27
Сб, апр

Кредитные рейтинги: за и против

На седьмой международной конференции «Страхование в Центральной Азии» особый резонанс вызвал вопрос кредитного рейтинга. Необходимость получения кредитного рейтинга участники обозначили с двух сторон: с одной, это повысит привлекательность компании в глазах инвесторов и поможет в «освоении» зарубежных рынков.

Но, с другой, рейтинг не всегда может объективно отразить положение компании, а порой и сами компании, потратив на получение этого рейтинга немалую сумму, становятся заложниками своего рейтинга.

В контексте интеграции финансовых рынков Таможенного союза (ТС), казахстанские страховщики с надеждой смотрят на рынок перестрахования в России. Некоторые профучастники заявляли, что эти рынки почти закрыты для Казахстана, и местные страховые компании перестраховываются на западе. Но, по мнению ряда профучастников, важным остается вопрос рейтинга страховых и перестраховочных компаний. На VII Международной конференции «Страхование в Центральной Азии» председатель правления СК «Лондон-Алматы» Ергали Бегимбетов обозначил свое позитивное в целом отношение к российскому перестраховочному рынку, добавив, что возглавляемая им СК работает с некоторыми такими компаниями, и при этом не было случаев, чтобы российские компании не ответили по обязательствам перестрахования. «В личных беседах представители некоторых страховых компаний жалуются, что российские компании не платят по перестрахованию казахстанским компаниям при крупных убытках, но, с другой стороны, на официальных мероприятиях ратуют за то, что казахстанским компаниям нужно перестраховываться в России», - поделился мнением г-н Бегимбетов на конференции.

Саму идею получения рейтинга Ергали Бегимбетов обозначил и с «психологической» стороны. «Стремление казахстанских компаний к получению оценки сторонней американской компании представляют собой ситуацию, когда две компании в Казахстане, чтобы доверять друг другу, просят американскую компанию прорейтинговать друг друга», - привел пример глава СК «Лондон-Алматы». Спикер на примере также пояснил, почему стремление к получению рейтингов может повлечь за собой отток капитала из Казахстана. «Чтобы получить высокий рейтинг, компания все свои деньги должна инвестировать в ценные бумаги с рейтингом, к примеру, ВВВ. Следовательно, ей нужно вывести эти деньги из экономики Казахстана: ведь у нас единицы компаний с рейтингом ВВВ. В итоге, они не могут инвестировать в другие компании, которые обращаются на бирже, поскольку рейтинговое агентство может понизить рейтинг за такую инвестицию», - рассказал г-н Бегимбетов, добавляя, что считает целесообразным иметь в стране свой национальный рейтинг: деньги должны работать на экономику Казахстана. Спикер подчеркнул, что стратегическое назначение страхового рынка – получить длинные деньги для кредитования структурных проектов в стране.

Представитель одного из крупнейших рейтинговых агентств, в свою очередь, считает, что влияние рейтинга на эмитента не должно быть политизированным, или чрезмерным в целом. На конференции Виктор Никольский из рейтингового агентства Standarf&Poor's Russia/CIS рассказал, что рейтинговые агентства выступают против вынесения каких-либо рейтинговых ограничений через нормативные документы. «Во-первых, потому, что, если мы, к примеру, понизили рейтинг компании, то с нашей точки зрения компания стала несколько слабее. Но насколько – сложно сказать однозначно. Ведь для каких-то целей рейтинг ВВВ+ так же хорош, как и А-», - пояснил он. Г-н Никольский отметил, что порой снижение рейтинга приводит к тому, что компания теряет значимый кусок своего бизнеса, и даже бывали случаи закрытий компаний из-за понижения рейтингов. «Это очень опасные нормы, но в основном за рубежом. В Казахстане, возможно, не слишком высока подобная угроза, но с течением времени этот вопрос может стать весьма актуальным», - поделился собеседник.

Генеральный директор ОАО «Транссибирская перестраховочная корпорация» Ирина Постникова, однако, отметила, что даже, несмотря на порой необъективную оценку при вынесении рейтинга, ничего лучше на текущий момент для оценки эмитента еще не придумано. «Рейтинговая оценка, к сожалению, до настоящего времени как пропуск для работы на том или ином рынке», - подчеркнула она.

Касательно алгоритма оценки, с одной стороны, она объяснила, что он представляет собой относительно независимое суждение о финансовом состоянии компании, ее менеджменте, возможности исполнения своих обязательств, является ориентиром для клиентов и акционеров, да и просто хорошей рекламой. «С другой стороны - за собственные (и очень немалые) деньги страховая или перестраховочная компания является «заложником» рейтингового агентства. По его внезапным негативным комментариям вокруг компании поднимается паника, которая влечет за собой потерю клиентов и капитала», - добавила глава «Транссибирской перестраховочной корпорации». Она рассказала, что существующие мировые рейтинговые агентства были созданы под старую финансовую систему. «Мир меняется, выходят новые игроки, чьи интересы порой не учитываются. Поэтому необходимо обновление текущей системы», - считает она.

Ирина Постникова обратила внимание участников конференции на то, что пока все страны мира в той или иной степени испытывали влияние экономических кризисов, рейтинговые агентства снижали рейтинги далеко не всем государствам. «При падении промышленного производства в США, Великобритании или Японии, рейтинги этих стран сохранялись на прежних уровнях. При этом, страны БРИК с низкими рейтингами оказывали финансовую поддержку высокорейтинговым странам еврозоны», - подчеркнула она.

Председатель правления СК «БТА Страхование» Галым Амерходжаев подытожил, что рейтинговые агентства, в частности, Standard&Poors, против того, чтобы применялись административные ограничения в связи с рейтингами. «Но, с другой стороны, как российский, так и казахстанский страховые рынки вынуждены рейтинговаться, чтобы быть более привлекательными и прозрачными. Поскольку доверие в этом случае и зависит от рейтинговых агентств, важно не допустить политического влияния», - обозначил вторую сторону вопроса он. Спикер подчеркнул, что есть серьезные компании, которые не могут получить рейтинг выше суверенного, и на примере России видно, что это влияет на возможности ведения транснационального бизнеса.