Онлайн страхование в Казахстане

Воскресенье, 19 мая 2019
Menu

Страховщики предлагают базовые продукты из-за слабого рыночного спроса

По итогам 2018 года премии по ОГПО ВТС составили 60,7 млрд тенге против 20 млрд тенге по каско

Автострахование является самым массовым в Казахстане, с тех пор как владельцев транспорта законодательно обязали страховать свою ответственность перед третьими лицами – другими водителями, пешеходами и теми, кто с появлением различных малых средств передвижения всё больше отвоевывает место на дорожном полотне.

Официально этот вид называется «Обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (ОГПО ВТС) и очень популярен у страховых компаний (СК) именно ввиду своей обязательности. Страховой портфель по ОГПО ВТС в случае ухода страховой компании с рынка – предмет борьбы для остальных игроков. А перемещение СК на верхние строчки ренкинга крупнейших страховщиков по ОГПО ВТС – повод для особой гордости и обсуждаемая тема в профессиональных кругах.

Однако существует и другое автострахование, не такое ёмкое, не столь публичное и с гораздо меньшими сборами – страхование автокаско. Разница в том, что ОГПО ВТС страхует ответственность водителя за ущерб имуществу и здоровью третьих лиц, а каско защищает непосредственно автомобиль: от мелких царапин до угона. Во всех этих и других случаях страховая компания обязуется произвести ремонт или возместить стоимость.

Каско работает на добровольных принципах, поэтому собирать премии приходится по рыночным законам, что не всегда получается из-за менталитета многих авто­владельцев – нежелания нести дополнительные расходы и слабой оценки собственных рисков. Хотя страховщики недоумевают, когда потребитель «разорился» на приличную машину, однако не хочет финансово обезопасить её от непредвиденных обстоятельств.

К слову, стоимость и количество приобретаемых казахстанцами новых авто ежегодно растет. Так, по данным союза предприятий автомобильной отрасли «Каз­АвтоПром», в 2018 году граждане приобрели свыше 52 тыс. новых легковых машин на 550 млрд тенге. Средняя стоимость автомобиля составила 8,5 млн тенге, увеличившись на 8% к 2017 году. Сегменты бизнес- и премиум-класса (10–15 млн тенге и свыше 15 млн тенге соответственно) занимают 17 и 11% в продажах, показав рост на 7,5% и превысив по объёму четверть первичного рынка.

Несмотря на этот рост, автолюбители не стремятся покупать две страховки. Выручка страховщиков по обязательному автострахованию традиционно превышает сборы по добровольному. По итогам 2018 года премии по ОГПО ВТС составили 60,7 млрд тенге против 20 млрд тенге по каско.

Тем не менее сборы за последний год стали наконец положительными. Динамика растёт и с начала 2019-го. За январь-февраль премии по каско выросли на 29% – с 2,9 млрд до 3,7 млрд тенге. Однако поводов для радости у рыночных страховщиков не так много: «кассу» сделали пробанковские страховщики, страхующие автокредитование. «Увеличение премий произошло за счет банковского страхования, когда страховщики, аффилированные с банками, увеличили сборы на 44%, тогда как небанковские – всего на 1%», – объясняет председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин. Он указывает на сокращение числа заключённых договоров с юридическими лицами по причине падения их страховой активности. За два первых месяца 2019 года заключено 17,8 тыс. договоров против 19,5 тыс. в январе-феврале 2018-го, или на 9% меньше. При этом возросла средняя премия по договорам юрлиц – до 560 тыс. с 436 тыс. тенге, что привело к общему росту премий по каско. По договорам с физлицами существенных изменений не произошло.

Сервис в помощь

«Страхование не покупается, а продаётся», – любят повторять страховщики, подразумевая, что у всех СК практически одинаковый набор продуктов по схожим ценам. Чтобы выделиться, необходимы программы лояльности и сервис: ведь о качестве страхования потребитель судит по постпродажному обслуживанию, прежде всего скорости и адекватности выплат.

Базовый пакет услуг по каско: царапины, ДТП, кража деталей, угон, падение деревьев, стихийные бедствия, полная гибель авто. Практически все компании предлагают клиентам программу-трансформер – самостоятельный выбор рисков и опций. С помощью калькулятора можно просчитать стоимость полиса и оплатить его онлайн, получив 10–20%-ную скидку или рассрочку. «СК обычно предлагают такие опции, как круглосуточная поддержка кол-центра, услуги службы аварийных комиссаров, эвакуатор, предоставление рассрочки при оплате и уменьшение сроков для осуществления страховых выплат», – перечисляет Ханин. Дополнительно могут предложить ремонт на специальном СТО, выплату до 500 тыс. тенге без документов, минимальные размеры франшизы, безлимитную выплату в пределах страховой суммы без подтверждающих документов компетентных органов, покрытие риска ДТП в любой ситуации независимо от вины страхователя.

