В 2021 году количество условных исков о сбоях в работе увеличилось более чем в три раза, говорится в ежегодном отчете" Глобальный обзор убытков" (Global Claims Review), выпущенном компанией Allianz Global Corporate & Specialty.
В отчете глобального страховщика о корпоративных претензиях подчеркивается влияние макроэкономических проблем, таких как инфляция и киберпретензии, а также несколько микротенденций, которые оказали большое влияние на стоимость претензий, таких как растущее использование промышленных клеев производителями и низкое качество стали производства Китая.
AGCS заявила, что пандемия COVID-19 обошлась страховщикам по затратам меньше, чем первоначально предполагалось, но все же стоила $44 млрд, что заняло третье место в списке самых дорогостоящих стихийных бедствий, сразу после урагана Катрина и терактов 11 сентября.
«Компании и их страховщики продемонстрировали устойчивость к последствиям убытков от пандемии, но продолжающаяся война в Украине, резкий рост стоимости и частоты убытков от прерывания бизнеса и устойчиво повышенный уровень претензий по киберстрахованию создают новые проблемы», — говорит директор по урегулированию претензий AGCS Томас Сепп. «В то же время две основные причины претензий, пожары и стихийные бедствия, остаются значительными факторами убытков для компаний».
AGCS заявила, что пожар и взрыв являются основной причиной убытков, на которые приходится 21% стоимости всех претензий. За стихийными бедствиями, доля которых в убытках составляет 15 %, следует некачественная работа или техническое обслуживание — 9 %, авиационное столкновение или авария — 9 %, поломка оборудования — 5 %, бракованный продукт — 5 %, транспортные происшествия — 3 %, поврежденные товары — 3 %, небрежность или неправильный совет - 2% и урон от воды - 2%.
Условное прекращение деятельности не было указано в качестве отдельной причины убытков, но страховщик заявил, что это вызывает беспокойство. Убытки от прерывания бизнеса увеличивались в каждый из последних пяти лет, а убытки и количество исков в прошлом году увеличилось более чем в три раза по сравнению с предыдущими тремя годами.
«Сильный мороз в Техасе» в феврале 2021 года стал источником многих из этих заявлений. AGCS заявила, что предприятиям потребовалось несколько месяцев, чтобы нарастить производство после отключения электроэнергии, вызванного рекордно низкими температурами. Примерно в то же время пожар на заводе по производству полупроводников в Японии усугубил растущую нехватку микропроцессоров, «вызвав волновой эффект в глобальных цепочках поставок», сообщает страховщик.
В отчете говорится, что претензии по киберстрахованию по-прежнему являются значительным фактором затрат. AGCS заявила, что за последние два года она обрабатывала в среднем 1000 претензий по киберстрахованию в год по сравнению с менее чем 100 в 2016 году.
«Однако частота претензий начала стабилизироваться, хотя и на повышенном уровне», — говорится в отчете.
AGCS сообщила, что линия страхования ответственности директоров и должностных лиц также испытывает повышенные убытки. Хотя в 2021 году количество заявок на групповые иски по ценным бумагам сократилось, количество таких исков по-прежнему превышает исторический уровень, и есть признаки того, что стоимость урегулирования групповых исков увеличивается. Рост числа компаний по приобретению специального назначения, также называемых компаниями-бланшами, привел к убыткам D&O. Тем временем адвокаты истцов подали более 10 производных исков в суды штата Нью-Йорк от имени акционеров компаний, зарегистрированных за пределами США, что указывает на повышенный судебный риск.
«Серьезность претензий возросла», — заявила Анджела Сивилли, соруководитель группы по международной практике рассмотрения претензий коммерческих D&O и финансовых учреждений. «Например, судебные иски акционеров по деривативам обычно приводят к небольшим сумма урегулирования или корпоративным терапевтическим действиям, таким как изменения в совете директоров. Теперь мы видим, что эти дела урегулируются на несколько сотен миллионов долларов. Мы также наблюдаем более крупные решения по делам, рассматриваемым в арбитраже».
В отчете рассматривается проблематика с клеями и качеством продукции, требующие особого внимания. AGCS заявила, что растущее использование промышленных клеев в производстве электроники и автомобилей привело к увеличению стоимости ответственности за качество продукции и требований об отзыве продукции.
«По мере того, как все больше производителей возвращаются к использованию клея и промышленных клеев, мы заметили значительное увеличение затрат на ремонт за последние 18 месяцев», — заявила Биргит Воспер, глава группы международной практики по искам об общей ответственности. «Некоторые виды ремонта обходятся как минимум на 25% дороже, если не больше, из-за использования клея».
Плохое качество в строительстве вызывает аналогичный всплеск претензий в связи с качеством продукции, производимой в Азии. В частности, ряд строительных проектов был отложен из-за того, что китайская сталь не соответствовала стандартам качества, говорится в отчете. Воспер сказала, что у AGCS есть претензия на $300 млн по строительному проекту в Германии, где сталь от поставщика в Китае была непригодной для использования.
«Это проблема, с которой мы сталкиваемся все чаще и чаще», — сказала Воспер.
В отчете говорится, что инновационные конструкции, новые материалы и методы строительства вызывают крупные иски о профессиональной ответственности против архитекторов, инженеров, девелоперов и строительных компаний.
Претензии, связанные с облицовкой, сложны и включают множество сторон, что затрудняет установление ответственности. Великобритания предложила продлить срок исковой давности для подачи исков о дефектной работе с шести до 30 лет. Аналогичные меры были введены в Австралии.
«Предлагаемые изменения в британском строительном законодательстве продлят срок исковой давности и, возможно, переложат бремя претензий по дефектам облицовки на застройщиков, что может вызвать эффект домино для всех других специалистов, вовлеченных в строительный проект, таких как архитекторы и инженеры, что приведет ко второй волне претензий, связанных с облицовкой, в страховой отрасли», — заявил Диего Эссет, глава группы международной практики по искам о возмещении убытков от профессиональной ответственности.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz