По страховке частенько продают машины на российском, армянском, киргизском учёте или у которых серьёзные проблемы с документами. Состояние приличное, цена, естественно, вкусная. Казалось бы, бери и радуйся! Но… В общем, давайте попробуем разобраться.
На первый взгляд при данном способе оформления сделки всё абсолютно законно, но нужно понимать, что юридически автомобиль вам не принадлежит и вы всё делаете на свой страх и риск.
Упразднение доверенностей, необходимых когда-то для управления автомобилем, позволило продавцам вписывать покупателей в страховку, при этом никаких документов на право собственности для заключения договора о страховании не требуется. Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» это позволяет (п.3 ст.13). Примечательно, что при оформлении нового договора ОГПО покупателю даже не обязательно вписывать в электронный документ хозяина авто. Делает страховку на себя — и всё!
Соответственно, продать машину, купленную по страховке, можно лишь аналогичным способом — вписав в договор о страховании нового человека. В результате мы получаем машину с техпаспортом, оформленным десять лет назад на какого-нибудь незнакомого дядю Васю из села Кукуево Урюпинского уезда наших северных соседей, которую ввезли в Казахстан по доверенности и восемь раз передавали из рук в руки по страховке. И здесь кроется опасность!
Пока автомобиль числится на российском учёте, налоги на него начисляются в РФ. Вам повезёт, если вы платите налоги за владельца (зная ИНН или УИН, это можно делать онлайн), в противном случае хозяин авто устанет от «чужих» долгов и снимет его с учёта. Номера и ПТС признают недействительными, и машина, что называется, повиснет в воздухе. До поры до времени с этим проблем не возникнет, но аукнется после введения электронных ПТС и объединения баз данных обоих государств. (Слияние уже не раз откладывалось, но рано или поздно это всё-таки произойдёт.) Авто без доков всплывёт при первой же полицейской проверке. Итог — штрафстоянка, суды и т. д.
Следует помнить, что, согласно Гражданскому кодексу РФ, доверенность, даже генеральная, с правом передоверия, по которой ввозили машину в Казахстан, должна выписываться на какой-то определённый срок. Документ без указания времени действия утрачивает силу в течение года. Также доверенность аннулируется в случае смерти хозяина авто, признания гражданина недееспособным, безвестно отсутствующим или банкротом. Машина может в любой момент стать предметом дележа в судебных разбирательствах и быть в аресте.
Кроме того, на российских номерах вам могут всучить так называемый дубль. То есть автомобиль, угнанный или ввезённый в РФ в качестве «конструктора», к которому подобрали аналог, зарегистрированный в ГИБДД. Подделали на него документы (доверенность, СРТС и т. д.) и раскатывают по территории Казахстана. Вскроется подлог в случае вашей попытки въехать на нём в Россию или же опять-таки после объединения баз данных.
В общем, во всех вышеперечисленных случаях машины вы точно лишитесь. И это ещё не всё. Что ж, едем дальше!
На днях к нам с вопросом обратился читатель. Приведём его письмо полностью:
«Здравствуйте! У меня российский учёт. Из документов только техпаспорт. Недавно попал в ДТП. Пострадал мой автомобиль и ещё одна машина. А при разбирательстве выяснилось, что все три машины на российском учёте! В итоге страховая компания виновника отказала нам в выплате, потому что у нас нет генеральной доверенности от хозяина авто. У виновника гендоверенность есть, и его страховая компания приняла от него заявления. А как нам быть теперь, подскажите».
«Никак! — ответили мы. — Страховая компания абсолютно права».
Согласно п. 4 ст. 25 закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», «при причинении вреда имуществу потерпевшим признаётся собственник данного имущества».
Управление машиной по страховке, как мы уже говорили, права собственности не даёт. То есть юридически владельцем автомобиля является только тот, на кого оформлен техпаспорт. Соответственно, ему и будут предназначаться страховые выплаты. Таким образом, при управлении автомобилем, купленным по страховке, нельзя получить возмещения ущерба в случае ДТП.
Машину вам в итоге придётся ремонтировать за свой счёт (или тащить на свалку, если повреждения значительны). Ведь мало того что страховая компания не признает вас собственником и не выплатит деньги, так подобного же мнения будет придерживаться и суд, куда вы обратитесь в надежде взыскать компенсацию с виновника в гражданском порядке.
Перед покупкой по страховке стоит лишний раз задуматься, ведь вы можете в любой момент лишиться машины, а в случае ДТП не получится возместить с виновного ущерб по закону.
Автор: Алексей Старков, kolesa.kz