09
Сб, нояб

Долгожданный законопроект о введении в России unit-linked не обрадовал страховщиков жизни

insur lifeНовый законопроект Минфина, согласно которому в России может быть введен новый вид страхования - долевое страхование жизни (ДСЖ), вызвал серьезное беспокойство у страховщиков жизни.

В практике зарубежных стран данный вид инвестиционного страхования давно известен под названием unit-linked. На рынке Европы он является одним из самых востребованных продуктов для инвестиций. Российские страховщики жизни давно ждали поправок в закон, которые позволили бы и им предлагать его клиентам. Однако, как показал опрос, проведенный «Интерфаксом», описываемый в законопроекте unit-linked не похож на существующие мировые аналоги, к тому же с его появлением страховщики могут лишиться своих традиционных программ инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ).

По словам советника генерального директора по взаимодействию с государственными органами СК «Сосьете женераль страхование» (бренд «Росбанк страхование») Глеба Яковлева, на первый взгляд, предлагаемое законопроектом долевое страхование жизни обладает всеми признаками продуктов unit-linked. За счет полученной страховой премии страховщик приобретает активы, предусмотренные договором. Размер выплат привязывается к стоимости этих активов, выплата происходит в трех случаях: по окончанию договора (в размере текущей стоимости активов), при наступлении страхового случая (в размере страховой суммы плюс текущей стоимости активов), в случае досрочного расторжения договора (в размере выкупной суммы плюс текущей стоимости активов). Инвестиционный риск по такому продукту несет клиент, а не страховщик, но при этом в течение срока действия договора клиент находится под страховой защитой.

В отличие от стандартных продуктов ИСЖ выплата по договору unit-linked напрямую зависит от стоимости активов. Клиент получает возможность разместить практически всю страховую премию в инвестиционные инструменты и получить более масштабный результат от инвестирования.

«Однако при более детальном изучении законопроекта становится ясно, что предлагаемый продукт «долевое страхование жизни» - это не unit-linked в том понимании, в котором он известен в Европе. Ключевым моментом является то, что это не страховой продукт, а инвестиционный продукт ПИФ плюс страховка. К выплате предполагается сумма, полученная в результате инвестиционной деятельности страхователя. И в отличие от договоров страхования ИСЖ, НСЖ и классического европейского unit-linked, в предлагаемом «долевом страховании жизни» собственником инвестиций (ПИФов) становится клиент, а не страховая компания. Разбирая конкретные ситуации, которые возникают в ходе исполнения договора, мы видим, что факт владения страхователем активами обращается скорее против него», - прокомментировал агентству Глеб Яковлев.

В Банке России в настоящее время изучают законопроект Минфина. Регулятор будет участвовать в дальнейшей дискуссии по его внедрению на рынке. Там считают, что имущество клиентов не должно находиться в распоряжении страховщиков, чтобы в случае банкротства компании оно не попадало в конкурсную массу. При обсуждении законопроекта в ЦБ РФ планируют придерживаться следующих предпосылок.

«Страхователь должен принимать участие в принятии инвестиционных решений. Для клиента должна быть понятна структура расходов по продуктам ДСЖ. Страховщик должен вести учет имущества клиентов отдельно от своего имущества. На случай банкротства имущество клиентов не должно попадать в конкурсную массу страховщика. Мы полагаем, что эти задачи могут быть решены за счет применения к ДСЖ механизмов, используемых на рынке коллективных инвестиций», - прокомментировали агентству в пресс-службе ЦБ РФ.

Вместе с тем одним из преимуществ договора страхования жизни в настоящее время является возможность адресной выплаты конкретному лицу, определённому страхователем (выгодоприобретателю), минуя процедуру наследования и не включая по общему правилу страховую выплату в наследственную массу. Если страхователь станет владельцем ПИФов, то утратит такую возможность. Кроме того, ряд сложностей, по мнению компаний, возникает, если страхователь и застрахованное лицо - разные лица.

«Законопроект в текущей редакции не предполагает возможности изменения состава активов в течение срока действия договора страхования, хотя это является одной из особенностей и привлекательных сторон продукта unit-linked для страхователя. Ряд ограничений и неудобств в этой части также связаны с фактом владения активами страхователем», - говорит Глеб Яковлев.

Один на всех

Еще одно разочарование у страховщиков жизни законопроект вызвал в связи с его условием прекратить продажи других продуктов страхования жизни с инвестиционной составляющей. После внесения изменений в действующий перечень видов страхования «распределение инвестиционного дохода среди выгодоприобретателей будет возможно только в рамках долевого страхования жизни», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению страховщиков, это очень серьезное ограничение, и в первую очередь для клиентов, поскольку они будут лишены возможности купить менее рискованные долгосрочные продукты, такие как НСЖ, или такие продукты с защитой капитала инвестора, как ИСЖ.

В Европе unit-linked не выделяется в отдельную категорию, в отдельный вид страхования, а входит в гораздо более широкую группу. Такие продукты, как накопительное страхование жизни (endowment) и ИСЖ, не запрещены.

«Предложенная Минфином концепция не совсем отражает ранее обсуждавшиеся рынком с Банком России продуктовые конструкции. Страховщики ожидают, что ДСЖ появится в дополнение к текущим продуктам ИСЖ и НСЖ, а не вместо них - расширяя, а не сужая продуктовую полку. Мы рассчитываем, что регулятор совместно с рынком подготовит необходимые изменения в части дополнения текущей линейки страховых продуктов, и в конце 2022 года мы сможем запустить долевое страхование жизни», - прокомментировал «Интерфаксу» генеральный директор «Сбербанк страхование жизни» Игорь Кобзарь.

В компании заявили, что в целом поддерживают введение нового вида страхования, как и предложение разрешить продажу ДСЖ только при условии наличия у страховой компании лицензии управляющей компании. Это позволит сохранить единый подход к регулированию похожих продуктов с инвестиционной составляющей на рынке.

«Unit-linked продукты вместе с НСЖ - это основа страхового и финансового рынка в Европе. Прозрачность, гибкость и уникальный налоговый статус - это то, что выгодно выделяет unit-linked и делает его продуктом первого выбора даже у массового клиента. Текущий законопроект вызывает много вопросов по реализации этих качеств в ДСЖ. Например, ограничение активов 156 ФЗ может привести к клонированию рынка ПИФ на стороне страховых компаний, а не к созданию дополнительной ценности для клиентов», - сообщил агентству руководитель управления инвестиционного страхования СК «Росгосстрах жизнь» Борис Борзунов.

Он также добавил, что предложение отключить дополнительный инвестиционный доход в продуктах НСЖ «вызывает опасения». «Это может негативно сказаться на клиентской ценности продукта, что может поставить под риск развивающийся рынок накопительного страхования жизни, на который сейчас делает особый фокус страховое сообщество», - сообщил Борзунов.

Управляющий директор отдела страховых и инвестиционных рейтингов агентства «Эксперт РА» Алексей Янин в комментарии «Интерфаксу» заявил, что помещение ДСЖ в один ряд с такими уже привычными инвестиционными продуктами, как ПИФы и ИИСы, положительно скажется на конкуренции. Подобное расширение продуктовой линейки страховщиков «должно привести и к росту объемов рынка, и к его качественному развитию», однако одновременный отказ от других видов страхования с участием страхователя в инвестиционном доходе стал бы «огромным шагом назад и привел бы к очень значительному сокращению рынка и серьезному сужению линейки доступных для клиентов страховых продуктов».

«Полагаю, что в результате проработки представленной концепции она, скорее всего, претерпит определенные изменения, и радикального запрета на остальные виды страхования, как минимум на классическое долгосрочное накопительное страхование жизни с участием в инвестдоходе, все-таки не будет», - прокомментировал Янин.

Если же все-таки страховщикам запретят осуществлять какие-либо виды страхования, то компаниям потребуется как минимум один год, в течение которого можно будет получить лицензию на управление активами, и до окончания этого периода они бы хотели иметь возможность предлагать существующие инвестиционные страховые продукты.

Источник: Финмаркет