Председатель правления СК Amanat Ергали Бегимбетов полагает, что сегодня страховые компании конкурируют по каско преимущественно в ценовом поле. Это касается как прямых продаж, так и других каналов реализации продуктов. Ещё рано говорить, что качество продуктов каско и сервиса существенно выросло. «Развитие конкуренции через стоимость имеет как положительный, так и отрицательный эффект. С одной стороны, продукт становится доступнее, за счёт снижения цен всё больше людей приобретают каско. С другой – низкая стоимость ухудшает условия продукта, что формирует негативное отношение к нему в момент страхового случая», – развивает мысль Бегимбетов.

Страхование покрывает убытки от непредвиденных событий и основано на теории больших чисел, когда риски «размазываются» на огромное число застрахованных и все платят за одного. Выявить страхователей, чаще всего попадающих в негативные события, – первая задача страховой компании. Выгода здесь очевидна. Страховщик меньше выплачивает клиенту, повышает маржу акционерам и может больше прибыли пустить на развитие сервиса, наращивая конкурентные преимущества.

На западных рынках в автостраховании уже вовсю используют искусственный интеллект для снижения аварийности и более персонализированного подхода к продажам полиса. Появились стартапы, которые увидели в слабой оценке рисков вождения возможность для бизнеса. Они создают телеметрические продукты, оценивающие склонность водителя к рискованному вождению. Устройство отслеживает манеру вождения, скоростной режим, маневры, пробег, наблюдает, как водитель разгоняется, как тормозит и совершает повороты. Датчик может быть в виде отдельного прибора, вставляемого в диагностический порт авто, и даже обычным смартфоном. Информация доступна СК и водителю, который через мобильное приложение следит за статистикой и получает рекомендации о том, что необходимо исправить в манере вождения. Более рисковые водители платят за страховку дороже.

В Казахстане оценка рискованности водителя базируется на системе «бонус-малус», когда на основании данных дорожной статистики ему присваиваются баллы (за безаварийную езду) или вычитаются (за наличие ДТП). Несовершенство системы в том, что водитель может скрыть свое участие в ДТП и не доплачивать страховщику за повышенный риск.

При этом страховщики не исключают, что телеметрия в первую очередь дойдёт именно до каско. «Если речь о системе транспортной телематики, то по обязательному автострахованию она, как правило, не используется. Не исключено, что со временем она будет внедряться страховщиками, но, скорее всего, по каско, – говорит Ханин. – За рубежом автовладелец при использовании систем мониторинга может получить солидную скидку на каско – от 30 до 50%. Для СК тоже очевидны плюсы – риск вероятности создания клиентом аварийной ситуации намного ниже. Еще один плюс для всех – повышение уровня безопасности на дорогах». Например, страховые компании могут тестировать клиента на предмет того, каким образом он действует при парковке авто в случае ухудшения погодных условий или же как часто автомобиль надолго остается «брошенным» в неустановленных для парковки местах.

По мнению Бегимбетова, ситуация с сервисом всё ещё находится в отложенном состоянии. «Мы считаем, что на местном рынке сервис по каско растет благодаря усилиям трёх-четырёх компаний. Эти игроки предлагают продукт, который по качеству и уровню на голову выше, чем у остальных. Наши коллеги из Великобритании признались, что ряд казахстанских компаний предоставляют даже более качественный сервис, чем у них. Опыт США, Сингапура, Австралии, Германии мне не знаком, поэтому здесь сравнивать не могу», – добавляет собеседник.

О выплатах – с любовью

Выплаты являются ключевым индикатором оценки клиентом качества услуг СК. Основные претензии состоят в том, что страховщики либо не платят вообще, либо платят мало и после волокиты. В настоящее время приоритетной формой выплаты по ущербу автомобиля (по каско и по обязательному автострахованию) являются денежные выплаты. Хотя возмещение в натуральной форме – предоставление ремонта вместо денег – законодательно разрешено, и компании этим пользуются.

Страховщики объясняют неразвитость натуральных выплат возрастным автопарком, популярностью у населения подержанных машин, у которых высокая амортизация. Средств на ремонт таких авто не хватает, даже при использовании б/у запчастей. Другая сторона вопроса – стоимость ремонта новых машин, особенно стоящих на гарантии, владельцы которых не хотят заменять оригинальные детали китайскими. Это также повышает расходы.

