В недавнем отчете McKinsey ставится под сомнение актуальность страховой отрасли в будущем и говорится, что страховщикам пора действовать.
В довольно жестком отчете содержится предупреждение о том, что фундаментальная структура страховой отрасли и даже ее актуальность ставятся под сомнение. В том числе это основано на том факте, что половина игроков в отрасли не окупают стоимость собственного капитала.
Критиковать структуру и направленность сектора — это одно, а ставить под сомнение актуальность страхования — совсем другое. Риск-менеджеры часто указывали на то, что, возможно, большинство их рисков, или некоторые из самых больших, не подлежат страхованию. И, конечно, многие риски обрабатываются через формирование собственных резервов, хеджирование и т.п. или через контракты. Но действительно ли мир риска был бы лучше без страховки?
Вот десять причин, по которым коммерческое страхование все еще актуально:
1. Природных катастроф становится все больше
По мере развития климатических изменений становится ясно, что природные катастрофы увеличиваются как по масштабам, так и по частоте. Каждый год мы слышим истории о том, что это был худший год для природных катастроф за всю историю наблюдений. Второстепенные опасности вызывают больше беспокойства, чем большие природные катастрофы, а погодные условия меняются, например, ураганы в США перемещаются на север и становится более суровым.
2. Новые риски продолжают появляться
Новые риски всегда будут возникать по мере развития технологий и общества. И хотя страховая отрасль реагирует не сразу, обычно, в конце концов она доходит до этого. Емкость, конечно, может быть проблемой, а также рост цен (как в случае с киберрисками в настоящее время), но, по крайней мере, есть какое-то покрытие. Альтернатива — просто взять на себя все потери. И да, правительства могут помочь в краткосрочной перспективе, как в случае с пандемией Covid-19, но все они хотят уйти с этого поля как можно скорее.
3. Растущая потребность в страховании превышения убытка
Текущий жесткий рынок, конечно, заставил многие организации увеличить удержание и обратить внимание на самострахование. Формирование кэптивов растет, и кэптивы пишут больше, чем когда-либо прежде. Но это не исключает страховку. В результате также возрастает спрос на покрытие превышения убытка, перестрахование, защиту от убытков и т. д. Обмен долларом/евро/фунтом со страховщиками не имеет смысла, но ни одна корпорация не хочет брать на себя риск катастроф или риск агрегации, кроме страховой отрасли.
4. Экспертиза рисков
Страхование как концепция основано на распределении риска – убытки немногих оплачиваются премиями большинства. Но есть также обмен информацией о потерях многих. Информация о рынке и сравнительный анализ являются бесценной частью страхового мира. Страховщики тратят целые состояния на улучшение управления данными и аналитики, потому что понимают их ценность. Страховщики являются экспертами в области рисков – они должны быть такими, чтобы оставаться в бизнесе.
5. Сглаживание баланса
Без страховки, когда потери покрываются по мере их возникновения, финансовый директор будет в ярости. Оплата ущерба за счет собственного бухгалтерского баланса была бы повсюду, и будущее финансовое планирование было бы «выброшено из окна». Это не значит, что страхование идеально. Цикл андеррайтинга также является кошмаром для финансовых директоров, когда премии растут без видимой веской причины. Но в целом страхование — это инструмент для сглаживания рисков, сглаживания последствий убытков и обеспечения удовлетворенности членов совета директоров (особенно при наличии хорошего страхового покрытия D&O).
6. Какие есть альтернативы?
Страховая отрасль выживала и процветала на протяжении веков – она проверена временем. Альтернативы есть, но они всегда оставались второстепенными или использовались вместе со страхованием. Рынки капитала и структуры ILS имеют свое место, но обычно только для перестраховщиков и очень крупных корпораций, поскольку эти структуры могут быть дорогими и громоздкими. О параметрических решениях много говорят, и они имеют место быть, но у них много ограничений.
7. Социальная инфляция
Стоимость судебных разбирательств, огромные суммы вознаграждений в США и растущая склонность к сутяжничеству в мире вызывают у компаний все большую озабоченность. Эта проблема распространяется из США, и по мере распространения групповых исков и финансирования судебных процессов компании не в состоянии справиться с огромным финансовым ударом таких исков, когда расчеты могут исчисляться миллиардами долларов. Присяжные не доверяют крупным корпорациям и, естественно, хотят сурово наказать крупный бизнес, когда он ошибается. Социальная инфляция, безусловно, не исчезнет.
8. Инновации происходят медленно
Сектор страхования не известен своей динамичностью, инновациями и дальновидностью. Но образ андеррайтера Ллойда с гусиным пером давно ушел в прошлое, и отрасль осознала преимущества цифровизации и новых технологий. Страховщики вкладывают огромные средства в цифровизацию, искусственный интеллект, блокчейн, API и технологии в целом. И сектор взаимодействует с новаторами в виде технологичных страховых компаний и MGA, чтобы найти новые способы работы, новые решения и новые способы взаимодействия с клиентами.
9. Непредсказуемость — новая норма
Кто-то однажды сказал: «Будущее уже не то, что раньше». Сейчас слишком много «неизвестных неизвестных». Моделирование становится все более сложным, а это означает, что планирование рисков и их снижение становятся еще более сложными. Страхование всегда было связано с неожиданной потерей. А в современном мире неожиданное становится все более вероятным (хотя и не предсказуемым). В таком мире страхование актуально как никогда.
10. Мягкий рынок вернется — так всегда бывает
Недовольство страхованием, как правило, возникает в периоды жесткого рынка, когда снижается емкость, растет стоимость и условия страхования становятся «недружественными». Цикличность страхового рынка неизбежна, как неизбежны экономические циклы. Но мягкий рынок вернется - так всегда бывает.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz