Отрасль страхования жизни в Казахстане уверенно «отвоевывает» долю в портфеле совокупных страховых премий, в том числе и за счет эксклюзивного страхования по классу ОСНС.
Обязательное страхование работника от несчастного случая (ОСНС) в июле 2018 года решением регулятора страхового рынка было полностью передано в ведение компаний общего страхования (КСЖ). Прежде, участие компаний общего страхования (КОС) в качестве перестраховщиков премий ОСНС, распределяло риски класса между секторами. Кроме того, КОС принимали самое активное участие в страховании компаний малого и среднего бизнеса, задействуя свои агентские сети и получая собранные объемы премий в перестрахование за минусом перестраховочной комиссии. Крупный бизнес, при этом оставался прерогативой КСЖ, как по части премий, так и по части рисков на собственном удержании.
Еще в ноябре прошлого года, анализируя предварительные итоги ОСРНС ( см. В Казахстане от перемены мест слагаемых результат «уходит в минус» ) портал Allinsurance.kz обозначил ряд потенциальных проблем, которые могу сыграть «злую шутку», как в развитии самого класса ОСНС, так и некоторых КСЖ. Начнем по порядку.
Уровень проникновения ОСНС снижается
Доступные статистические данные, опубликованные НБРК по состоянию на 1 мая 2019 года явно свидетельствуют о сокращении количества, как действующих договоров ОСНС, так и замедлении динамики заключения новых. При наметившейся тенденции роста количества договоров ОСНС за сопоставимый период 4 месяцев 2017 и 2018 года наблюдался рост премий на 8, 2 %, а количество заключенных договоров выросло на 6,4 %. При этом средняя премия на один договор по состоянию на 1 мая также незначительно выросла с 477 тыс. тенге в 2017 году до 485 тыс. тенге в 2018 году. В тот же период средняя премия по действующим договорам снизилась с 506 тыс. тенге в 2017 году до 499 тыс. тенге в 2018 году на аналогичную дату, при том, что количество действующих договоров показало рост на 12%.
Динамика 2017-2018 годов свидетельствует о том, что портфель ОСНС был активно наводнен мелкими договорами с представителями МСБ, которые по данным Агентства по статистики РК составляют значительную долю по количеству субъектов предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства относятся компании с количеством работником до 50 человек и на 1 октября 2018 года действующие предприятия малого бизнеса составляли 266,3 тыс. компаний. Для сравнения, на ту же дату количество представителей среднего бизнеса составляло 6,1 тыс. компаний, а крупного бизнеса 2,4 тыс. предприятий.
Судя по объему действующих договоров ОСНС по состоянию на 1 мая в разные годы, та динамика прироста количества застрахованных работодателей, которую обеспечивали КОС в 2017 и 2018 году, резко поменяла направление с уходом КОС с рынка ОСНС, поскольку количество заключенных договоров за 4 месяца 2019 года сократилось сразу на 30%, так же, как количество действующих договоров упало на 26%.
Не может быть двух мнений, что снижение произошло за счет «ухода из системы» именно малого бизнеса. Причин для этого несколько:
- во-первых, рост показателя минимальной заработной платы до 42 тыс. тенге в 1,5 раза поднял уровень страховых премий для самых маленьких, но при этом самых безубыточных страхователей;
- во-вторых, запрет на выплату агентского вознаграждения по продаже полисов ОСНС с 2021 года и "приписка" агента к одной страховой компании исключил из продаж важное звено – агента общего страхования, который, в основном и занимался привлечением мелких страхователей.
Кроме того, перенаправления усилий агентских сетей КСЖ на более экономически выгодные продукты накопительного страхования и пенсионные аннуитеты также стало причиной резкого снижения охвата по ОСНС.
Динамика показателей системы ОСНС по состоянию на 1 мая 2017-2019 годов
Источник: НБРК, расчеты Allinsurance.kz
Одним словом, существовавшее много лет противостояние КОС и КСЖ в рамках неоднозначного для страхового рынка класса ОСРНС завершилось полной победой КСЖ, но, судя по текущей статистике, интересы КСЖ сместились в область крупных игроков рынка, где премии больше. Но при этом больше и риски.
Риски портфеля ОСНС для КСЖ растут
На основе приведенных статистических данных видно, что за сравнимый период 4 месяцев 2018 и 2019 годов уровень выплат по ОСНС находится в довольно комфортном диапазоне для КСЖ и в среднем по рынку не превышает 16%.
Динамика страховых премий и выплат по ОСНС по состоянию на 1 мая 2018-2019 годов, в тыс. тенге
Источник: НБРК, расчеты KIREMBAYEV
Такой уровень прямой убыточности сложился после отмены законодательных норм, в соответствии с которыми страховщики перестали выплачивать за утрату профессиональной трудоспособности (УПТ) от 5% до 29%, куда попадают хронические и профессиональные заболевания. Сейчас расходы по этим выплатам, которые предусмотрены трудовым законодательством, несут сами работодатели. Работодатели очень недовольны таким положением дел, в том числе введением, в свое время, так называемой «обратной силы» и все настойчивее у них проявляются реваншистские настроения по возврату к былой схеме функционирования ОСНС.
Особенно жестко эта проблема стоит в отношении крупных работодателей – предприятий реального сектора, в частности горно-металлургических компаний. За радужной картиной низкой текущей убыточности мы можем пока не видеть скрытые будущие судебные убытки, вероятность появления которых достаточно высока, если вспомнить ситуацию с одной известной крупной страховой компанией, которая была вынуждена уйти с рынка в результате проигрыша судебных процессов с крупной добывающей компанией. При этом, такой результат возник всего после одного года страхования, а если таковых будет больше – несколько лет, да и еще и подряд…
В Казахстане не так много крупных индустриальных объектов, и охота со стороны КСЖ за ними ведется серьезная. После того, как КСЖ получили возможность применять к сумме премий так называемый «поправочный коэффициент», который компания применяет исходя из своей «собственной субъективной оценки риска» страхователя, конкуренция за «жирного клиента» стала приводить к откровенному демпингу. В итоге, «игра на понижение» приводит к тому, что страховщик-победитель получает право страховать работников по тарифу, который ниже реального производственного риска.
Если такому страховщику повезет и застрахованное предприятие избежит большого числа серьезных страховых случаев, страховые премии станут прибылью страховщика. Ну, а если не повезет, то….. Результат уже известен, история помнит такой пример, который случился не так давно, в 2013 году.
Чем больше проблема, тем меньше о ней говорят
Как на текущий момент КСЖ формулируют основные свои отраслевые проблемы, связанные с ОСНС, которые они заявили на встрече с руководством НБРК, которая прошла 7 июня 2019 года?
Прежде всего, КСЖ беспокоит низкий контроль за соблюдением работодателями законодательства об ОСНС со стороны государственных органов, поскольку количество заключенных договоров падает, а увеличивать их число как-то надо, чтобы сбалансировать портфель. В этой связи КСЖ предлагают ввести сверку сведений о действующих предприятиях, имеющихся в базе данных органов государственных доходов, с данными ЕСБД о действующих договорах ОСНС для того, чтобы выявлять «зайцев», не исполняющих закон. Кроме того, включение сведений по договорам ОСНС в формы ежегодной налоговой отчетности и передача органу государственных доходов контроля за наличием у работодателя договора ОСНС также, по мнению КСЖ, способно исправить ситуацию со снижением охвата.
Второй вопрос, который для КСЖ имеет значение – это отнесение класса ОСНС к отрасли страхования жизни.
И это все…
Вопрос разработки прозрачной системы скидок и надбавок (поправочных коэффициентов), которые реально могли бы стать инструментом повышения заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда, установлении адекватных страховых премий страховщиками и, при этом, исключить ценовой демпинг, пока тоже не обсуждается.
Ну, и самый основной вопрос: насколько адекватны резервы КСЖ для покрытия возможных убытков крупных работодателей (по итогам рассмотрения споров в судах), учитывая высокую концентрацию рисков в связи с выходом из системы ОСНС компаний общего страхования, снижения количества «безубыточных» мелких страхователей и роста антиселекции за счет ценового демпинга?
Будем ждать результатов и следующих шагов в части ОСНС от компаний по страхованию жизни...
Подготовлено порталом Allinsurance.kz