Вместе с тем СК не прочь сделать акцент на натуральное возмещение как более перспективное в части обслуживания клиентов и развития взаимодействия с автосервисными компаниями.

Сегодня оценка стоимости ремонта определяется страховщиком самостоятельно. По словам Ханина, при урегулировании страховых случаев используется программный комплекс Audatex для оценки стоимости восстановительного ремонта транспортных средств. Описание повреждений производится на рабочем месте, а расчёт – на сервере Audatex в режиме онлайн, при этом клиент может наблюдать за процессом оценки. «Таким образом, технология подразумевает мгновенный обмен информацией, избежание бумажной волокиты, конфликтных ситуаций и значительное сокращение сроков выплат», – констатирует собеседник.

Несмотря на рыночный характер прироста страховых премий, когда динамику добавляет страхование автокредитов, каско остается одним из самых перспективных направлений. Парк автомобилей обновляется, и новые, более дорогие машины должны стимулировать владельцев к приобретению финансовой защиты. Точно так же, как и особенности климатических условий отдельных регионов. Все помнят вирусные видео про штормовые ветра весной прошлого года в столице, когда на припаркованные авто падали части от зданий, что, по мнению экспертов, послужило толчком для спроса на каско в регионе.

В любом случае на развитие добровольных видов страхования оказывают влияние уровень и динамика доходов населения. Именно этот фактор будет определять перспективы продуктов каско. Также важно развивать культуру страхования среди населения.

Если говорить о проблемах, то, по мнению Бегимбетова, по каско есть случаи коррумпированности сотрудников правоохранительных и судебных органов, мошенничества некоторых лиц. Всё это ведёт к увеличению расходов СК на расследования и страховые выплаты. Эти факторы существенно повышают себестоимость каско, а соответственно, и стоимость продукта для потребителей. «Другой фактор – текущие и новые требования регулятора, ведущие к росту расходов СК. Многие из этих норм оправданны и в перспективе принесут пользу рынку. Но есть требования, которые создают серьёзные трудности в деятельности компаний. Мы бы хотели, чтобы все действия регулятора были направлены на общее оздоровление и развитие рынка, не сводясь исключительно к контрольно-карательным мерам», – резюмирует собеседник. 

 

Источник: Forbes.kz

 

Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

В России горят более 20 тыс. га леса

17-05-2019 Просмотров:61

В России горят более 20 тыс. га леса

Больше всего пожаров зафиксировано на территории Хабаровского края

В Шанхае 10 человек погибли в результате обрушения здания

17-05-2019 Просмотров:66

В Шанхае 10 человек погибли в результате обрушения здания

Рухнула стена старой фабрики, которую готовили к сносу

Австралия: все больше людей намерены уйти на пенсию, несмотря на…

17-05-2019 Просмотров:90

Австралия: все больше людей намерены уйти на пенсию, несмотря на недостаточный уровень сбережений

Число граждан Австралии, планирующих выйти на пенсию в течение следующих 12 месяцев,...

Япония: крупнейшие страховщики не-жизни намерены повысить ставки страховых взносов

17-05-2019 Просмотров:87

Япония: крупнейшие страховщики не-жизни намерены повысить ставки страховых взносов

Четыре крупные японские страховые компании общего страхования планируют повысить ставки страховых взносов...

Индия: регулятор стремится облегчить процесс идентификации клиентов для страховщиков

17-05-2019 Просмотров:84

Индия: регулятор стремится облегчить процесс идентификации клиентов для страховщиков

Страховой регулятор планирует обратиться к правительству за разрешением использования Aadhaar, 12-значного идентификационного...

Aon и Guy Carpenter инициируют применение блокчейна для оптимизации перестрахования

17-05-2019 Просмотров:88

Aon и Guy Carpenter инициируют применение блокчейна для оптимизации перестрахования

Брокеры Aon и Guy Carpenter объединились с Institutes RiskStream Collaborative, чтобы упростить...

Страховые брокеры опасаются за свое будущее в неопределенные времена: исследование

17-05-2019 Просмотров:102

Страховые брокеры опасаются за свое будущее в неопределенные времена: исследование

Страховые брокеры беспокоятся о будущем своего бизнеса на фоне всех технологических достижений...

Цены коммерческого страхования выросли на 3% в первом квартале 2019…

17-05-2019 Просмотров:85

Цены коммерческого страхования выросли на 3% в первом квартале 2019 года: Marsh

Средние цены на коммерческое страхование выросли на 3,0% в первом квартале 2019...

