22
Вс, дек

Автоподставщики осваивают новые схемы мошенничества

ugon autoНовые схемы автоподстав в России не только наносят убытки страховым компаниям и порядочным водителям, но и провоцируют кризис доступности полиса ОСАГО в ряде российских регионов.

На данный момент мошенники пользуются теми же правами, что и все автомобилисты, и до выяснения причин ДТП рассматриваются законом как обычные пострадавшие. Это может затруднять работу страховых компаний по проверке инцидентов, в которых факт мошенничества практически виден невооруженным взглядом.

При этом автоподставщики постоянно меняют мошеннические схемы. Если раньше на российских дорогах устраивали фальшивые аварии и ставили на автомобили заранее поврежденные детали, то сейчас машины в ДТП бьют по-настоящему – в расчете на возмещение ущерба страховой компанией.

«Проблема заключается в том, что про участника ДТП невозможно сходу сказать, что он мошенник, – объясняет председатель президиума ВСС Игорь Фатьянов. – Потому что до решения суда его нельзя так называть. Соответственно, страховые компании не могут увеличить время рассмотрения ситуации для проверки подозрительных действий, не могут получить от правоохранителей никакой дополнительной информации о страхователе».

Однако и в этой ситуации страховые компании и правоохранители стараются обличать злоумышленников оперативно. Так, в Краснодарском крае и Адыгее группу мошенников отправили под суд за 22 однотипных подставных ДТП. Злоумышленники выбирали подходящее место для аварии, распределяли «роли» каждого участника, прорабатывали схему столкновения и заранее просчитывали материальный ущерб и, что самое главное, – потенциальную выгоду. Чтобы поднять цену ДТП, использовали иномарки. От аферистов пострадали три страховые компании, которые оценили свой общий ущерб в 8 млн рублей.

Совместная работа региональных властей, страховщиков и правоохранительных органов помогла Краснодарскому краю выйти из высокорисковой «красной зоны» реестра мониторинга региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО от Центрального Банка России. Но Кубань все еще остается в «оранжевой» зоне как регион повышенного риска мошенничества в сфере страхования. Показатель средней страховой выплаты по «автогражданке» в 2021 году в крае достиг максимального уровня и превысил 115% от среднего значения по стране.

Среди десяти регионов высокорисковой «красной» зоны находится Приморье, где частота страховых выплат превышает среднероссийские значения на 52%. Одно из громких судебных разбирательств в регионе – 32 подставные аварии, совершенные одной семьей, владеющей семью автомобилями (и это только их доказанные преступления за 2021 год). Мошенники намеренно провоцировали аварии, выступали в них пострадавшей стороной и получали право на страховые выплаты. По неофициальной информации, семейство автомобильных аферистов может быть виновно в 160 подобных ДТП. Возможность для такого маневра злоумышленники обнаружили в букве закона: ремонт должен проводиться с использованием новых запчастей, и владелец дорогой или редкой машины вправе требовать соответствующие суммы от страховой компании.

 Еще один непростой страховой случай недавно произошел в Москве. Была раскрыта новая схема мошенников на премиальных автомобилях, которые намеренно подставляются под удар при перестроении на круговом движении. «Жертвой» обычно выбирается грузовик или фургон коммерческого транспорта. Водитель легкового транспорта движется по правой полосе и не только «не замечает» перестроения грузовика слева на кругу, но и специально увеличивает скорость, чтобы попасть в аварию и обвинить в ней другого водителя.

Такая автоподстава при первом рассмотрении выглядит типичным ДТП при перестроении, но при подробном изучении камер наблюдения удается обнаружить мошенничество. По подсчетам страховых компаний, четыре машины Bentley одного и того же владельца попадали в схожие ДТП в среднем раз в три дня, на его счету около 60 аварий, а «доход» от каждого страхового случая составлял порядка 800 тысяч – 1 млн рублей.

«Обычный клиент страховой компании по ОСАГО в среднем становится виновником ДТП примерно один раз в 15 лет. Если же человек попадает в аварию пять раз в год и чаще – это явный признак того, что клиентом страховой стал автоподставщик, – комментирует Игорь Фатьянов. – Но критерии расследования для добросовестных водителей и автоподставщиков одинаковые, и это осложняет борьбу с мошенниками».

В рейтинге популярных сценариев автоподстав также остаются угоны машин под видом аренды (авто оформляют в аренду, а потом угоняют за границу), автомобили-двойники (оригинальная машина попадает в серьезное ДТП, а застрахованный автомобиль-двойник объявляется похищенным) и даже имитация гибели в ДТП.

Например, филиал одной из страховых компаний в Волгоградской области столкнулся с заявлением родственника мужчины, якобы погибшего в ДТП – в этом случае положена выплата в 500 тысяч рублей. Но позже служба экономической безопасности компании выяснила, что комплект документов был подделан, ДТП и погибших в нем не было. Пойманным аферистам грозит до 10 лет лишения свободы. Да и в целом санкции за страховое мошенничество в России серьезные: реальные сроки тюремного заключения и крупные денежные штрафы.

Мошенничество на дорогах разоряет не только страховые компании: чем больше поддельных страховых случаев, тем убыточнее становится ОСАГО для рядовых автомобилистов и тем выше устанавливаются тарифы на него.

Во Всероссийском союзе страховщиков считают, что одной из мер в рамках борьбы с мошенничеством могло бы стать разрешение страховым компаниям увеличивать сроки рассмотрения некоторых страховых случаев. Это касается тех ситуаций, когда у страховой компании есть серьезные подозрения, что ДТП могло быть потенциально подставным, и когда об этом свидетельствуют серьёзные аргументы.

Источник: Информационный проект «Страхование: Общественная экспертиза»