены на медикаменты и услуги клиник растут в среднем на 25%, в то время как общая инфляция составляет 8%. Уровень медицинской инфляции растет из-за увеличения себестоимости медицинских услуг – заработной платы врачей, расходных материалов, медикаментов, оборудования. Соответственно медицинская инфляция влечет за собой рост расходов страховщика на страховые выплаты», – проинформировала глава «Архимедес Казахстан».
Как сообщила г-жа Буранбаева, точки безубыточности страховщик достигнет тогда, когда страховые выплаты по медицинскому страхованию составят не более 80% от чистой страховой премии. «На практике этот показатель колеблется в районе 95-120%. По нашим оценкам, средний уровень убыточности медицинского страхования по рынку составляет 105%. Приближение уровня страховых премий к границе безубыточности на рынке происходит с большим трудом из-за ограниченного спроса и конкуренции между страховщиками», – проинформировала г-жа Буранбаева.
Отметим, что даже для компании «Архимедес Казахстан», которая специализируется только на медицинском страховании, этот вид бизнеса является убыточным. Как пояснила глава этой компании, прибыль поступает за счет инвестиционной деятельности. В частности, посредством размещения капитала и своих резервов на рынке ценных бумаг. Именно эта деятельность, по информации г-жи Буранбаевой, перекрывает получаемый операционный убыток от медицинского страхования.
Как считают в «Коммеск-Өмір», для того, чтобы медицинское страхование в дальнейшем стало прибыльным, для корпоративного сектора необходимо ввести налоговые преференции. Так, по мнению г-на Жеребятьева, развитию рынка медицинского страхования способствовалибы и персональные налоговые льготы, но с определенными ограничениями исходя из страховой суммы.
Источник - Kapital.kz