Морские страховщики Лондона оценят уровень риска после атаки судов на…

17-05-2019 Просмотров:90

Морские страховщики Лондона оценят уровень риска после атаки судов на Ближнем Востоке

Рынок морского страхования Лондона соберется, чтобы оценить необходимость изменения уровня риска для...

Чистая прибыль Generali в первом квартале выросла на 28%, чему…

17-05-2019 Просмотров:99

Чистая прибыль Generali в первом квартале выросла на 28%, чему способствовали продажи активов

Generali, крупнейшая страховая компания Италии, сообщила о росте чистой прибыли первого квартала...

Как эффективно передать капитал будущему поколению

17-05-2019 Просмотров:113

Как эффективно передать капитал будущему поколению

Частные полисы страхования жизни зарекомендовали себя как удобный инструмент наследования во многих...

Munich Re формирует глобальное партнерство с поставщиком телематики The Floow

17-05-2019 Просмотров:60

Munich Re формирует глобальное партнерство с поставщиком телематики The Floow

Munich Re сообщила, что будет сотрудничать с телематическим провайдером The Floow. Сделка...

Президент Белоруси разрешил заключать договоры страхования в электронном виде без…

16-05-2019 Просмотров:75

Президент Белоруси разрешил заключать договоры страхования в электронном виде без цифровой подписи

Александр Лукашенко подписал указ № 175 «О страховании», которым страховым организациям расширены...

В Узбекистане с 2021 года внедрят систему обязательного медицинского страхования

16-05-2019 Просмотров:61

В Узбекистане с 2021 года внедрят систему обязательного медицинского страхования

В первую очередь, медицинским страхованием будут охвачены работники крупных компаний и организаций....

Составлен список самых смертоносных автомобилей

16-05-2019 Просмотров:71

Составлен список самых смертоносных автомобилей

Ресурс iSeeCars.com изучил данные Страхового института дорожной безопасности (IIHS) о смертности в...

Сектор страхования жизни в странах СНГ: риски и потенциал

16-05-2019 Просмотров:134

Сектор страхования жизни в странах СНГ: риски и потенциал

Страхование жизни в настоящее время является драйвером роста на всех развивающихся рынках...

Castel представляет брокерскую платформу электронной торговли для нестандартных и сложных…

16-05-2019 Просмотров:51

Castel представляет брокерскую платформу электронной торговли для нестандартных и сложных рисков МСП

Castel Specialty, подразделение клубной образовательной платформы MGA Castel Underwriting Agencies, запустило новое...

Следующий NotPetya уже здесь? Может быть, и эксперты обеспокоены

16-05-2019 Просмотров:119

Следующий NotPetya уже здесь? Может быть, и эксперты обеспокоены

Вызывающая беспокойство новая атака по взлому компьютеров заражает цепочки поставок программного обеспечения,...

Китай: Ping An укрепляет позиции самого дорогостоящего страхового бренда в…

16-05-2019 Просмотров:60

Китай: Ping An укрепляет позиции самого дорогостоящего страхового бренда в мире

Ping An продолжает считаться самым сильным и самым дорогостоящим страховым брендом в...

Индия: страховщики требуют 100% участия в стартапах InsurTech

16-05-2019 Просмотров:62

Индия: страховщики требуют 100% участия в стартапах InsurTech

Страховщики ведут переговоры с финансовым регулятором IRDAI относительно того, чтобы позволить им...

Beazley запускает киберстрахование для отрасли морского судоходства

16-05-2019 Просмотров:73

Beazley запускает киберстрахование для отрасли морского судоходства

Специализированный страховщик Beazley создал продукт морского киберстрахования для удовлетворения быстро растущих потребностей...

Турция повышает налог с продаж в иностранной валюте на страхование…

16-05-2019 Просмотров:65

Турция повышает налог с продаж в иностранной валюте на страхование и банковское дело

Официальный вестник страны заявил в среду, что Турция подняла до 0,1% с...

Франция отслеживает потенциальное мошенничество в области ядерной безопасности через сообщения…

16-05-2019 Просмотров:57

Франция отслеживает потенциальное мошенничество в области ядерной безопасности через сообщения добровольных информаторов

Французский ядерный регулятор ASN заявил, что начал расследование элементов мошенничества и фальсификаций,...

Установлен виновник самого смертоносного пожара в истории Калифорнии

16-05-2019 Просмотров:32

Установлен виновник самого смертоносного пожара в истории Калифорнии

Энергетическую компанию Pacific Gas and Electric назвали виновницей самого смертоносного природного пожара...