29
Пт, март

Размышления о рынке киберстрахования в 2018 году: отчет Aon

В 2018 году премии по киберстрахованию в США выросли примерно на 10% по сравнению с прошлым годом и составили $2,03 млрд.

Киберстрахование является почти обязательным условием осуществления бизнеса практически для всех компаний на современном рынке. Такие события, как атаки WannaCry и Petya, наряду с различными нарушениями кибербезопасности в ряде отраслей, высветили разрушительный потенциал кибератаки. Даже небольшая фишинговая атака может нанести вред бизнесу из-за ущерба репутации и прерывания бизнеса.

Возможно, именно поэтому киберстрахование продемонстрировало охват так же широко, как и раньше. Но, согласно отчету Aon, киберпортфель американских страховщиков в 2018 году не рос такими же темпами, как в 2016 и 2017 годах, когда, по их словам, ежегодные темпы роста превышали 30%.

Несмотря на это, рынок киберстрахования имеет ряд положительных признаков. В четвертом издании обзора, проведенного компанией Aon под названием US Cyber Market Update представлен обширный анализ рынка в 2018 году. Вот несколько основных выводов.

Маленькие коммерческие проблески

Яркое пятно, которым ознаменовался 2018 год, представляло собой появление малого бизнеса в портфеле киберстрахования. Малые и средние предприятия (МСП) медленнее приходили к пониманию необходимости приобретения киберстрахования, чем крупные корпорации, но этот сегмент в настоящее время растет.

«Существует миф о том, что малому бизнесу не нужно беспокоиться о кибератаках, и это всего лишь миф», - говорит Джонатан Лаукс, глава отдела кибернетической аналитики в Aon Reinsurance Solutions. «Но наше исследование показало, что киберриск увеличивается с увеличением размера компании, а это означает, что компании малого и среднего бизнеса имеют меньшую частоту и тяжесть убытков по сравнению с более крупными компаниями. Даже при более низких премиях, взимаемых за такое покрытие, страховщики, которые увеличили охват за счет компаний малого и среднего бизнеса смогли работать очень прибыльно».

Основываясь на оценках киберрынка МСБ, Aon пришел к выводу, что киберпортфель небольших коммерческих компаний вырос почти на 19% в 2018 году и на 42% в 2017 году. В целом по отрасли рост составил 10% и 27% соответственно. Коэффициенты потерь в сегменте малого и среднего бизнеса также показали лучшие результаты, чем в целом по отрасли, в среднем 24,2% в 2018 году.

Большая концентрация рынка

В 2018 году сборы премий по киберстрахованию в США выросли примерно на 10% по сравнению с прошлым годом и составили 2,03 млрд долларов. Премии от бизнеса, включенного в виде опций в пакетное страхование выросли скромно, увеличившись на 6% в годовом исчислении. Премии по киберстрахованию, как отдельному продукту выросли на 14%. Однако Аоn отмечает, что относительные темпы роста стоимости пакета и отдельного продукта могут вводить в заблуждение, поскольку несколько крупных страховщиков в 2018 году изменили свои объявленные премии в разрезе категорий.

Концентрация рынка киберстрахования по объему подписанных первичных премий (по доле в портфеле)

270619

В общей сложности 184 страховщика сообщили о том, что в 2018 году они писали киберриски, что на 14 страховщиков больше по сравнению с 2017 годом.

В целом рынок стал более концентрированным в 2018 году. На пять крупнейших страховщиков киберрисков приходилось 53% прямых подписанных премий, по сравнению с 51% в прошлом году, а на первую десятку приходилось 70% против 69% в прошлом году. Это было заметное изменение с 2017 года, когда мелкие участники росли быстрее, чем рынок в целом.

Большая частота, уменьшенная тяжесть

Прямой отраслевой коэффициент убыточности составил 35,4% по всем полисам, при этом в части отдельных и пакетных продуктов данные по коэффициенту убыточности составили 34,4% и 36,8% соответственно. Коэффициенты потерь всем сегментам ухудшились с 2017 года, но остались ниже уровней 2015–2016 годов. Примечательно, что коэффициент убыточности отдельных продуктов в отрасли фактически улучшился на 1,0 базисный пункт.

Аоn обнаружил, что увеличение коэффициента потерь в 2018 году было связано, главным образом, с увеличением частоты претензий. Средняя частота обращений в 2018 году по всем компаниям составила 4,2 требования на 1000 полисов по сравнению с 3,5 в 2017 году.
Этот скачок частоты компенсируется снижением тяжести претензий. Сдвиг в сторону более высокой частоты и более низкой тяжести подтверждается множеством случаев в 2018 году, включая возросшую активность вымогателей через ПО, краже криптовалют и т.д..

В 2018 году количество претензий по отдельным программам киберстрахования превысило число претензий по пакетным программам, составив 68% всех претензий. Для для отдельных полисов киберстрахования первичные заявки составили 61% от общего числа, в то время как для пакетных программ первичные заявки составили 74% от общего числа. Частота заявления претензий была выше для отдельных программ киберстрахования и составила 46,9 на 1000 полисов по сравнению с 2,4 на 1000 пакетных программ.

Лаукс говорит, что злоумышленники, которые действовали масштабно уступили место широко распространенным мелким вымогателям. При этом он отмечает, что «требования о выкупе растут по мере того, как злоумышленники обретают уверенность и меняют свою тактику, чтобы усилить контроль над сетями жертв», добавляя, что в настоящее время «претензии по рискам затяжных атак и перерывов в бизнесе также растут».

«Поэтому я не думаю, что тяжесть убытков снизилась, она просто изменила форму», - говорит Лаукс.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz